В статье автор анализирует основные движущие силы, механизмы и условия развития личности.
Ключевые слова: развитие личности, саморазвитие, самовоспитание.
Движущими силами развития любой личности являются те факторы, от которых зависит сам процесс развития в целом. Под ними подразумеваются побуждающие источники развития. Однако, перед тем как переходить к подробному рассмотрению вопроса развития личности, следует дать определение понятия личности. По мнению Болотовой А. К., личностью можно назвать человека, взятого в системе его устойчивых социальных характеристик, которые являются определяющими для нравственных поступков, имеющими большое значение для человека и его окружения, а также проявляющимися в общественных отношениях [2, С. 246]. Галигузова Л. Н. считает, что личность — это особое качество, приобретающееся человеком в обществе; в совокупности межличностных отношений [4, С. 198–215].
В первую очередь к структуре личности относятся: свойства характера, эмоции, воля, способности, темперамент, мотивация и социальные установки. Эти характеристики являются устойчивыми и отражают индивидуальность человека, определяя его поступки.
К основным постулатам теории личности, по мнению Ананьевой А. А., относятся следующие [1, С. 263]:
— В качестве социально обусловленных элементов к структуре личности относятся её естественные, природные черты и стороны. Биологические аспекты существуют в качестве социальных;
— Процесс становления и развития каждой личности неизбежно сопряжен с необходимостью преодоления различных сложностей и ограничений, что вызывает социальную деятельность и активность личности;
— Личность человека возможно понять только в системе устойчивых межличностных связей, которые обусловлены ценностями и вкладываемым смыслом каждого из участников. Развитие личности невозможно в условиях отсутствия социального окружения;
— Определение личности неразрывно связано с понятием персонализации. Эмоции, имеющие ценность для человека с точки зрения отождествления его индивидуальности, порождают потребность в персонализации.
Говоря о зарубежных теориях развития личности, следует отметить, что их можно разделить на три модели:
— Модель конфликта;
— Модель самореализации;
— Модель согласованности.
Модель конфликта подразумевает наличие двух противоположных друг другу движущих сил, одна из которых характерна для человека как для социальной единицы, а вторая как индивидуальности. В такой модели конфликта существует два подхода: психосоциальный и интрапсихический.
В модели самореализации в отличие от модели конфликта предполагается наличие у человека не двух конфликтующих, а одной направляющей силы развития личности.
Модель согласованности основывается на признании важности того эмоционального опыта и той информации, которую человек получает в ходе взаимодействия с окружающей средой. Считается, что личность в большей мере определяется взаимодействием с миром чем биологическими свойствами человека. Движущей силой развития личности в модели согласованности является желание человека контролировать события, которые с ним происходят.
В российских теориях развития личности не существует одной общепринятой концепции. Развитие личности многогранно и помимо биологических аспектов, может включать в себя профессиональное, творческое, духовное и т. д. развитие человека. Так, отдельным вопросом для рассмотрения может стать вопрос о саморазвитии.
Концептуальная модель саморазвития личности представляет единство его содержательных, функциональных и динамических сторон. Схематично общая модель такой концепции представлена на рисунке ниже:
Рис. 1. Концепция саморазвития личности [4, С. 136]
Говоря о личности, как о субъекте развития, следует отметить, что личность является субъектом развития, если оно направлено на рост, становление и изменение человека. В ходе процесса саморазвития личность как субъект развития выполняет активность, которая направлена на преобразование самого человека как объекта в границах его внутреннего мира.
Личность как объект развития воплощает черты объекта развития и обозначается как «Я-развиваемое». В этом смысле объект развития означает некую часть внутреннего мира личности, на которую личность, как субъект, направляет свою деятельность, и которая поддается этим воздействиям.
Для рассмотрения вопроса субъект-объектных отношений, следует остановиться на вопросе о функциях субъекта. Субъект выступает в качестве источника деятельности, которая направлена на объект, выступающий в роли приложения этой деятельности. Однако, функция субъекта не обусловлена исключительно той деятельностью, которую он осуществляет. В лекциях Макаровой И. В. выделяются следующие функции субъекта [5, С. 175–180]:
— Осуществление преобразующей деятельности;
— Осуществление неадаптивной деятельности;
— Разрешение противоречий;
— Самодетерминация;
— Самовоспитание;
— Обеспечение эффективности осуществления деятельности.
В настоящий момент в психологии до сих пор одной из серьезных теоретических проблем является вопрос о понятийном аппарате, который затрагивает понятия «саморазвитие» и «самовоспитание». Очень часто эти понятия отождествляются и используются как синонимы, также возможно определение одного понятия через другое.
В случае если под саморазвитием понимать произвольное самоизменение личности как осознанное культивирование определённых черт и качеств, то понятия «саморазвитие» и «самовоспитание» по своему значению равны. Однако, если обратить внимание на исходные понятия, а именно «развитие» и «воспитание», то отличие в их семантике очевидно. Следовательно, основное отличие заключается в смысле этих слов.
Самовоспитание является неотъемлемой частью воспитания, их связь многообразна и сложна. Механизм самовоспитания носит субъект-объектный характер развития личности и имеет психолого-педагогическую направленность. Освоение форм и методов самовоспитания способствуют интеллектуальному, культурному и социальному развитию человека.
Таким образом, самовоспитание в качестве основополагающего инструмента развития личности обладает целенаправленностью и осознанностью и отражает те представления результатов развития, которые личность стремится достичь, в то время как термин саморазвития является более общим.
Литература:
- Ананьева А. А. Разработка психологических проблем общения / А. А. Ананьева — М., 2016. — 321 с.
- Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. — М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. — 526 c.
- Бреслав Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав — М., 2018. — 213 с.
- Галигузова Л. Н. Ступени общения / Л. Н. Галигузова — М., 2017. — 215 с.
- Макарова И. В. Общая психология: Краткий курс лекций / И. В. Макарова. — М.: Юрайт, 2016. — 182 c