В статье автор пытается определить риск нарушения письма у дошкольников с речевой патологией.
Ключевые слова: нарушение письма, дошкольники, речевая патология, риск.
Выготский Л. С. указывал, что развитие устной речи является удобным явлением с помощью, которого можно проследить механизм формирования поведения и сопоставить типичный для учения об условных рефлексах подход к мышлению и формированию личности с психологическим подходом к ним [2, с. 192].
В случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, влияющие на формирование других сторон психики, мы говорим об особой категории детей — детей с речевыми нарушениями. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Такие дети нуждаются в своевременном комплексном коррекционном воздействии.
Речевые нарушения, возникающий под влиянием какого-либо патогенного фактора, не исчезают сами и без специально организованной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать: а) патологические речевые нарушения; б) речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды.
Письмо — средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений (письменных знаков), позволяющего закреплять речь во времени и передавать ее на расстоянии. Письмо является одним из инструментов познания мира. Это продукт развития человечества, сложная психическая деятельность и уникальный признак, отличающий человека от других живых существ [5].
Развитие письменной речи и подготовка к ней начинаются до школы. Развитие письма у ребенка начинается с возникновения первых зрительных знаков у ребенка [2]. Рисование — это уже подготовка к письму, по мнению Выготского Л. С. [6, с. 139]. Ребенок, овладевая письменной речью, усваивает особую и сложную символическую систему знаков, так как — письмо в воздухе, а письменный знак — закрепленный жест. Поэтому письмо является продуктом развития высших психических функций, личности ребенка и его поведения.
Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что, либо каждый из процессов или уровней, необходимых для написания слова, либо какой-то из процессов уровней у ребенка несовершенен. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется на основе достаточно высокого уровня его развития. Поэтому любая речевая патология на разных этапах развития письменной речи является одной из причин затруднений ее формирования [2].
Нами было проведено исследования риска нарушений письма у дошкольников с речевой патологией. Опытно — экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 32 г. Улан-Удэ дошкольная ступень «Медвежонок». В эксперименте участвовали дошкольники подготовительных групп № 5 и № 2 в количестве 10 детей.
Результаты по методике исследования артикуляционной и мелкой моторики (задания для обследования мелкой моторики были взяты из диагностических методик у Г. А. Волковой и Н. В. Нищевой) показали, что:
— 20 % испытуемых обладают средним уровнем состояния мелкой моторики — недостаточно развита и общая моторика, координация движений. При таком уровне сформированности мелкой моторике дети испытывают трудности при манипуляции с предметами, работы с ножницами, карандашом и т. д., а также испытывают трудности только при быстрой смене упражнений.
— 80 % испытуемых можно отнести к высокому уровню состояния мелкой моторики — хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко. Мелкая моторика соответствует возрасту.
Обследование моторики артикуляционного аппарата проводилось по методике Г. В. Бабиной. По результатам данной методики мы сделали следующие выводы:
— 70 % детей имеют высокий уровень развития моторики артикуляционного аппарата;
— 30 % детей имеют средний уровень развития моторики артикуляционного аппарата.
Можно сказать, моторика у детей с патологией речи выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в точном воспроизведении точных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Типичен и недостаточный самоконтроль при выполнении заданий. На основе проведенного обследования можно сказать, что если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, т. е. устанавливается тесная связь функции руки и речи.
Изучение фонематического восприятия у детей с речевой патологией проходила с применением методики Н. И. Дьяковой «Диагностика фонематического восприятия старших дошкольников». По результатам проведенной методики, мы сделали вывод, что:
— у большинства детей (60 %) выявлен средний уровень развития фонематического восприятия — фонематическое восприятие недостаточно сформировано. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различие слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование синтеза и фонематического анализа ребенок иногда затрудняется определить наличие звука, количество звуков в словах. Не нарушен фонематический слух.
— у оставшихся детей (40 %) — высокий уровень фонематического восприятия — фонематическое восприятие у ребенка полностью сформировано. Развит фонематический слух.
Для детей характерны нарушения восприятия звуков, которые они правильно произносят и в которых делают ошибки. Дифференциация согласных, оппозиционных по звонкости-глухости, для детей сложнее, чем различение согласных по твердости-мягкости. Наименьшие трудности вызвали задания на определение количества слогов. Наибольшие трудности вызвали те задания, в которых необходимо было определить какой-либо звук по счету в словах, а также задания на различение правильного и неправильного звучания слов. Способность детей к распознаванию речевых звуков (фонематический слух) имеется, но ошибки так или иначе проявляются при выполнении заданий. Если ребенок недостаточно различает твердые и мягкие согласные звуки в устной речи, то он не может усвоить правила правописания слов с твердыми и мягкими согласными перед гласными. А это ведет к дисграфии.
Обследование лексико-грамматической стороны речи включало в себя задания, связанные с морфологией, словообразованием и лексикой.
Морфология: дети затруднялись употреблять существительные в различных падежах. Были типичные ошибки: «деревов», «стулов». При образовании существительных множественного числа также были ошибки, но в меньшем количестве. В основном затруднения коснулись задания, в котором нужно было согласовать существительное с числительными. Были допущены следующие ошибки: «пять конфета», «два деревьев», «два стульев».
— 3 ребенка (30 %) имеют уровень выше среднего,
— средний уровень имеют 3 ребенка (30 %),
— 2 человека (20 %) имеют уровень ниже среднего
— 2 человека (20 %) имеют низкий уровень.
Словообразование: у детей возникали трудности при образовании существительных с помощью уменьшительных суффиксов. Например, из слова «стул» образовали слово «стулик», вместо «стульчик», из слова «дерево» слово «деревко» и т. д. При образовании относительных имен прилагательных в основном дети затруднялись образовывать слова «кожаная», «шерстяная».
— 1 ребенок (10 %) имеет уровень выше среднего
— 6 детей (60 %) имеют средний уровень
— 2 ребенка (20 %) имею уровень ниже среднего
— 1 ребенок (10 %) низкий уровень.
Лексика: обобщение понятий вызвало затруднения почти у всех ребят. Возникали лексические замены. Например, «мебель» — «шкаф». Можно было наблюдать ошибки при назывании детенышей домашних животных, например, «лошаденок» вместо «жеребенок», «коровенок» вместо «теленок». Назвать противоположное значение слова для детей также вызывало трудности: добавлялась частица «не», например, «не короткий» вместо длинный, неточности, например, «длинный-низкий». Наблюдалось применение одного и того же антонима к нескольким словам.
Обследование лексики показало, что у испытуемых преобладает уровень ниже среднего (60 % — 6 человек), остальные дети имеют низкий уровень (40 % — 4 ребенка).
Несмотря на некоторую сформированность самостоятельной речи, выделяются основные пробелы лексико-грамматического оформления, к которым относятся лексические замены, трудности в образовании имен прилагательных от существительных, аграмматизмы, ошибки при употреблении суффиксов существительных.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство детей склонны к появлению дисграфии. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что многим детям необходима профилактическая работа по предупреждению нарушений письма.
Литература:
- Азова О. И. Логопедия. Дизорфография: учебное пособие/Азова О. И. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 180 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
- Егорова, Т. А. Предупреждение нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. / Т. А. Егорова. — Текст: электронный // Электронная библиотека УрГПУ: [сайт]. — URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9195/1/Egorova.pdf (дата обращения: 11.03.2022)
- Земляченко, М. В., Кутергина Т. В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 113–115.
- Кашканова, Л. З. Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. З. Кашканова // Молодой ученый. — 2012. — № 10. — С. 336–339.
- Цветкова Л. С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. —М.: «Юристъ», 1997. — 256 с.