Площадка Wildberries — один из самых популярных маркетплейсов на территории СНГ. Статистика достаточно красноречивая. В позапрошлом году оборот торговли, осуществляемый через площадку, вырос на 96 % [1]. В конце 2019 года с помощью этой площадки каждый день регистрировали 750 тысяч заказов [2].
Как и у многих маркетплейсов здесь можно выделить 4 главных преимущества. Во-первых, это быстрая, безвозмездная доставка (сам проект Wildberries сообщает, что товар приходит покупателю уже на следующий день). Во-вторых, потребитель может легко получить его как с помощью курьера, так и лично — компания сообщает о 90 тысячах пунктов. Третье преимущество перед обычным магазином — широкий ассортимент. Постоянным покупателям гарантируют скидку до 90 %.
С предпринимательской и формально-юридический точки зрения, на первый взгляд, это идеальная конструкция положений, описанных в ст. 421 ГК РФ. То есть провозглашается свобода договора, потребитель подбирает нужные вещи именно ему, обращаясь к богатому каталогу сайта, участники правоотношений свободны в определении условий сделки.
Между тем можно предположить, что сама по себе Интернет-площадка таит некие угрозы, которые напрямую не регулируются нормами законодательства. Мы можем исходить из того, что ГК РФ и другие нормативно-правовые акты все же не поспевают за развитием электронной коммерции, технологически сложных проектов.
Чтобы это понять, стоит разобрать саму структуру покупки и возможные опасности, которые она таит в себе, сравнить их с действующими нормами права. По общему правилу в сделке купли-продажи есть два участника правоотношений — это продавец, покупатель (ст. 424 ГК РФ). Продавец — отдает товар. Покупатель — вручает за него деньги. Структура Wildberries — добавляет третьего участника правоотношений. По сути, это тот, кто доставляет товар потребителю. Его называют владельцем торговой площадки. Продавец в точном соответствии с положениями ГК РФ и ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» — это индивидуальный предприниматель, юридическое лицо или самозанятый.
Сам процесс купли-продажи подробно описан на площадке. Можно условно выделить 3 обязательных этапа — получение информации о товаре; оплата; доставка или получение вещи на пункте Wildberries. Есть факультативный этап — возврат товара или денег.
Сам процесс покупки регулируется ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей».
Начнем с первого этапа. Потребитель ищет нужную ему вещь через специальную строку, набирает соответствующее наименование, наживает «Ввод» — маркетплейс выводит результаты. Пользуясь гиперссылками, можно узнавать подробности о товарах.
Здесь уже можно усмотреть некоторые сложности в реализации прав потребителя. Примечательно, что покупатель, как подчеркивается в правилах ресурса, а, по сути, это договор публичной оферты, несет ответственность за достоверность сведений, оставленных на сайте (п. 2.5 Правил) [3]. Про то, что продавец обязан предоставлять достоверную информацию о товаре, непосредственно на электронном ресурсе не сказано. При этом теоретически мы можем трактовать торговую площадку как владельца агрегатора информации о товарах (услугах) в соответствии с Законом о защите прав потребителей — дефиниции приведены в начале нормативно-правового акта. Wildberries под них попадает. Право на достоверную информацию закреплено ст. 8 указанного Закона. Однако с процессуальной, практической точки зрения по понятным причинам проверять подлинность сведений достаточно тяжело. Покупателю приходится ориентироваться в первую очередь на фотографии.
Другие спорные пункты договора — 6.2.8, 6.2.9. Площадка вправе использовать технологию Cookies, получать информацию о покупателе через IP-адреса. ГК РФ, регулирующий вопрос розничной торговли, Закон о защите прав потребителей такие возможности не предоставляет. С учетом положений ст. 7, 9 ФЗ «О персональных данных» согласие на обработку данных должно быть информированным, сознательным, конкретным. Есть ли здесь такое согласие — вопрос достаточно спорный. Проверить, будет ли использована информация о пользователе сайта (допустим, в целях таргетированной (в сети Интернет) рекламы) — почти невозможно.
