В статье рассматриваются особенности индивидуального стиля произвольной саморегуляции детей младшего подросткового возраста. Данная тема является значимой, так как современные реалии нуждаются в сильных личностях, имеющих высокое самообладание, четкий самоконтроль, способность управлять своими эмоциями и др. Нами было проведено исследование с целью изучения индивидуального стиля произвольной саморегуляции в младшем подростковом возрасте. На основании полученных данных было выявлено, что индивидуально-стилевые особенности саморегуляции у младших подростков еще недостаточно сформированы в силу своего возраста.
Ключевые слова: индивидуальный стиль саморегуляции, младший подросток.
Подростковый возраст — самый сложный, но самый важный в становлении личности ребенка. Именно в подростковом возрасте начинают формироваться особенности осознанной саморегуляции произвольной активности и во многом определяется поведение и деятельность подростка.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в младшем подростковом возрасте необходимо уделять особое внимание формированию особенностей произвольной саморегуляции, так как в будущем может возникнуть необходимость в сильных личностях, способных быстро принимать сложные решения, брать на себя ответственность и т. д.
Человек при достижении поставленных целей реализует присущую ему способность к психической саморегуляции, в том смысле, что сам исследует условия, программирует, контролирует и корректирует произвольную активность.
Регуляторные процессы у конкретного человека имеют свою индивидуальную особенность. Индивидуальное своеобразие произвольной активности человека при его взаимодействии с окружающим миром обозначается и изучается в психологии через понятие индивидуального стиля самых разных форм психической активности и деятельности (А. Адлер, Г. Оллпорт, К. М. Гуревич, В. С. Мерлин, Е. А. Климов, Б. Ф. Теплов и др.).
Понятие стиля саморегуляции было предложено О. А. Конопкиным для изучения индивидуальных особенностей регуляторных процессов, устойчиво проявляющихся в разнообразных видах и формах деятельности личности.
Моросановой В. И. было предложено понятие «индивидуальный стиль саморегуляции — индивидуально устойчивое, типичное для человека своеобразие его произвольной активности, основная функция которого заключается в сопряжении, снятии конфликта между привычными для человека способами саморегуляции поведения и теми, которые необходимы ля продуктивной деятельности в конкретных условиях [2].
Индивидуальный стиль саморегуляции реализуется в индивидуальном своеобразии целостной системы саморегуляции и описывается различными комплексами ее индивидуально-типических особенностей.
Индивидуально-типическими (или стилевыми) особенностями саморегуляции В. И. Моросанова называет такие особенности саморегуляции человека, которые устойчиво проявляются в различных видах произвольной активности, в поведении и практической деятельности [3].
К индивидуально-типическим, или стилевым, особенностям саморегуляции относятся индивидуальные особенности основных регуляторных процессов (планирование (выдвижение целей), моделирование условий, программирование действий, оценивание и коррекцию результатов) и стилевые особенности, которые характеризуют функционирование целостной системы всех звеньев саморегулирования, являются одновременно субъектно-личностными свойствами (например, самостоятельность, надежность, гибкость) [4].
Изменения, которые происходят в младшем подростковом возрасте, оказывают значительное влияние на процессы саморегуляции. Функциональные состояния младшего подростка чаще всего проявляются в повышенной активности и одновременно повышенной утомляемости, значительном росте энергии и изнеможении, демонстративности поведения. Снижение способности к саморегуляции у девочек в этот период выражается в чрезмерной обидчивости, частой, не поддающейся регуляции смене настроений, плаче. Повышенная двигательная активность, суетливость, неусидчивость, необходимость что-то вертеть в руках — это проявление недостаточной саморегуляции мальчиков-подростков. Неспособность регулировать свое эмоциональное состояние, повышенная утомляемость отражаются на работоспособности и продуктивности деятельности [1].
Процесс развития стилевых особенностей саморегуляции в подростковом возрасте происходит в процессе субъектной активности, основной формой которой в этот период является учебная деятельность.
Анализируя научную литературу по проблеме исследования индивидуального стиля произвольной саморегуляции младших подростков, мы выявили, что данная тема мало изучена.
Нами было проведено эмпирическое исследование индивидуального стиля саморегуляции у младших подростков на базе общеобразовательной школы «Университетская» Елабужского института (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Елабуга в 2021 году. Общий объем выборки составил 27 детей младшего подросткового возраста.
В рамках эмпирического исследования была использована экспресс-методика «Стиль саморегуляции поведения детей — Моросанова В. И». (ССПД1-Д) для учащихся 10–16 лет.
Согласно полученным результатам, нами было выявлено, что в классе доминируют низкие показатели по всем шкалам: шкала «Планирование» — 77 % (21 чел.), шкала «Моделирование» — 59 % (16 чел.), шкала «Программирование» — 66 % (18 чел.), шкала «Оценивание результатов» —85 % (23 чел.), шкала «Гибкость» — 70 % (19 чел.), шкала «Самостоятельность» — 66 % (18 чел.), шкала «Ответственность» — 77 % (21 чел.). А высокие показати наиболее выражены только по шкале «Самостоятельность» — 18 % (5 чел.) и «Моделирование» — 15 % (4 чел.).
Согласно полученным результатам, можем говорить о недостаточной сформированности индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в данном возрасте, объясняя это тем, что в силу возраста младшим подросткам присуще повышенная возбудимость, импульсивность, неуравновешенность, совершение необдуманных поступков. Младшие подростки, действующие импульсивно, не могут самостоятельно сформировать программу действий, они часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок, возможно это обусловлено недостаточной самостоятельностью.
Результаты диагностики свидетельствуют о необходимости реализации коррекционно-развивающих занятий с младшими подростками для повышения уровня развития особенностей индивидуального стиля саморегуляции.
Данное исследование проводилось с целью узнать, насколько развиты показатели индивидуального стиля саморегуляции у младших подростков, чтобы в последующем учителя могли создать для них условия, способствующие улучшению навыка планировать свою деятельность, самостоятельного ее осуществления, контроля и оценки.
Литература:
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович. — СПб.: Питер, 2008. — 357 с.
- Моросанова, В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека/ В. И. Моросанова, Е. М. Коноз //Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 118–127.
- Моросанова, В. И. Дифференциально-психологические основы саморегуляции в обучении и воспитания подрастающего поколения/ В. И. Моросанова// Мир психологии. — 2013. — № 2(74). — С.189–199.
- Морозова, И. С. Личность и саморегуляция деятельности/ И. С. Морозова. — Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 2000. — 80 с.