В данной статье обоснована значимость патриотического воспитания дошкольников в наши дни. Введение в план занятий с дошкольниками изучения понятий о Родине, патриотизме, любви к природе и уважения к труду соотечественников под названием «Россия — Родина моя», даже с частотой один раз в месяц показывает значительные результаты. Дошкольники осознают суть происходящих в России событий, обсуждают социальные явления в беседах и создают игровые ситуации, в которых выражается основа будущей гражданской позиции личности. Тема также затрагивает вопросы краеведения, принадлежности к традициям малой Родины, уникальной природы родного края. На специализированных занятиях по выявлению особенностей природы и традиций родного края упоминаются традиции казачества, возрождённые на Кубани.
Ключевые слова: понятие о Родине, патриотическое воспитание, воспитание дошкольников, развитие чувства патриотизма, русский патриотизм, возрождение казачества, занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.
Положения о патриотическом воспитании и формировании патриотического сознания людей, проживающих в России, отражены в документах государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [1] и ФГОС ДО [2].
Современные события в России, сложившаяся сегодня ситуация дестабилизации политики и экономики, вопросы формирования патриотических чувств и принадлежности к русской нации у нового поколения стоит особенно остро. Обсуждение взрослыми ситуации в стране рождает у детей множество вопросов. Непонятные слова, необъяснимые факты, странные противостояния, о которых слышат дети, требуют разъяснений и четких определений. Задачей воспитателя детского сада зачастую становится объяснение детям многих социальных явлений, сути происходящих событий, причин поведения русских людей. Решая такие задачи, воспитатель обязан учесть особенности русского национального патриотизма, которые заключаются в законопослушании, терпимости к свободе вероисповедания, склонности к коллективизму, уважения к правителям и руководителям законодательных органов, любви к русской природе, своей семье, малой Родине и стране.
«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста представляет собой целенаправленный процесс оказания педагогического влияния, цель которого заключается в совершенствовании представлений ребенка о своем Отечестве, а также в развитии в нем чувства патриотизма» [3, с. 81]. Так однозначно и четко определила понятие С. А. Козлова.
Основы патриотизма, любви к Родине закладываются у ребенка не только в семье, но и в детском саду. Воспитатель оказывает педагогическое воздействие с целью воспитания чувства патриотизма, формирования знаний об атрибутах Родины, развитие потребности в общественно-полезной деятельности.
Педагог Андреева Н. Ф. определила понятие патриота так: «Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, они формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране. И поэтому воспитание человека, как гражданина своей страны уже в дошкольном детстве, становится очень важным» [5, с. 1].
Моей задачей, как воспитателя детского сада, становится ознакомление детей с объектами истории и культуры России, Краснодарского края, формирование бережного отношения к природе, труду людей, общественной собственности.
С этой целью я включила в план воспитательной работы ежемесячное занятие по патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя». На таких занятиях с дошкольниками один раз в месяц выполняются следующие задачи:
— воспитание у детей любви и уважения к родному краю, России, путем изучения местной культуры и быта;
— воссоздание национальных традиций через инсценировки русских народных сказок, казачьих былин;
— воспитание чувства гордости за героев своего народа, кубанских казаков, принадлежности к их подвигам;
— формирование собственной гражданско-патриотической позиции.
Богатая культура русского народа, в том числе кубанского народа, культура кубанского казачества, предоставляет возможность активно изучать традиции исторически сложившейся системы духовно-нравственного и патриотического воспитания. К вопросам духовности и сплоченности русского народа сегодня приковано всеобщее внимание, это служит мотивацией дошкольников к занятиям на тему патриотизма.
Программа занятий состоит из сценариев активных и познавательных игр с элементами краеведческих понятий, лепки и аппликации на темы семьи, русских атрибутов, сувениров, и родной природы. Инсценировки из жизни русских военных офицеров и кубанских казаков, самоотверженно защищавших родную землю, помогают сформировать у детей готовность защищать и любить свою Родину. На занятиях я использую наглядные материалы с картинами русских живописцев, старинными русскими игрушками, документальными фотографиями из журналов и газет военных лет. Чтение рассказов на военную тематику, пересказ подвигов солдат во время войны, описание исторических и культурных памятников также помогают детям осознать тесную связь с родиной и причастности к великим подвигам предков.
Создание развивающей среды также играет большую роль в вопросе воспитания патриотов Родины. Играя и участвуя в совместной деятельности на благо общества и культуры, наподобие акций сбора макулатуры, конкурсах чтецов, изготовления поделок к русским праздникам, ребенок осваивает особенности русских традиций, привлекается к созданию условий для процветания родной страны и края. Настольные игры — познавательные, дидактические, карты, глобус, пазлы, картины художников, которые содержат материалы краеведческой направленности, формируют чувство принадлежности к культуре русского народа и Краснодарского края.