На наш взгляд, здесь оптимальный с точки зрения закона вариант — спрашивать у пользователя при его визите на первую попавшуюся страницу сайта соответствующее разрешение. Допустим, это может быть простой вопрос — согласны ли вы, что сайт анализирует информацию о вас, используя Cookies, ваши IP-адреса?
Следующий этап — оплата товара. Здесь тоже возникают сложности. Wildberries по понятным причинам делает упор на безналичной оплате. Согласно п. 5.11 Правил торговая площадка не прибегает к безналичным расчетам. При этом покупатели, которые каким-либо образом приобрели товар за наличный расчет и решившие его вернуть, вправе требовать возврата денег на определенный счет.
Обратите внимание, что в соответствии со ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, наличных расчетов по выбору покупателя. К торговой площадке в данной ситуации вопросов не возникает. Между тем продавец и покупатель с учетом специфики онлайн-торговли практически лишены возможности осуществлять расчеты наличными. Что может приводить к конфликтам, жалобам в Роспотребнадзор, обращениям в судебные органы.
Третий этап — это так называемая доставка. В договоре публичной оферты, по сути, включено около 80 положений, регулирующих соответствующий вопрос.
Вопросы дистанционного способа продажи детально регламентированы ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей. В Правилах Wildberries, на наш взгляд, права потребителей представлены в усеченном формате. Можно только надеяться, что в случае конфликта грамотный покупатель опять же обратится к закону и защитит себя.
Главная проблема в том, что система Wildberries вводит правила, которые нормативно-правовые акты не предусматривают. В свою очередь, может быть, законодатель умышленно допустил правовой пробел, а может, — недосмотрел важные механизмы в защите прав покупателя.
Так, согласно п. 6.2.14 Правил При доставке предоплаченного заказа представитель компании (торговой площадки) может потребовать у Покупателя код для получения заказа, указанный в его личном кабинете. Либо — QR-код из мобильного приложения потребителя. Если Покупатель не предъявляет указанные код, QR-код, компания может отказать Покупателю в выдаче товара.
Это положение публичной оферты логичное, но несколько спорное. Согласно ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия сделки купли-продажи, ущемляющие права покупателя по сравнению с правилами, установленными законами либо другими правовыми актами Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, считают недействительными.
Есть риск, что Интернет-пользователь потеряет код, доступ к личному кабинету, возможно, возникнет непредвиденная техническая неполадка, к примеру, сгорит жесткий диск и, как следствие, пропадут все пароли. Соответственно возникнут проблемы при непосредственной передаче товара, что вполне может стать и поводом для судебных разбирательств.
На факультативной стадии — возврат товара — на наш взгляд, особых с юридической точки зрения проблем возникать не должно. Так, в этом случае требования потребителя о возврате указанной в договоре суммы и о полном возмещении убытков должны быть исполнены продавцом в течение десяти дней со дня предъявления покупателем указанного требования. Соответствующая возможность предусмотрена п. 4 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей. Аналогичное право прописано и в п. 7.9 Правил проекта Wildberries.
Таким образом, электронная площадка в общем и целом расширяет возможности как потребителя, так и продавца. Первый получает широкий выбор товаров, второй — потенциально большой круг клиентов. Доставка товара упрощается. При этом возникают и непредвиденные опасности, уже — с юридической точки зрения. Право на получение достоверной информации в условиях взаимодействия с виртуальной реальностью реализовать потребителю гораздо тяжелее. Торговая площадка — третий участник правоотношений (в классической форме их два) — выдвигает ряд правил, которые с позиций права выглядят несколько сомнительно.
Наконец, право на личную жизнь, конфиденциальность информации также подвергают существенной угрозе: потребитель соответствующие процессы почти никак контролировать не в силах.
Литература:
- Оборот Wildberries в 2020 году вырос почти вдвое // https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/01/14/854108-oborot-wildberries-v-2020-godu-viros-pochti-vdvoe.
- Количество заказов на Wildberries выросло до 750 тысяч в сутки // https://new-retail.ru/novosti/retail/kolichestvo_zakazov_na_wildberries_vyroslo_do_750_tysyach_v_sutki5573/.
- Правила пользования торговой площадкой «Wildberries» // https://www.wildberries.ru/services/pravila-polzovaniya-torgovoy-ploshchadkoy.