Конституционно-правовая ответственность правительства РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 26.03.2022

Статья просмотрена: 3063 раза

Библиографическое описание:

Дамдинова, Д. А. Конституционно-правовая ответственность правительства РФ / Д. А. Дамдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 137-140. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89682/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящей статье раскрываются особенности конституционно-правовой ответственности Правительства РФ. Автором раскрыт ретроспективный анализ развития конституционного законодательства по вопросам конституционно-правовой ответственности Правительства РФ. Особое внимание уделено отставке Правительства РФ. Указаны основные моменты, которые позволяют решить возникшую проблему.

Ключевые слова : конституционно-правовая ответственность, Правительство РФ, конституционная реформа, основания конституционно-правовой ответственности, субъекты конституционно-правовой ответственности, конституционные деликты.

Основываясь на нормах Конституции России [1] и федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве РФ» [2] (далее по тексту Закон № 4-ФКЗ) можно выделить следующие меры, которые при исследовании фактических обстоятельств могут быть мерами конституционно-правовой ответственности в данной сфере:

1) отставка Правительства России;

2) освобождение от должности Председателя Правительства России;

3) освобождение от должности заместителя Председателя Правительства России;

4) освобождение от должности федерального министра.

Конституция России 1993 г. в ст.ст. 115–116 и Закон № 4-ФКЗ в ст.ст. 34–35 закрепляет основания, условия отставки Правительства России, а также сложение им своих полномочий. Правительство России слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, так закрепляется в статье 116 Конституции России 1993 года. Данное положение является логичным, т. к. новый Президент РФ подбирает под свою политику кадры, которые готовы воплощать его идеи.

Сложение полномочий Правительства России реализуется только в случае вступления в должность вновь избранного Президента России. Очевидно, в данном случае, речь не идет о какой-то негативной оценки деятельности правительства и соответственно о мере конституционно-правовой ответственности говорить не приходится.

Отставка Правительства России возможна по инициативе Президента России, Государственной Думы Федерального Собрания России (в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству России), а также же если Правительство само подаст в отставку. Если речь идет о инициативе самого Правительства России подать в отставку, то в данном случае нет конституционно-правовой негативной оценки деятельности Правительства России и о наличии какого-либо конституционного правонарушения и соответственно возложения на Правительство России мер конституционно-правовой ответственности речи быть не может. Данный вопрос регулируется в части 1 статьи 117 Конституции России 1993 г. Примером может служить отставка Правительства Медведева Дмитрия Анатольевича, который решил уйти в отставку и предоставить Президенту России возможность принимать все необходимые для этого решения после оглашения Послания Президента России Федеральному Собранию 15 января 2020 года в котором были анонсированы существенные преобразования в Конституции России 1993 года. Также поступил 12 сентября 2007 года Председатель Правительства России М. Е. Фрадков. Правительство России ушло в отставку по своей инициативе чтобы обеспечить Президенту России свободу в выборе решений. До этого Правительство России уходило в отставку шесть раз, из них только правительство М. Е. Фрадкова ушло по «собственной инициативе». Так, 23 марта 1998 года Президент России Б. Н. Ельцин отправил в отставку Правительство России во главе с Председателем Правительства России Черномырдиным В. С. Причина отставки была в экономической плоскости, новое Правительство России должно было преодолеть экономические проблемы. Однако, 23 августа 1998 года Б. Н. Ельцин отправил в отставку проработавшее всего несколько месяцев Правительство России. 12 мая 1999 года Б. Н. Ельцин подписал очередной указ об отставке правительства, на этот раз во главе в Е. М. Примаковым. Причиной также называлась необходимость преодолеть экономический кризис [3, с. 73].

Следующее Правительство России проработало до 9 августа 1999 года и также ушло в отставку по решению Президента России. В данном случае срок полномочий был менее трех месяцев, причины не назывались. На этом череда быстрой смены Правительства России по инициативе Президента России завершилась. Президент России воспользовался своим правом отправить Правительство России в отставку 24 февраля 2004 года.

