Вопрос взаимодействия дороги как инженерного сооружения с окружающей средой для специалистов возникает не впервые. Еще в 1975 году на XV Международном дорожном конгрессе в Мехико обсуждался вопрос «Дорога и окружающая среда». На XVI Международном дорожном конгрессе в Вене (1979) состоялась дискуссия по этому вопросу. Одним из основных решений конгрессов является тезис о том, что при проектировании новых дорог или реконструкции существующих следует обязательно учитывать их воздействие на окружающую среду [1].
Комплекс «дорога — окружающая среда» оказывают взаимное влияние друг на друга. Строительство и эксплуатация автомобильной дороги оказывает негативное влияние на качество окружающей среды, которое выражается в изменении ландшафтов, ареалов распространения животных и растений, изменении поверхностного стока, развитии эрозионных процессов, появлении мерзлотных явлений, шума, вибрации, загрязнении выбросами и других явлениях. Окружающая среда так же может оказывать негативное влияние на состояние автодороги (деформация и разрушение элементов дорог), создавать проблемы в процессе ее эксплуатации (появление снежных заносов, проявление мерзлотных явлений и т. д.). Однако негативное влияние окружающей среды на дорогу устраняется в процессе проведения мероприятий по ее содержанию, реконструкции, ремонтов, капитальных ремонтов и имеет временный характер. Тогда как появление дорожного сооружения навсегда изменяет исходные характеристики местности, поэтому в процессе проектирования инженерных сооружений рассматривается не только экономическая, но и экологическая целесообразность строительства сооружения.
Снижение негативного влияния объектов строительства закреплено законодательными нормативными документами РФ. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об охране окружающей среды», глава VII, статья 40 гласит, что при архитектурно-строительном проектировании и строительстве объектов энергетики такие объекты должны оснащаться техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду [2]. Нормативный документ, регулирующий вопросы охраны окружающей среды в дорожно-строительной отрасли, — это ОДМ 218.3.031–2013 Методические рекомендации по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. В этом документе указано, что мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов предусматривают в проекте организации строительства (ПОС), в проекте производства работ (ППР), а также в технологических регламентах (технологических картах и т. п.). При выборе варианта прокладки трассы и конструкции автомобильной дороги рассматривается степень их воздействия на окружающую среду. Необходимо рассматривать возможность сочетания дороги с ландшафтом, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую природную среду [3].
При постановке на кадастровый учет объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), присваивается категория [4], показывающая степень влияния объекта на окружающую среду:
- Объекты I категории — объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
- Объекты II категории — объекты, оказывающие умеренное НВОС.
- Объекты III категории — объекты, оказывающие незначительное НВОС.
- Объекты IV категории — объекты, оказывающие минимальное НВОС.
- Объекты без категории, не оказывающие НВОС.
К объектам каждой категории предъявляются особые требования, по содержанию и выплатам штрафов за негативное влияние на окружающую среду, жесткость требований увеличивается в сторону высших категорий (I-II). Автомобильные дороги могут быть отнесены к III или IV категории. Снижение категории НВОС важная эколого-экономическая задача, которую можно предусмотреть еще на этапе проектирования, а в случае строительства автомобильных дорог, на предпроектном этапе при проведении инженерно-экологических изысканий и камерального трассирования.
Целью наших исследований является создание методики трассирования автомобильных дорог с учетом экологических факторов и выбора варианта трассы с максимальной гармоничной интеграцией дорожного сооружения в окружающую среду.
Идея достижения гармонии между природой и искусственной средой воплощается давно в архитектурных проектах зданий. Современные архитекторы пытаются совместить в своих проектах максимальную открытость жилых помещений окружающей среды в сочетании с минимизацией воздействия на нее. Применительно к автомобильной дороге эта идея может быть воплощена в системном подходе к изучению характеристик местности в процессе камерального трассирования и с помощью современных геоинформационных технологий (ГИС). ГИС, в данном случае, выступает в качестве инструмента сбора, хранения, обработки и визуализации данных, а также их пространственном совмещении с осью будущей автомобильной дороги. Автомобильная дорога — это сложное инженерное сооружение, имеющее жесткую привязку к земной поверхности, поэтому использование геоинформационных технологий в процессе камерального трассирования с учетом экологических требований вполне обосновано. Инструменты работы с картографической и атрибутивной информацией, графические инструменты ГИС позволят запроектировать несколько вариантов трассы, а аналитические инструменты позволят определить их параметры, обосновать выбор принятого варианта с экологической точки зрения и визуализировать его в виде некой модели.
В результате можно сформулировать основные тезисы методики трассирования автомобильных дорог с учетом экологических факторов:
- Подготовительный этап.
— Формирование нормативной базы: изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы охраны окружающей среды для данного объекта проектирования.
— Экологические изыскания: определение существующих экологических и санитарно-гигиенических ограничений, влияющих на проектные решения и принципиальную возможность размещения автомобильной дороги на территории; определение исходных (начальных) параметров состояния окружающей среды, необходимых для прогнозных оценок ее изменения, а также для проверок таких прогнозов в будущем получение материалов, обеспечивающих разработку мероприятий по охране окружающей среды [5].
— Внесение данных в ГИС: оцифровка, заполнение атрибутов, привязка растровых изображений, добавление онлайн карт, создание тематических векторных слоев на основе которых будет выполняться проектирование. Создание геоинформационного проекта.
- Камеральное трассирование.
— Создание вариантов трассы с учетом экологических требований, используя графические инструменты в ручном исполнении или используя возможности автоматизированного построения маршрутов.
— Определение и анализ экологических характеристик запроектированных вариантов с использованием аналитических инструментов ГИС.
— Выбор варианта трассы.
- Оформление проекта.
— Оформление результатов проектирования.
— Построение моделей трассы в среде ГИС (карты или 3D модели).
При выполнении трассирования с учетом экологических требований следует учитывать, что направление трассы (воздушная линия) должно быть известно. После того как оптимальный вариант трассы будет получен, можно приступать к ее более детальной проработке — трассированию по нормам проектирования.
Литература:
- Лукашевич О. Д., Лукашевич В. Н. Пути повышения экологической безопасности при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2020. Т. 22. № 5. С. 200–210.
2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об охране окружающей среды»
- ОДМ 218.3.031–2013 Методические рекомендации по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог
- Постановление правительства РФ от 31 декабря 2020 года N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», к объектам I, II, III и IV категорий
- ГОСТ 32847–2014. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению экологических изысканий [Электронный ресурс]: от 01.07.2015 г. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200119639