В статье рассматриваются актуальные вопросы организация бюджетного процесса в муниципальном образовании (на примере Лазовского муниципального округа Приморского края). Отмечается, что процесс развития местных бюджетов будет постоянно зависит от решения проблемы налогообложения на муниципальном уровне. Постоянно меняющийся механизм распределения налогов по уровням бюджетной системы, проблемы взаимоотношений региональных и муниципальных законодательных и исполнительных органов власти, требуют реформирования системы бюджетного выравнивания.
Ключевые слова: бюджет, бюджетный процесс, доходов, местное самоуправление округа, финансы.
Грамотно построенный бюджетный процесс должен, прежде всего, исходить из тщательно организованного хозяйственного планирования развития территории муниципального образования, поскольку сам бюджет — лишь механизм реализации целей развития территории. Составление любого бюджета начинается с планирования расходов, поскольку в них отражается цель деятельности органа власти, поэтому классификация видов расходов, прежде всего, исходит из того, на какие цели будут направлены бюджетные средства 1.
Не менее важным является деление расходов на текущие расходы и расходы на развитие, так как данная классификация позволяет увидеть динамику развития муниципального образования.
Качество бюджетного процесса оказывает серьезное влияние на жизнедеятельность муниципального образования. От проведения бюджетной и налоговой политики зависит функционирование и развитие социальной сферы, привлечение инвестиций, социально-экономическое развитие территории в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Грамотная бюджетная политика обеспечит повышение уровня и качества жизни населения, решение приоритетных задач, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение эффективности бюджетных расходов, развитие программно-целевых методов управления. Насколько граждане удовлетворены социально-экономической ситуацией на территории — настолько территория является привлекательной для проживания и организации бизнеса 6.
Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, — это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов — это, прежде всего вопрос о доходной базе местных бюджетов 4.
Процесс развития местных бюджетов также будет постоянно зависеть и от решения проблемы налогообложения на муниципальном уровне. Отсутствие Федерального Закона о местных налогах, продолжающаяся тенденция сосредоточения основной массы налоговых доходов (более 60 %) на федеральном уровне, постоянно меняющийся механизм распределения налогов по уровням бюджетной системы, проблемы взаимоотношений региональных и муниципальных законодательных и исполнительных органов власти, требуют реформирования системы бюджетного выравнивания.
Ведь, основу доходов местных бюджетов составляют регулируемые отчисления из вышестоящих бюджетов, которые, как правило, не закреплены на постоянной основе, а меняются год от года. Кроме того, в эти доходы входят отчисления от налога на прибыль предприятий, от подоходного налога на физических лиц, а также акцизов, платежей за пользование природными ресурсами, налога с продаж, налога на вмененный доход и др. Практически все эти налоги являются федеральными или региональными. Естественно, это органы местного самоуправления не имеют реальной возможности влиять на изменения их ставки или долю отчисления в местный бюджет 5.
Положение местных бюджетов в Российской Федерации на протяжении последних десятилетий классифицируется как кризисное. Особенностью формирования налоговых доходов местных бюджетов в России является закрепление за ними долей от федеральных и региональных налогов и значительных перечислений в виде межбюджетных трансфертов. В этих условиях усиливается централизация налоговых доходов и наблюдается определенная зависимость местного самоуправления от властей федерального и регионального уровней. Местный бюджет в Лазовском муниципальном округе является третьим уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Сфера местных финансов преимущественно предназначена для решения задач в интересах населения территории в Лазовском муниципальном округе 2.
Бюджетный процесс в Лазовском муниципальном округе предполагает выполнение определенных задач, касающихся управления местными финансовыми средствами:
– формирование и аккумулирование финансовых ресурсов на уровне государства, субъекта или муниципального образования;
– определение объема и финансовых источников бюджетного дохода;
– установление общего объема и векторов применения государственных и муниципальных ресурсов, основываясь на целях и задачах социально-экономического развития определенного субъекта, а также обязательств конкретного уровня публично-правового образования перед гражданами;
– устранение недостатка бюджетного финансирования для целей и задач публичного регулирования;
– формирование единой системы мер бюджетного финансирования для создания баланса между всеми уровнями регулирования финансовыми ресурсами;
– обеспечение процесса регулирования государственных и муниципальных финансов научными и методологическими разработками в сфере планирования и прогнозирования, привлечения, аккумулирования и применения финансовых ресурсов;
– повышение эффективности контрольных мероприятий в рамках применения государственных и муниципальных денежных средств в целях увеличения эффективности регулирования финансами 2.
Как и любая деятельность в Лазовском муниципальном округе, особенно связанная с финансами, бюджетный процесс происходит последовательно, поэтому выделяют некоторые стадии этого процесса. Стадии бюджетного процесса в Лазовском муниципальном округе являются контролируемой положениями бюджетного законодательства, сформированную в конкретной логической последовательности единую и цельную совокупность элементов 2.
