В статье авторы дают определение понятиям «девиантное (отклоняющееся) поведение», «командная работа», «студенческий коллектив» и в синтезе понятий выявляют условия профилактической деятельности по искоренению девиантного поведения при командной работе в студенческом коллективе.
Ключевые слова: девиантное поведение, девиантность, отклонение, командная работа, команда, студенческий коллектив, коллектив, студент.
Каждый человек, работая в коллективе сталкивался с появлением девиантного поведения. Этому в большей степени подвержены школьники старших классов и студенты.
Актуальность данной темы прослеживается в том, что в период обучения на уровне среднего профессионального образования мы вовлекаемся и участвуем в большом количестве командных работ, которые в своей сущности несут функцию объединение и сплочения студенческого коллектива, но как правило всегда проявляется девиантное (отклоняющееся) поведение, которое приводит к созданию некомфортной атмосферы в коллективе.
С. Ю. Бородулина, В. И. Добреньков, И. А. Невский, В. Г. Степанов, М. В. Фирсов определяют девиантное (отклоняющееся) поведение, как социальное поведение индивида или группы, которое не соответствует установленным нормам, образцам и правилам, сложившимся в данном обществе, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
Девиантное поведение, по определению Н. Р. Сидорова, — это поведение индивида, последовательно разрушающее сложившую систему межличностных взаимодействий и общения в той человеческой общности, к которой он принадлежит [1, с. 91].
С психологической точки зрения девиантное поведение преимущественно трактуется как совокупность поступков или отдельные поступки, действия, нарушающие принятые в обществе социально-психологические, моральные нормы, правила и принципы; поведение, причиняющее вред (психологический, физический, социальный, моральный) самой личности или обществу в целом и приводящее нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.
Девиантное поведение, по мнению Э. Дюркгейма, необходимо для общества, поскольку выполняет в нем две важные функции:
Во-первых, отклонение от норм выполняет адаптивную функцию: вводя в общество новые идеи и проблемы, девиантность выступает как фактор обновления и осуществления изменений.
Во-вторых, девиантность способствует сохранению границы между «хорошим» и «плохим» поведением в обществе: отклоняющееся поведение может вызвать такую коллективную реакцию, которая укрепит групповую солидарность и прояснит социальные нормы.
От описаний понятия «Девиантное поведение» и функций отклоняющегося поведения переходим к термину «Командная работа».
Команда — это группа людей, работающих над достижением общей цели, влияющих на поведение друг друга в и осознающих себя как уникальное единство. Команда в рамках организации — это коллектив (руководителей, подразделения, бригады и пр.), достигший высокой степени сплоченности и продуктивности работы на благо предприятия [2].
Примеров настоящей команды можно найти большое количество, но мы возьмём и проанализируем несколько из них.
Первый пример — Стив Джобс и компания «Pixar». В конце 90-х годов XX века Джобс приобрёл небольшую компанию, которая занималась производством компьютеров. Позже офис был перенесён в здание бывшей консервной фабрики. На первый взгляд, планирование Стива Джобса может показаться отличным, так как учитывались три отдельных офисных сегмента для аниматоров, компьютерщиков и руководства. Но Джобс понимал, что это провальная идея, и для создания настоящей команды необходимо было создать и заставить всех почувствовать командный дух. И тогда Стив Джобс поместил всех работников в одно открытое пространство, где по центру был бы атриум. То есть целью Джобса было создать одно большое открытое пространство для своих сотрудников, где они могли бы общаться и совместно решать задачи. После долгих манипуляций с привлечением сотрудников к командному подходу результат не заставил себя ждать: коллеги действительно осознали и почувствовали на себе, что работа в команде — это возможность создавать нечто великое.
«От малого до великого», этот афоризм можно понимать по-разному, ведь студенческие годы, это время приобретения профессиональных знаний, умений и накопление опыта. Студент, только начав обучение в образовательной организации среднего профессионального образования, проходит адаптационный период и конечно это адаптация проходит как в учебном коллективе, так и в условиях учебного заведения.
