В настоящей статье раскрываются особенности конституционно-правовой ответственности Правительства РФ. Автором раскрыт ретроспективный анализ развития конституционного законодательства по вопросам конституционно-правовой ответственности Правительства РФ. Особое внимание уделено отставке Правительства РФ. Указаны основные моменты, которые позволяют решить возникшую проблему.
Ключевые слова : конституционно-правовая ответственность, Правительство РФ, конституционная реформа, основания конституционно-правовой ответственности, субъекты конституционно-правовой ответственности, конституционные деликты.
Основываясь на нормах Конституции России [1] и федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве РФ» [2] (далее по тексту Закон № 4-ФКЗ) можно выделить следующие меры, которые при исследовании фактических обстоятельств могут быть мерами конституционно-правовой ответственности в данной сфере:
1) отставка Правительства России;
2) освобождение от должности Председателя Правительства России;
3) освобождение от должности заместителя Председателя Правительства России;
4) освобождение от должности федерального министра.
Конституция России 1993 г. в ст.ст. 115–116 и Закон № 4-ФКЗ в ст.ст. 34–35 закрепляет основания, условия отставки Правительства России, а также сложение им своих полномочий. Правительство России слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, так закрепляется в статье 116 Конституции России 1993 года. Данное положение является логичным, т. к. новый Президент РФ подбирает под свою политику кадры, которые готовы воплощать его идеи.
Сложение полномочий Правительства России реализуется только в случае вступления в должность вновь избранного Президента России. Очевидно, в данном случае, речь не идет о какой-то негативной оценки деятельности правительства и соответственно о мере конституционно-правовой ответственности говорить не приходится.
Отставка Правительства России возможна по инициативе Президента России, Государственной Думы Федерального Собрания России (в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству России), а также же если Правительство само подаст в отставку. Если речь идет о инициативе самого Правительства России подать в отставку, то в данном случае нет конституционно-правовой негативной оценки деятельности Правительства России и о наличии какого-либо конституционного правонарушения и соответственно возложения на Правительство России мер конституционно-правовой ответственности речи быть не может. Данный вопрос регулируется в части 1 статьи 117 Конституции России 1993 г. Примером может служить отставка Правительства Медведева Дмитрия Анатольевича, который решил уйти в отставку и предоставить Президенту России возможность принимать все необходимые для этого решения после оглашения Послания Президента России Федеральному Собранию 15 января 2020 года в котором были анонсированы существенные преобразования в Конституции России 1993 года. Также поступил 12 сентября 2007 года Председатель Правительства России М. Е. Фрадков. Правительство России ушло в отставку по своей инициативе чтобы обеспечить Президенту России свободу в выборе решений. До этого Правительство России уходило в отставку шесть раз, из них только правительство М. Е. Фрадкова ушло по «собственной инициативе». Так, 23 марта 1998 года Президент России Б. Н. Ельцин отправил в отставку Правительство России во главе с Председателем Правительства России Черномырдиным В. С. Причина отставки была в экономической плоскости, новое Правительство России должно было преодолеть экономические проблемы. Однако, 23 августа 1998 года Б. Н. Ельцин отправил в отставку проработавшее всего несколько месяцев Правительство России. 12 мая 1999 года Б. Н. Ельцин подписал очередной указ об отставке правительства, на этот раз во главе в Е. М. Примаковым. Причиной также называлась необходимость преодолеть экономический кризис [3, с. 73].
Следующее Правительство России проработало до 9 августа 1999 года и также ушло в отставку по решению Президента России. В данном случае срок полномочий был менее трех месяцев, причины не назывались. На этом череда быстрой смены Правительства России по инициативе Президента России завершилась. Президент России воспользовался своим правом отправить Правительство России в отставку 24 февраля 2004 года.
В. В. Путин объявил об отставке Правительства России под председательством М. М. Касьянова. Исходя из анализа эмпирического материла можно сделать вывод, что истинные причины отставки Правительства России были скрыты от народа.
Таким образом в действующей Конституции России 1993 г. и Закон № 4-ФКЗ расплывчато представлены формы ответственности исполнительной власти при осуществлении государственных полномочий. В восьми статях главы VI Конституции России «Правительство России» нет и намека на конституционно-правовую ответственность исполнительной власти перед народом. Народу как носителю суверенитета и единственному источнику власти в Российской Федерации представлено лишь право выражать недоверие органам государственной власти в сроки, отведенные для организации и проведения свободных выборов.
Таким образом, если в основе принятого решения Президентом России лежит инициатива Правительства России (ч. 1 ст. 117 Конституции России), то в этом случае нет состава конституционного правонарушения и нет конституционно-правовой ответственности, если только речь не идет о «вынужденных» действиях в отношении Правительства России. Если Президент России принимает решение о отставке Правительства России в соответствии с ч. 2 ст. 117 Конституции России, то ситуация может носить двойственный характер.
