Данная статья рассматривает юридическое лицо как субъект административной ответственности. В работе представлены особенности административных правонарушений, упоминается об институте административной ответственности, административных правах юридических лиц, а так же их реорганизации.
Ключевые слова: юридическое лицо, административная ответственность, административное право, реорганизация.
This article determines a legal entity as a subject of administrative responsibility. The paper presents administrative offenses` features, mentions the institution of administrative responsibility, the administrative rights of legal entities and their reorganization.
Keywords: legal entity, administrative responsibility, administrative law, reorganization.
Сегодня большинство исследователей как в России, так и за рубежом, проявляют большой интерес к изучению юридического лица как субъекта административной ответственности.
Ссылаясь на многочисленные исследования вышеуказанной темы в рамках научной и специализированной литературы, стоит отметить, что юридическое лицо представляет собой один из ключевых субъектов во всех отраслях права.
Изучение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждает тот факт, что юридическое лицо имеет правовую природу, если рассматривать его через призму административного права. Стоит выделить, что для юридических лиц в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены статьи, согласно которым юридическое лицо несет административную ответственность в случае правонарушений [3].
Отечественный автор А. Б. Панов в своем труде пишет, что юридическое лицо как субъект административной ответственности на сегодняшний день является актуальной, исходя из быстрого роста количества различных организаций и их правонарушений [5].
Ссылаясь на работу российского исследователя Е. О. Адарченко, необходимо обратить внимание, что институт административной ответственности юридических лиц сформировался не так давно, что доказывает фрагментарную изученность многих вопросов, а так же их узкую направленностью [1, c. 8].
Далее стоит отметить, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует термин «юридическое лицо», но не составило труда обратиться к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, где данное понятие трактуется как организация [2], которая:
1) имеет свои гражданские обязанности и права:
2) в ее собственности находится имущество;
3) имеет право приобретать разрешенную и необходимую ей продукцию или товары;
4) может осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности;
5) а так же быть истцом и ответчиком в суде [1, с. 10–11].
Несмотря на тот факт, что институт административной ответственности юридических лиц существует относительно недавно, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях насчитывается более чем 250 статей, а если быть точнее, то на данный момент их 258 и 476 всего изданных в данном документе, что подтверждает строгую ответственность юридических лиц в рамках закона.
Е. О. Адарченко пишет в своей работе о многочисленных нарушениях юридических лиц, особенно необходимо выделить правонарушения в:
1) санитарно-эпидемиологической области и окружающей среды;
2) общественной нравственности и здоровье населения;
3) области предпринимательской деятельности;
4) таможенного дела [1].
Изучая проблематику исследуемой темы, следует обратить внимание на работу Е. Морозова, где автор указывает тот факт, что административная ответственность юридических лиц представляет собой один из видов юридической ответственности, а именно применение уполномоченными органами административных взысканий к юридическому лицу, которое совершило правонарушение [4].
Е. Морозова провела детальный анализ специализированной литературы в своем труде, тем самым предоставляет возможность вычленить составные элементы состава правонарушения:
1) в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 1.2 упоминается об объектах правонарушения, которые являются общественными отношениями, регулируемые и охраняемые нормами административного права;
2) далее стоит выделить субъект правонарушения, который представляет собой определенное юридическое лицо, совершившее противоправное деяние;
3) к третьему элементу стоит отнести объективную сторону, что является действием или наоборот, бездействием юридического лица. В рамках объективной стороны можно выявить причиненный вред общественным отношениям, которые находятся в рамках закона административного права;
4) к последнему элементу следует отнести субъективную сторону, что раскрывает сущность психического отношения лица к совершенному правонарушению.
Стоит подчеркнуть, что вышепредставленные элементы правонарушений исследованы достаточно фрагментарно, что предоставляет возможность для дальнейших изучений данного аспекта, а так же для анализа особенностей юридического лица как особого субъекта административной ответственности.
Исследования научной литературы указывают на выявленные сегодня особенности юридического лица, к которым можно отнести следующие аспекты:
1) вина юридического лица. Рассматривая данную особенность с точки зрения ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то юридическое лицо будет являться виновным только в том случае, если было совершено административного правонарушения без соблюдения определенных норм, правил и мер, предусмотренные законом Российской Федерации [4, с. 24].