При этом каждый отдельный элемент, в свою очередь, также выступает определенной системой последовательных действий, которые являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Т. е. необходимо осуществить все предполагаемые и спланированные действия в нужной последовательности, чтобы бюджетная система страны и региона функционировала правильно. Формирования и проведение бюджетного процесса в Лазовском муниципальном округе содержит следующие основные элементы:
– разработка проекта бюджета;
– предоставление бюджета на рассмотрение в компетентные законодательные (представительные) органы власти;
– анализ и оценку бюджета;
– рассмотрение бюджетов органами законодательной (представительной) власти;
– утверждение характеристик бюджета при рассмотрении законодательными (представительными) органами власти, согласование отдельных моментов по бюджету в виде принятия закона (решения);
– осуществление утвержденного бюджета;
– внесение поправок в законодательный акт (решение) о бюджете;
– утверждение отчетов об осуществлении бюджетов;
– формирование консолидированных бюджетов и отчетов об их осуществлении 3.
Проведение бюджетного процесса обеспечивает механизм, состоящий из органов власти Лазовского муниципального округа, обладающих бюджетными полномочиями. Данный механизм содержит в себе финансовые органы, органы кредитно-денежного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля.
Составление бюджета Лазовского муниципального округа основывается на:
– бюджетном послании Президента РФ;
– бюджетном послании губернатора Приморского края;
– прогнозе социально-экономического развития территории Лазовского муниципального округа на очередной финансовый год;
– основных направлениях бюджетной и налоговой политики на территории Лазовского муниципального округа на очередной финансовый год;
– прогнозе сводного финансового баланса по территории Лазовского муниципального округа на очередной финансовый год;
– плане развития муниципального сектора экономики на очередной финансовый год 2.
Одновременно с проектом бюджета муниципального образования на очередной финансовый год администрацией и финансовым органом, исполняющим бюджет муниципального образования, составляются следующие документы и материалы:
– методика формирования бюджета; о предоставлении средств бюджета на возвратной основе;
– о муниципальных гарантиях на очередной финансовый год;
– оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот:
– оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год;
– об адресных инвестициях на очередной финансовый год;
– иные документы и материалы, предусмотренные законодательством, решениями представительного органа 7.
Основные характеристики бюджета Лазовского муниципального округа на 2022 год (рисунок 1):
– общий объем доходов бюджета Лазовского муниципального округа — в сумме 562 769 154,05 рублей;
– общий объем расходов бюджета Лазовского муниципального округа — в сумме 567 269 154,05 рублей;
– размер дефицита бюджета Лазовского муниципального округа — в сумме 4 500 000,00 рублей 2.
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2022 и плановый период 2023–2024 годов:
– развитие доходного потенциала округа, повышение эффективности управления муниципальными земельными ресурсами и земельными ресурсами, государственная собственность на которые не разграничена, а также иным имуществом, повышение качества администрирования главными администраторами доходов бюджета;
– обеспечение подотчетности (подконтрольности) расходов бюджета округа путем совершенствования муниципального управления, в том числе за счет расширения спектра задач, для решения которых применяются принципы проектного управления;
– выполнения планов мероприятий «дорожных карт» по реализации национальных проектов;
– оптимизации расходов на содержание муниципальных учреждений округа за счет сохранения дифференцированного подхода к оплате труда по категориям работников, совершенствования системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в том числе обеспечения их дальнейшей централизации;
– развития механизмов взаимодействия органов местного самоуправления округа и жителей округа за счет их участия в решении вопросов местного значения в рамках практики инициативного бюджетирования;
– сохранение программно-целевого бюджетного планирования на основе муниципальных программ;
– повышение эффективности и качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ), рациональности использования средств муниципальными учреждениями округа;
– совершенствование правового регулирования муниципального финансового контроля;
– обеспечение открытости и прозрачности общественных муниципальных финансов 2.
В целом можно сказать, что процесс бюджетирования и его особенности в Лазовском муниципальном округе проходит в соответствии с установленными правилами Бюджетным Кодексом РФ. Бюджетный процесс в Лазовском муниципальном округе представляет собой деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и его утверждению.
Литература:
1 Аветисян И. А. Управление бюджетным процессом в Российской Федерации как главное звено бюджетного менеджмента. Вопросы территориального развития, 2017. — № 2 (37). — 26 с.
2 Администрация Лазовского муниципального округа. Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lazovsky-pk.ru/ (дата обращения 21.03.2021)
3 Бурдакова Г. И. Совершенствование программного подхода к планированию и исполнению бюджета муниципального образования /Г. И. Бурдакова, А. Н. Рассказова, А. О. Фурсова / В сборнике: Производственные технологии будущего: от создания к внедрению. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: С. И. Сухоруков (отв. ред.), А. С. Гудим, Н. Н. Любушкина. — Комсомольск-на-Амуре, 2021. С. 402–407.
4 Домбровский А. Н. Резервы доходов и эффективность расходов местных бюджетов / А. Н. Домбровский // Финансы. — 2018. — № 4. — С. 21–24.
5 Ермасова Н Б. Бюджетная система / Н. Б. Ермасова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2019. — 800 с.
6 Закревская Г. С. Пути увеличения налогооблагаемой базы муниципальных образований / Г. С. Закревская // Финансы. — 2018. — № 7. — С. 28–30.
7 Кузнецова А. Н. Местный бюджет: ретроспектива теории и практики формирования / А. Н. Кузнецова // Финансы и кредит. — 2017. — № 48. — С. 14.