В. В. Путин объявил об отставке Правительства России под председательством М. М. Касьянова. Исходя из анализа эмпирического материла можно сделать вывод, что истинные причины отставки Правительства России были скрыты от народа.

Таким образом в действующей Конституции России 1993 г. и Закон № 4-ФКЗ расплывчато представлены формы ответственности исполнительной власти при осуществлении государственных полномочий. В восьми статях главы VI Конституции России «Правительство России» нет и намека на конституционно-правовую ответственность исполнительной власти перед народом. Народу как носителю суверенитета и единственному источнику власти в Российской Федерации представлено лишь право выражать недоверие органам государственной власти в сроки, отведенные для организации и проведения свободных выборов.

Таким образом, если в основе принятого решения Президентом России лежит инициатива Правительства России (ч. 1 ст. 117 Конституции России), то в этом случае нет состава конституционного правонарушения и нет конституционно-правовой ответственности, если только речь не идет о «вынужденных» действиях в отношении Правительства России. Если Президент России принимает решение о отставке Правительства России в соответствии с ч. 2 ст. 117 Конституции России, то ситуация может носить двойственный характер.

Все остается на усмотрение Президента России, причины могут быть названы или нет. Часть отставок Правительства России происходила без озвучивания причин. В каких-то случаях, явная неудовлетворительная экономическая политика. В данном основании как обоснованно отмечает А. В. Крысанов тесно связана политическая и позитивная конституционно-правовая ответственность [4, с. 46]. Придание большей конкретики в данной сфере позволит стабилизировать деятельность Правительства России и обозначит четкие критерии оценки эффективности деятельности Правительства России. Однако, закрепление, например, каких-то четких показателей, таких как падение ВВП на какое-то количество процентов и как следствие автоматическая отставка Правительства России вызывает озабоченность [5, с. 14]. На наш взгляд конституционно-правовая ответственность должна наступать за виновные деяния по решению суда.

Ранее отставка Председателя Правительства России повлекла бы за собой отставку всего Правительства России, в действующей же редакции Конституции России 1993 года и Закона № 4-ФКЗ есть возможность освободить от должности Председателя Правительства России и оставить функционировать всё Правительство в прежнем составе. Тоже самое касается и членов Правительства России.

Согласно статье 11 Закона № 4-ФКЗ предусматривается два основания прекращения деятельности члена правительства. Первое это «освобождение от должности члена правительства», а второе «отставка члена Правительства России». Закон дает возможность члену Правительства России самостоятельно, инициативно подать в отставку, которая принимается или не принимается Президентом России. Соответственно, в случае подачи в отставку члена правительства речь о конституционно-правовой ответственности не идет. В тоже время, если он освобождается от должности, то здесь исходя из фактических обстоятельств дела речь может идти о конституционно-правовой ответственности члена Правительства России. Таким образом, конкретное основание конституционно-правовой ответственности в законе не указано. Если обратиться к анализу норм Конституции России, действующего законодательства и правоприменительной практики, то можно выделить следующие основания освобождение от должности: это могут быть последствия профессиональной деятельности, либо нарушение ограничений и запретов, которые налагаются на членов правительства.

По основаниям действующего Закона № 4-ФКЗ Указами Президента Российской Федерации от 9 ноября 2020 года № 684, № 685 были освобождены: от должности Министра транспорта Российской Федерации Дитрих Евгений Иванович, от должности Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Кобылкин Дмитрий Николаевич. В обоих случаях в тексте причины не указаны.

Средства массовой информации связали освобождение от должности с критикой за реализацию мусорной реформы и нацпроекта «Экология». «В конце сентября аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что ситуация с мусорными полигонами в России «близка к критической» [6, с. 67]. На лицо последствия профессиональной деятельности, которые привели к освобождению от должности, но главный вопрос политическая эта ответственность или конституционно-правовая остается открытым.

