Налоги используются государством для перераспределения национального дохода и служат основным источником государственных доходов, необходимых для реализации его основных функций: содержания аппарата управления, силовых и социальных служб, финансирования системы социального обеспечения. В XXI веке все сферы общественной жизни подвергаются цифровизации. Это также касается и налогообложения. Статья посвящена рассмотрению влияния цифровых технологий на систему налогообложения, а именно выявлению плюсов и минусов совершенствования системы в условиях цифровизации.
Ключевые слова: налоги, налогообложение, цифровизация, цифровая экономика, проблемы налогообложения.
Налоги и налоговая система возникли и развивались вместе с государством. Считается, что самым первым видом налогов на стадии возникновения государственности является жертвоприношение. С тех пор, налогообложение сформировалось в устойчивую систему. Во все времена сбор налогов осуществлялся для поддержания работы государства и государственных служащих, а также для борьбы с чрезвычайными ситуациями и войнами. Если посмотреть на формирование налогообложения в России и обратиться к истории, то нужно упомянуть, что финансовая система Руси начала складываться лишь с объединением Древнерусского государства в конце IX века и с тех пор постепенно менялась под влиянием времени и изменением условий жизни русского человека. Наверное, самый популярный и запоминающийся вид налога из истории России, который все помнят еще со школьных лет, — это «комичный» налог на бороду, введённый Петром I из-за нехватки денежных ресурсов в стране вследствие многочисленных войн и крупных преобразований. С тех пор прошло много времени, во все сферы общественной жизни активно внедряются цифровые технологии, цифровизация становится глобальной, и налоговая система также подвергается изменениям.
С точки зрения макроэкономики налогообложение — процесс перераспределения ВВП с целью формирования финансовых средств, необходимых для оказания государством общественных благ, а налоги- обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательством. [1]
Огромным плюсом проникновения цифровых технологий в налоговую систему стало упрощение рутинных операций, например, формирование налоговых извещений, доставка их налогоплательщикам, оплата налогоплательщиками выставленных сумм в отделениях банка. Теперь счета формируются автоматически и выставляются в личном кабинете налогоплательщика. Но цифровизация налоговой системы имеет и негативные последствия. Так, появилась угроза хищения персональных данных. Еще в начале двухтысячных годов был зарегистрирован случай продажи электронных баз данных о налогоплательщиках на Митинском радиорынке в Москве. [2]
В глобальном масштабе одно из негативных последствий — это проблема локализации прибыли, так как возникла возможность регистрации крупных компаний в странах с низкой ставкой налогообложения. Например, компания «Google» имеет штаб-квартиру в Ирландии, где ставка налога на прибыль составляет 12,5 %, а в России — 20 %. Министерство Финансов РФ предлагает, чтобы цифровые компании декларировали доходы там, где находятся их пользователи, то есть иностранные компании должны делиться доходами с российским бюджетом. Так, об этом было разработано положение в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», который был опубликован осенью 2019 года. На сегодняшний день, налог на прибыль платят только дочерние общества транснациональных компаний, образованные на территории РФ. [3]
Центром исследования проблем реальной экономики в 2021 году был проведен опрос на знание налогообложения, который показал, что россияне не понимают сколько перечисляют со своих заработных плат государству. Подавляющее большинство (51 %) считают, что кроме налога на доход физического лица (НДФЛ) они не выплачивают в бюджет ничего. Катастрофическая цифра — 21 % от опрошенных удивило то, что работодатели перечисляют социальные взносы. Уровень налоговой нагрузки на свою заработную правильно оценить смогли только 4 % задействованных в опросе россиян. Эти показатели указывают на то, что в век цифровизации и доступа к информации по одному клику в России огромное количество людей, не имеющих финансовой и налоговой грамотности, что тормозит развитие всей налоговой системы. Прогресс в этой сфере играет ключевую роль. Обладание финансовой грамотностью значительно отражается на благосостоянии населения страны. Среди стран большой двадцатки Российская Федерация занимает лишь 20 место по результатам международного сравнительного исследования финансовой грамотности взрослого населения в 2017 году. Лидирует в этом показателе Франция. Финансовая грамотность россиян ниже, чем средний показатель всех стран «двадцатки». Опрос показал, что население Российской Федерации хуже всего в вопросах по расчету простых процентов, о риске, значении инфляции и диверсификации форм сбережений. Немного больше половины жителей России имеют накопления. По результатам исследования жители нашей страны входят в долю не самых бережливых и рациональных жителей планеты, но все же мы находимся в середине списка опрошенных стран. [4]
На встрече с участниками просветительского марафона председатель правительства Российской Федерации Михаил Владимирович Мишустин рассказал, что Россия производит экспорт разработок систем администрирования. Внедрение технологий будущего и использование их в разработках для налоговой системы Россия начала одна из первых стран на планете. По его мнению, это стало причиной широкой известности наших систем и их успеха: «Лучших результатов достигает тот, кто раньше узнает об их существовании, понимает, как они работают, а главное — придумает, как их объединить и использовать, чтобы создать более удобный продукт для людей». В подтверждение своих слов он привел пример использования онлайн-касс и дата-центров. Онлайн-касса — сейчас неотъемлемая составляющая в работе любой торговой точки, позволяющая мгновенно получать информацию о выручке. Сведения, поступающие в ФНС, обрабатываются в дата-центрах для анализа огромного количества больших данных, по результатам которого можно судить о состоянии экономики страны. Развитие сервисов для самозанятых — один из самых больших пластов работы ведомства. Человека избавили от необходимости посещения большого количества инстанций для получения информации. Теперь это можно сделать «даже лежа на диване в любой точке мира». Мир сейчас находится на стыке использования многих технологий, когда рождаются успешные современные решения. Он также дополнил, что таких вершин можно добиться только при условии, что специалист обладает фундаментальными знаниями, кругозором и использует надежные источники информации. [5]
Таким образом, внедрение цифровых технологий имеет как положительный, так и отрицательный эффект. Минусы цифровизации, по сути, лежат на поверхности. Главная проблема внедрения цифровых технологий в сферу налогообложения — распределение налоговых прав между государствами в отношении цифровых бизнес-моделей, а также утечки данных налогоплательщиков.
Литература:
- Карпова И. В. — Макроэкономика — курс лекций. Москва: РУТ (МИИТ), 2019.
- Хапсаева Р. Б. Совершенствование налоговой системы России с использованием цифровых технологий. ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова», 2019.
- Агеева Ольга. Минфин предложил изменить подход к налогообложению Google и Facebook / Агеева Ольга. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/economics/03/10/2019/5d946e0d9a794.. (дата обращения: 22.03.2022).
- Россия — на 9 месте по финансовой грамотности среди стран G20. — Текст: электронный // Аналитический центр НАФИ: [сайт]. — URL: https://nafi.ru/analytics/rossiya-na-9-meste-po-finansovoy-gramotnosti-sredi-stran-g20/ (дата обращения: 22.03.2022).
- Мишустин: Россия занимается экспортом своих разработок в цифровизации налоговой системы. — Текст: электронный // тасс: [сайт]. — URL: (дата обращения: 22.03.2022).