Студенческий коллектив представляет собой вид малых групп — объединений, осознающих свою принадлежность к данной группе, объединённых общей целью. В каждом студенческом коллективе формируется сложная система организационных и межличностных отношений, создаётся особый микроклимат группы. В результате совместной деятельности возникает личное общение, формируются эмоциональные отношения между индивидами [3, с. 1].
В педагогике среднего профессионального образования студенческий коллектив чаще всего основан на академической группе, на общих целях деятельности с одногруппниками и куратором, но и существуют студенческие объединения, которые реализуют общую цель, образовательного учреждения, активных студентов, а также социума всецело, в ходе узкого направления деятельности.
Проанализировав информационные источники по вопросам профессиональной педагогики, можно выделить 4 этапа формирования и развития студенческого коллектива:
Этап 1. Формирование коллектива. Сплочение студентов в социально-психологическую общность является основной целью организаторов этого процесса: старост, студенческого актива, кураторов, заместителя директора по воспитательной работе в образовательном учреждении. Ими выдвигается цель, определяется совместная деятельность, разрабатывается план работы, студенты изучают и познают друг друга, вступают в личностные и деловые отношения, проходят процесс адаптации к вузу и новой социальной роли.
Этот этап обычно завершается к концу первого года учёбы, ведь студенты уже приобрели ранее опыт коллективной жизнедеятельности.
Этап 2. Укрепление и совершенствование коллектива. Студенты адаптировались к условиям образовательного учреждения, чувствуют себя полноправными его членами. Они уважают свою академическую группу и друг друга, выдвигают самостоятельно цели, стремятся вместе проводить свободное время.
На данном этапе организатором и инициатором коллективной жизнедеятельности становится весь коллектив группы. Существенную роль играет общественное мнение, не подчиниться которому невозможно.
Студенческий коллектив активнее проявляет свою воспитательную функцию, чётче действует студенческое самоуправление.
Этап 3. Завершение развития и функционирования коллектива. У студентов — выпускников отчётливо проявляются профессиональные интересы, многие занимаются профессиональной деятельностью. После получения диплома академическая группа как студенческий коллектив прекращает своё функционирование. Но традиции, ценности, законы, которые создавались в течение нескольких лет обучения, ещё долгое время будут оказывать влияние на молодых специалистов. Это происходит в том случае, если в академической группе действительно был создан развитый воспитательный коллектив.
Таким образом, девиантное поведение при выполнении командной работы в студенческом коллективе — это возникновение отклоняющегося от общепринятых правил в период выполнения командной работы для достижения общих целей объединения студентов.
Основываясь на профессиональном опыте ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогические колледж № 1», мы можем установить одну истину, что, сталкиваясь с проявлением отклоняющегося поведения можно удачно нейтрализовать конфликтную ситуацию и прийти к большему результату, выполняя командную работу. Для этого выдвинуто несколько вариантов профилактических мер:
- Установление чётких правил поведения в студенческом коллективе;
- Четкое делегирование, распределение должностей и обязанностей в студенческом коллективе.
- Договорённость и обсуждение возникшей проблемы дипломатичным и обдуманным путём.
- Уважение всех участников образовательного процесса (преподаватель — студент, студент — студент, администрация — студент).
В заключении статьи хотим отметить, что девиантное поведение было во все времена, но в современном мире мы должны решать эту проблему гуманно, с выявлением проблем и реализуя профилактикою деятельность.
Девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи, в образовательных учреждениях Российской Федерации. Специалисты считают, что девиантное поведение невозможно искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе на фоне кризиса, когда люди не удовлетворены качеством жизни, не востребованы. По данным социологов, около 85 % населения деморализованы, падают духом и чувствуют растерянность. В результате они становятся безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.
Литература:
- Ларионова C. O. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема. — Екатеринбург.: Pedagogical sciences, 2013, С.90–94.
- Черкасова А. А., Новикова Л. В. Организация командной работы. — Владимир.: Владимирский государственный университет, 2017, С.5
3. Сергеева И. А. Социально-психологический анализ студенческого коллектива. — Иркутск.: Colloquium-journal, 2019. С. 4