Кроме того, конституционно-правовая ответственность Председателя Правительства России, его заместителей и федеральных министров должна носить особый характер исходя из объема полномочий, закрепленных за членами правительства.

Привлечение к конституционно-правовой ответственности должно быть с привлечением Конституционного Суда или Верховного Суда, которые устанавливают наличие состава конституционного правонарушения. Возможность применять политическую ответственность в отношении членов правительства президент должен иметь в абсолютном объеме с целью пресечения политического кризиса. Однако Государственная Дума получила возможность утверждать кандидатуры членов Правительства, предложенные Председателем Правительства России.

Необходимо закрепить возможность контроля со стороны Государственной Думы за предложениями сделанными кандидатами в члены Правительства. Связать отчеты перед Государственной Думой и данные программы. Данные решения повысят прозрачность и эффективность деятельности Правительства России [6, с. 68].

Таким образом, конституционно-правовая ответственность является специфическим видом юридической ответственности, обладает некоторыми особенными признаками, своим аппаратом принуждения, именуемым конституционными санкциями, направленными на упорядочение отношений специфического круга субъектов, охрану целостности Основного Закона Российской Федерации, гарантию обеспечения его предписаний. В условиях постоянно развивающегося общества возрастает роль ответственности государства перед самим обществом и перед личностью в частности, вследствие чего необходим усиленный контроль за деятельностью органов власти и должностных лиц, а также добросовестность в осознании и несении личностной ответственности каждого субъекта конституционно-правовых отношений по осуществлению своих конституционных прав и обязанностей.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (ред. от 1 июля 2020 года) // Российская газета. — № 237. — 1993; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.11.2020.
  3. Кошелев Е. В. Конституционно-правовая ответственность правительства России и его членов / Е. В. Кошелев // Право и государство: теория и практика. — 2021. — № 5. — С. 71–75.
  4. Крысанов А. В. Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации и его должностных лиц: основания и порядок реализации / А. В. Крысанов // Конституционное и муниципальное право. — 2013. — № 5. — С. 45–48.
  5. Чупилкина А. Ф. Конституционно-правовая ответственность Председателя Правительства Российской Федерации: экономический концепт действительности / А. Ф. Чупилкина // Конституционное и муниципальное право. — 2017. — № 7. — С. 10–14.
  6. Кошелев Е. В. Конституционно-правовая ответственность — важнейший институт публичного права / Е. В. Кошелев // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — 2021. — № 21–2. — С. 67–68.
Основные термины (генерируются автоматически): конституционно-правовая ответственность, Правительство России, Конституция России, Президент России, Российская Федерация, Государственная Дума, отставка, отставка Правительства России, Председатель Правительства России, член Правительства.


Похожие статьи

Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности: понятие и признаки

В настоящей статье раскрываются особенности понятия конституционно-правовой ответственности. Автором раскрыты признаки конституционно-правовой ответственности и выявлены их сущностные особенности. Особое внимание уделено основаниям конституционно-пра...

О конституционно-правовом статусе Правительства Российской Федерации и его конституционно-правовых признаках

Данная статья предусматривает собой тезисное исследование, посвященное проблемам определения конституционно-правового статуса Правительства РФ, его основным признакам. В работе проводится анализ термина «правительство», а также положений Конституции ...

Гражданско-правовая ответственность государственных образований

В статье автором был проведен анализ понятия «государственного образования». Рассмотрена природа гражданско-правовой ответственности. Выявлены проблемы гражданско-правовой ответственности государственных образований в РФ. Предложены меры, способствую...

Современные проблемы Конституции Российской Федерации. Проблемы реализации принципа прямого действия Конституции

В данной статье анализируется одно из юридических свойств Конституции РФ — прямое действие, затрагиваются вопросы складывания представлений о прямом действии. Автор уделяют внимание проблемам обеспечения прямого действия Конституции РФ.

