В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.
Ключевые слова: кейс-технологии, творческая мастерская, критическое мышление. Ключевые слова:
Согласно Леонтьеву А. А. под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [3, с.35]. Таким образом основным запросом государства становится формирование и развитие навыков функциональной грамотности обучающихся. Функциональная грамотность проверяется в следующих предметных областях: чтение, математика, естественно-научные предметы. Функциональное чтение — это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
При организации современной образовательной деятельности становится очевидным, что предметом, обладающим огромным потенциалом для развития навыков функционального чтения, является иностранный язык.
В арсенале педагога имеется большое количество современных технологий, которые могут быть использованы для формирования у обучающихся навыков функционального чтения.
Данная статья содержит в себе примеры различных технологий, применяемых на уроках английского языка в 7 классах. Ниже в таблице представлены: технологии, формируемые универсальные учебные действия данного приема, содержание технологии, пример использования технологий на базе учебно-методического комплекса Spotlight («Английский в фокусе» для 7 классов).
Таблица 1
Название технологии и приема |
Формируемые УУД |
Содержание технологии |
Примеры использования технологии |
Кейс-технология: «Философы» |
— проведение анализа текста с целью отбора запрашиваемой информации; — самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности. |
Обучающиеся читают текст, составляют таблицу конспект, которая в дальнейшем будет использована как опорный материал для пересказа. |
Модуль 5а. Обучающиеся читают текст «Предсказания о будущем» и заполняют таблицу с графами: - негативные изменения окружающей среды; - меры по защите окружающей среды; - изменения образа жизни людей; - технологический прогресс. |
Технология творческих мастерских: «Шпаргалки» |
— извлекать основное содержание текста; — владеть различными видами изложения текста; — развить умения взаимного сотрудничества |
Обучающиеся читают текст, выделяют основное содержание текста, готовят «шпаргалки» (опорный материал в виде: рисунков, схем, условных обозначений). |
Модуль 2с. Обучающимся предлагается прочитать рассказ с полным пониманием содержания. Далее каждая пара учащийся вытягивает листок, на который содержит отрывок текста, к которому им необходимо составить шпаргалку (в данном случае — рисунок). Обучающиеся работают в парах, анализируют отрывок, отбирают ключевую информацию, разрабатывают рисунок и затем иллюстрируют свой отрывок. После того как все изображения готовы, учитель вывешивает изображения на доску и предлагает учащимся устно пересказать текст с опорой на изображения. |
Технология творческих мастерских («актерское мастерство») |
- выбор стратегии работ в зависимости от поставленной цели; —развить коммуникативные навыки работы в паре и командах —развить умение адаптировать к изменяющейся ситуации. |
Учащиеся знакомятся с текстом, далее учитель распределяет роли в соответствии с содержанием текста. Обучающимся необходимо проанализировать текст, раскрыть сущность текста, сформулировать вывод о персонаже или роле. На основе полученных материалов учащиеся воспроизводят текст по ролям, показав, как они понимают сущность роли. |
Модуль 3b. Обучающиеся делятся на пары. Каждая группа получает текст, который содержит небольшие отрывки. Данные отрывки взяты из художественных произведений о данных персонажах. Учащиеся совместно читают, анализируют текст по аспектам: - что сделал персонаж; - как этот поступок характеризует его. При необходимости обучающиеся могут записать получившиеся схемы в тетрадь. Далее каждая пара представляет перед классом свое выступление. Один из пары изображает персонажа, второй комментирует его действия и дополняет характеристику. |
Технология проблемного обучения («цепочка») |
— выстраивать взаимодействие с учителем и одноклассниками; — планировать совместные действия; — обсуждать процесс и результат деятельности. |
Обучающиеся читают текст и составляют к нему вопросы, на которые затем будут отвечать его одноклассники. В зависимости от целей и задач учитель может предложить составить вопрос разных типов, например: —вопрос, на который можно ответить только да/нет; —разделительный вопрос; —вопрос к подлежащему; —вопрос, ответом на который будет некое прилагательное. |
Модуль 5d. Учащиеся читают текст с полным понимаем содержания. Далее они получают задание: задать по 1 вопросу 5 основных типов вопросов: 1) общий 2) альтернативный 3) специальный 4) к подлежащему 5) разделительный. Далее учитель начинает круг вопросов к тексту. Обращает внимание обучающихся на то, что вопросы не должны повторяться. Таким образом, учитель стимулирует к активной работе на уроке, а также активизирует навыки восприятия информации на слух. Учитель задает вопрос, первый ученик отвечает и задает свой вопрос второму учащемуся, и так далее по кругу, пока все учащиеся не зададут вопрос первого типа. Всего на данном уроке будет 5 кругов. |
Технология проблемного обучения «Поединок» |
— осуществлять перенос полученной информации из текста на новую текущую ситуацию; — взаимодействовать в различных формах диалога и полилога; — планировать и обсуждать стратегию совместных действий. |
Учитель распределяет учеников на группы, выдает серию небольших текстов (или 1 текст), где в конце каждого текста (или абзаца) будет стоять проблемный вопрос. На каждый вопрос обучающимся необходимо сформулировать ответ, аргумент и контраргумент. |
Модуль 8а. Учащиеся читают текст по новой теме. Далее делятся на 2 группы. К каждому абзацу обучающиеся получают несколько проблемных вопросов. Каждой группе необходимо сформулировать свой ответ. Далее происходит поединок аргументов. После заслушивания ответа первой группы, участникам второй группы предлагается оспорить позицию, предложив свой аргумент. Теперь участники первой команда должны снова ответить, придумав аргументы в пользу своей позиции. |
При применение данных технологий и приемов в качестве положительного подкрепления и повышения мотивации являются физические награды и поощрения. Например, при приеме «Цепочки» крайне эффективным метод оценивания и контроля стало вручения наград-звездочек. Данные звездочки выдавались обучающимся при правильном лексико-грамматическом оформлении вопросов. Для дополнительного стимула в конце урока все звездочки подсчитываются для подведения итогов, после чего определяется победитель, который имеет право выбрать себе награду из списка купонов. Учащийся может выбрать:
— повысить 1 текущую оценку на 1 балл;
— право на переписывание 1 работы;
— одно освобождение от домашнего задания и т. д.
Эффективность также доказала такая форма работы, как «учитель против класса». При данной форме работы обучающиеся всей группы должны придумать контраргумент к позиции учителя.
Применение технологий и приемов, описанных выше, доказали свою эффективности в формировании навыков функционального чтения. Таким образом, наблюдается:
— повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения;
— развитие литературно-творческих способностей детей: участие в литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям;
— устойчивая позитивная динамика осознанного выбора обучающимися книг в соответствии с возрастом;
— повышение мотивации читательской активности обучающихся через совместную деятельность.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителей, 2010.
- Логвина И. А., Мальцева-Замковая Н. В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей, 2010.
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003.