Отечественный автор М. П. Петров рассматривает особенность вины как правонарушение, содеянное людьми в коллективе, т. е. не одним лицом, а правонарушение имеет коллективный характер [6]. С этой точки зрения вина относится не к организации, а к виновным физическим лицам.
Следует выделить вышепредставленную особенность в связи с тем, что по ч. 3 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует доказать вину физического лица в рамках организации для вынесения административного правонарушения только данному лицу, если исходя из представленных фактов юридическое лицо является незаинтересованным лицом в содеянном и действительно невиновно.
2) ко второй особенности стоит отнести статус той или иной организации в рамках юридического лица с той точки зрения, что гражданская правосубъектность не совпадает с административной. Рассматривая специализированные источники, было выявлено, что, к примеру, религиозные группы не могут быть привлечены к административным правонарушениям исходя из отсутствия законного статуса в рамках административного права и закона Российской Федерации.
Следует обратить внимание, что политические партии, государственные или муниципальные учреждения, а так же образовательные учреждения имеют статус, который основан на актах законодательства нашего государства, что подтверждает их ответственность перед административным правом и законом.
3) важной особенностью является минимизация в административных наказаниях к юридическим лицам. К примеру, ссылаясь на Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях к юридическим лицам существует всего четыре наказания:
1) предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ);
2) административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ), который является одним из самых распространенных наказаний, согласно статистическим данным;
3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП);
4) административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) [7].
Рассматривая научные труды, стоит подчеркнуть необходимость в усилении административной ответственности юридического лица за те или иные правонарушения, предусмотренные законом, а так же увеличение размеров административных штрафов, исходя из систематических выявленных административных правонарушений.
Детальный анализ проблематики исследуемой темы обращает внимание на институт реорганизации юридических лиц, который основан на законах гражданского права. Сущность данного института заключается в изменении правового положения юридического лица, что может повлиять на формирование несколько новых юридических лиц или прекращение деятельности одного лица согласно ст.58 ГК РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, где упоминается об особенностях реорганизации юридических лиц в рамках административной ответственности.
Изучая специализированную литературу, было выявлено, что при слиянии нескольких юридических лиц, в случае избегания одного из административно правонарушения, новое сформированное юридическое лицо должно понести административное наказание (п. 3, п. 4, п.6 ст. 2.10 КоАП РФ).
Важно знать юридическому лицу, только сформированному или при слиянии с другим юридическим лицом, что согласно п. 7 ст. 2.10 КоАП РФ административную ответственность несет юридическое лицо в том случае, если оно знало об административном правонарушении до завершения реорганизации.
Подводя итоги изучения исследуемой темы, стоит отметить, что юридическое лицо представляет собой субъект административной ответственности.
Рассмотрение специализированных источников и детальное изучение научной литературы доказывают узкую изученность темы, ее фрагментарность, что открывает возможности для дальнейших исследований отечественных и зарубежных юридических практиков.
Исходя из представленных особенностей, стоит выделить правосубъектность юридического лица, ограниченное количество применяемых административных наказаний, введение увеличенных штрафов для тех юридических лиц, которые часто совершают административные правонарушения, так же предусматриваются строгие санкции для «нарушителей» и реорганизация юридических лиц.
Следует подчеркнуть, что административная ответственность юридических лиц является ключевым видом административной ответственности, который имеет свои особенности, правосубъектность, административные наказания, предусмотренные законом в связи с неисполнением норм, обязанностей и правил в рамках противоправной деятельности юридических лиц.
Литература:
- Адарченко Е. О. Административная правосубъектность юридических лиц публичного права // Административное и муниципальное право. — 2013. — № 5. — С. 11.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.1996 г. / СЗ РФ. — 1994. -№ 32. — ст. 3301.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ / СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — ст. 1.
- Морозов Е. Установление вины при привлечении к ответственности за правонарушения в налоговой сфере. //// Хозяйство и право. — 2008. — № 3.
- Панов А. Б. Юридическое лицо — субъект административной ответственности // Административное право и процесс. — 2012. — № 6.
- Петров М. П. Административная ответственность организаций (юридических лиц): Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. — Саратов, 1998. — С. 24.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П« и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница N 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».