Все остается на усмотрение Президента России, причины могут быть названы или нет. Часть отставок Правительства России происходила без озвучивания причин. В каких-то случаях, явная неудовлетворительная экономическая политика. В данном основании как обоснованно отмечает А. В. Крысанов тесно связана политическая и позитивная конституционно-правовая ответственность [4, с. 46]. Придание большей конкретики в данной сфере позволит стабилизировать деятельность Правительства России и обозначит четкие критерии оценки эффективности деятельности Правительства России. Однако, закрепление, например, каких-то четких показателей, таких как падение ВВП на какое-то количество процентов и как следствие автоматическая отставка Правительства России вызывает озабоченность [5, с. 14]. На наш взгляд конституционно-правовая ответственность должна наступать за виновные деяния по решению суда.
Ранее отставка Председателя Правительства России повлекла бы за собой отставку всего Правительства России, в действующей же редакции Конституции России 1993 года и Закона № 4-ФКЗ есть возможность освободить от должности Председателя Правительства России и оставить функционировать всё Правительство в прежнем составе. Тоже самое касается и членов Правительства России.
Согласно статье 11 Закона № 4-ФКЗ предусматривается два основания прекращения деятельности члена правительства. Первое это «освобождение от должности члена правительства», а второе «отставка члена Правительства России». Закон дает возможность члену Правительства России самостоятельно, инициативно подать в отставку, которая принимается или не принимается Президентом России. Соответственно, в случае подачи в отставку члена правительства речь о конституционно-правовой ответственности не идет. В тоже время, если он освобождается от должности, то здесь исходя из фактических обстоятельств дела речь может идти о конституционно-правовой ответственности члена Правительства России. Таким образом, конкретное основание конституционно-правовой ответственности в законе не указано. Если обратиться к анализу норм Конституции России, действующего законодательства и правоприменительной практики, то можно выделить следующие основания освобождение от должности: это могут быть последствия профессиональной деятельности, либо нарушение ограничений и запретов, которые налагаются на членов правительства.
По основаниям действующего Закона № 4-ФКЗ Указами Президента Российской Федерации от 9 ноября 2020 года № 684, № 685 были освобождены: от должности Министра транспорта Российской Федерации Дитрих Евгений Иванович, от должности Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Кобылкин Дмитрий Николаевич. В обоих случаях в тексте причины не указаны.
Средства массовой информации связали освобождение от должности с критикой за реализацию мусорной реформы и нацпроекта «Экология». «В конце сентября аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что ситуация с мусорными полигонами в России «близка к критической» [6, с. 67]. На лицо последствия профессиональной деятельности, которые привели к освобождению от должности, но главный вопрос политическая эта ответственность или конституционно-правовая остается открытым.
Кроме того, конституционно-правовая ответственность Председателя Правительства России, его заместителей и федеральных министров должна носить особый характер исходя из объема полномочий, закрепленных за членами правительства.
Привлечение к конституционно-правовой ответственности должно быть с привлечением Конституционного Суда или Верховного Суда, которые устанавливают наличие состава конституционного правонарушения. Возможность применять политическую ответственность в отношении членов правительства президент должен иметь в абсолютном объеме с целью пресечения политического кризиса. Однако Государственная Дума получила возможность утверждать кандидатуры членов Правительства, предложенные Председателем Правительства России.
Необходимо закрепить возможность контроля со стороны Государственной Думы за предложениями сделанными кандидатами в члены Правительства. Связать отчеты перед Государственной Думой и данные программы. Данные решения повысят прозрачность и эффективность деятельности Правительства России [6, с. 68].
Таким образом, конституционно-правовая ответственность является специфическим видом юридической ответственности, обладает некоторыми особенными признаками, своим аппаратом принуждения, именуемым конституционными санкциями, направленными на упорядочение отношений специфического круга субъектов, охрану целостности Основного Закона Российской Федерации, гарантию обеспечения его предписаний. В условиях постоянно развивающегося общества возрастает роль ответственности государства перед самим обществом и перед личностью в частности, вследствие чего необходим усиленный контроль за деятельностью органов власти и должностных лиц, а также добросовестность в осознании и несении личностной ответственности каждого субъекта конституционно-правовых отношений по осуществлению своих конституционных прав и обязанностей.
Литература:
- Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (ред. от 1 июля 2020 года) // Российская газета. — № 237. — 1993; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.11.2020.
- Кошелев Е. В. Конституционно-правовая ответственность правительства России и его членов / Е. В. Кошелев // Право и государство: теория и практика. — 2021. — № 5. — С. 71–75.
- Крысанов А. В. Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации и его должностных лиц: основания и порядок реализации / А. В. Крысанов // Конституционное и муниципальное право. — 2013. — № 5. — С. 45–48.
- Чупилкина А. Ф. Конституционно-правовая ответственность Председателя Правительства Российской Федерации: экономический концепт действительности / А. Ф. Чупилкина // Конституционное и муниципальное право. — 2017. — № 7. — С. 10–14.
- Кошелев Е. В. Конституционно-правовая ответственность — важнейший институт публичного права / Е. В. Кошелев // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — 2021. — № 21–2. — С. 67–68.