Составляющие элементы патриотического воспитания:
- Любовь к семье, родителям, близким, домашним обитателям.
- Любовь к природе, к окружающим растениям и животным.
- Уважение к традициям русского народа, кубанского казачества, к русскому ремеслу и традициям.
- Уважение к Российской Армии, значимость её в защите мирного населения.
- Бережное отношение к ресурсам Родины, труду людей на благо Отечества.
- Интерес к истории народа, значимым событиям в истории России.
- Работа с родителями детей по развитию патриотизма и возможности ограждения детей от резких высказываний, жестких убеждений и позиций по отношению к власти.
В работе с детьми старших групп ДОУ я использую игры, которые рекомендует Агапова Д. Ю. «Для воспитания патриотических чувств мы используем настольные дидактические игры, такие как «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Мой адрес», «Моя Родина», «Расскажи о своей семье». Также используются сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки», народные игры «Горелки», «Русская лапта», «Городки» и другие» [4].
Активность детей дошкольного возраста в традиционных обрядах и реконструкции таких русских национальных праздников, как День Победы, День России, День защитников Отечества, День весны и труда, День Матери, День Конституции, обусловлена интересом и позволяет легко запомнить, осознать значимость исторических событий и их бесценный опыт в формировании будущего нашей страны.
Дети к 6–7 годам, в соответствии с программой воспитания и обучения, должны знать имена и отчества родителей, их род занятий, свой домашний адрес. Чтобы это лучше запомнилось, мы играем в игру «Малыш потерялся», где ребенок объясняет нашедшему его в незнакомом месте взрослому, где он живет и кто его родители. На занятиях «Мой дом — Россия» мы лепим и рисуем свои дома, дома своих родственников в станице, домашних животных и трудовые будни родителей и близких. Работы детей «Портрет мамы», «Кем работает папа», «Моя станица», «Родная природа», «Сувенир из России», участвуют в выставках и помогают детям понять важность принадлежности к русской культуре и национальным ценностям.
Любовь к русской природе, экологичное отношение к ней как важная часть формирования любви к родным местам у детей дошкольного возраста, находит применение в экскурсиях по близлежащим окрестностям, паркам, и беседах о растениях, цветах и природных явлениях родного края. Прогуливаясь в хорошую погоду вокруг детского сада, мы обсуждаем с детьми удивительные явления природы, циклы жизни растений и деревьев, появление насекомых и отношение людей к чистоте окружающего пространства. Дети отмечают очень интересные детали, рассматривают жучков, задают неожиданные вопросы, обращают внимание на мелкие незначительные явления, элементы растений и странность листьев. Это все формирует у них представление о природе родного края, о её особенностях, об изменениях в течение сезонов. Принцип закрепления полученных знаний выражается в том, что после таких прогулок мы рисуем увиденное или лепим предмет созерцания. В такие моменты дети проявляют своё отношение к явлению или предмету через творческую деятельность. В будущем дошкольники будут вспоминать накопленный опыт, и воспринимать окружающие их явления природы, растения, животных среды, как «родных» и относящихся к атрибутам Родины. Мы кормим птиц зимой, заботимся о чистоте улиц, поддерживаем лозунги «За МИР», ощущаем принадлежность к русскому народу путём поддержки гуманных и мирных убеждений.
С заботой об экологических богатствах нашей страны, мы доносим дошкольникам информацию о сохранении ресурсов Земли, о бесполезных тратах бумаги, об экономии воды и бережном отношении к природным ценностям. На эти темы мы предлагаем игры и познавательные квесты.
Таким образом, воспитатель, который в своей работе затрагивает вопросы патриотического воспитания детей, напрямую воздействует на формирование полноценной личности, любовь к Родине и родным местам, способность защищать и беречь мир в любимой стране, возможность свободно выражать свою гражданскую позицию.
Воспитатель также выполняет важнейшую роль в формировании личности ребенка, способного бескорыстно защищать и страстно любить Родину.
Литература:
- Концепция Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] http://sch1222uv.mskobr.ru/files/programma %20wospitania.pdf
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013 г.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 15-е изд., исправ. и доп./ С. А. Куликова, Т. А. Куликова. — М.: Издательский центр Академия, 2015. — 432с.
- Агапова Д. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций. [Электронный ресурс] http://ippo.selfip.com:85/izvestia/agapova-d-yu-patrioticheskoe-vospitani/
- А. Г. Васильева. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-teme-patrioticheskoe-vospitanie-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
- Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. Ф. Андреева // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — № 1. — С. 16–24.