Правовое развитие российского общества: проблемы и решения

Данная статья посвящена правовому развитию российского общества. Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданином. В статье пред...

Гражданско-правовая ответственность граждан и юридических лиц

Статья посвящена определению актуального вопроса о гражданско-правовой ответственности граждан и юридических лиц, как в российском, так и зарубежном праве, а именно на примере европейских стран. Автором изучаются гражданские положения, на основании к...

Конституционно-правовой статус ребенка в современном российском законодательстве

В связи с поправками, внесенными в Конституцию РФ в 2020 году, претерпевает изменения конституционно-правовой статус несовершеннолетнего в национальном законодательстве. В статье рассматривается понятие конституционно-правового статуса с точки зрения...

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты их решений

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы российского федерализма, некоторые из которых закреплены в основном законе РФ — Конституции РФ. Данные проблемы создают определённые трудности для понимания федеративного устройства Российской Федерации...

Кодекс об административных правонарушениях: возможные пути модернизации и реформации

В статье рассмотрена история кодификации актов, регулирующих административные нормы, проведен анализ действующего Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации. Освещены проблемные моменты, связанные с регулированием административн...

Анализ конституционно-правовых основ института социальной защиты населения в Российской Федерации

В данной работе проведен анализ конституционно-правовых основ института социальной защиты населения в Российской Федерации.

Похожие статьи

Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности: понятие и признаки

В настоящей статье раскрываются особенности понятия конституционно-правовой ответственности. Автором раскрыты признаки конституционно-правовой ответственности и выявлены их сущностные особенности. Особое внимание уделено основаниям конституционно-пра...

О конституционно-правовом статусе Правительства Российской Федерации и его конституционно-правовых признаках

Данная статья предусматривает собой тезисное исследование, посвященное проблемам определения конституционно-правового статуса Правительства РФ, его основным признакам. В работе проводится анализ термина «правительство», а также положений Конституции ...

Гражданско-правовая ответственность государственных образований

В статье автором был проведен анализ понятия «государственного образования». Рассмотрена природа гражданско-правовой ответственности. Выявлены проблемы гражданско-правовой ответственности государственных образований в РФ. Предложены меры, способствую...

Современные проблемы Конституции Российской Федерации. Проблемы реализации принципа прямого действия Конституции

В данной статье анализируется одно из юридических свойств Конституции РФ — прямое действие, затрагиваются вопросы складывания представлений о прямом действии. Автор уделяют внимание проблемам обеспечения прямого действия Конституции РФ.

Правовое развитие российского общества: проблемы и решения

Данная статья посвящена правовому развитию российского общества. Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданином. В статье пред...

Гражданско-правовая ответственность граждан и юридических лиц

Статья посвящена определению актуального вопроса о гражданско-правовой ответственности граждан и юридических лиц, как в российском, так и зарубежном праве, а именно на примере европейских стран. Автором изучаются гражданские положения, на основании к...

Конституционно-правовой статус ребенка в современном российском законодательстве

В связи с поправками, внесенными в Конституцию РФ в 2020 году, претерпевает изменения конституционно-правовой статус несовершеннолетнего в национальном законодательстве. В статье рассматривается понятие конституционно-правового статуса с точки зрения...

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты их решений

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы российского федерализма, некоторые из которых закреплены в основном законе РФ — Конституции РФ. Данные проблемы создают определённые трудности для понимания федеративного устройства Российской Федерации...

Кодекс об административных правонарушениях: возможные пути модернизации и реформации

В статье рассмотрена история кодификации актов, регулирующих административные нормы, проведен анализ действующего Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации. Освещены проблемные моменты, связанные с регулированием административн...

Анализ конституционно-правовых основ института социальной защиты населения в Российской Федерации

В данной работе проведен анализ конституционно-правовых основ института социальной защиты населения в Российской Федерации.

Задать вопрос