В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках урочной, так и в рамках внеурочной работы. Определен объем самостоятельной работы учеников при реализации указанных этапов и форм работы, а также описана модель построения хода урока по истории, нацеленного на развитие заявленных компетенций в рамках применения технологии проблемного обучения.
Ключевые слова: технология проблемного обучения, читательская грамотность, креативное мышление, учебный предмет «История», самостоятельная работа, исторические источники, методы проблемного обучения.
Главной задачей современной системы школьного образования в России является повышение объема функциональных компетенций у обучающихся [1]. В этих условиях проблемное обучение, как одна из форм развивающего обучения, выступает наиболее эффективным способом организации образовательного процесса. Доказательством тому служит специфика самой технологии проблемного обучения, основанная на необходимости самостоятельного получения учащимися новых для них знаний с помощью решения теоретических и практических задач, носящих в силу определенных предметных условий проблемный характер [4]. С учетом этих особенностей формы организации работы на уроке усложняются и появляется необходимость в привлечении дополнительных учебных действий. Выбор их зависит от цели, которую преследует учитель в данных обстоятельствах. В рамках учебного предмета «История» проявление специфики проблемного обучения базируется, в первую очередь, на развитии дополнительных компетенций в области работы с различными источниками информации для возможности приобретения и накопления знания.
Если рассматривать данные компетенции как отдельные компоненты функциональной грамотности, то уместнее всего говорить о формировании читательской грамотности и креативного мышления. Читательская грамотность представляет собой набор компетенций по работе с различными источниками информации и в первую очередь с текстовыми. Набор этих компетенций включает в себя аспекты, связанные с пониманием усвоенной информации и возможностью ее применения для решения практических, в первую очередь учебных задач. [2]
Креативное мышление, в свою очередь, предполагает необходимость проявления творческого начала, в том числе и в образовательном процессе, при получении и усвоении учебной информации. При этом сам процесс получения знания включает в себя выявление учебных проблем, формулирование и выдвижение гипотез в рамках их разрешения, осознание противоречия знания при доказывании выдвинутых гипотез [7].
Таким образом, практическая реализация работы по формированию читательской грамотности состоит в организации различных форм работы с источником (письменным, видеоисточником и т. д.), особенность же формирования креативного мышления заключается в необходимости поиска путей решения поставленных задач по работе с источником. Большое значение в этой работе приобретает фактор новизны, заключающийся в отсутствии у обучающихся необходимых моделей поведения при решении учебных задач и необходимости самостоятельного поиска их решения [6].
При выстраивании работы с источником необходимо учитывать ее последовательный характер. Каждый компонент реализуемого проблемного обучения должен иметь логическую связь как с предыдущим этапом урока, так и с последующим. Только при учете этих особенностей будет учитываться фактор целеполагания. При организации самого проблемного урока, для решения задач, связанных с формированием компонентов читательской грамотности и креативного мышления, необходимо реализовывать следующие формы организации работы с источником:
— формулирование вопросов к источнику — обратная форма ответов на вопросы на основании источника;
— выявление определяющего слова (словосочетания) в сформулированных вопросах — упрощенный формат «синквейна»;
— структурирование информации (табличная форма) — форма структурирования информации;
— определение главной проблемы источника — форма гипотетического предположения на основании источника;
— аргументирование выдвинутой проблемы с помощью текста источника — доказательная форма выдвинутого гипотетического предположения;
— сравнение двух тезисов на основании схожести и различия –формат сравнительного анализа;
— нахождение информации в источнике для решения практической (учебной) задачи — формат исследовательской работы.
Реализация данных форм работы возможна только посредством привлечения значительного объема адаптированных источников информации. Подбор материалов для организации проблемного обучения должен отвечать возрастной специфике обучающихся, а также соответствовать общей логике изложения теоретической информации учителем [5]. При адаптировании источников также необходимо учитывать наличие элементов проблемного обучения: противоречие знания, наличие главной проблемы в источнике, возможность создания проблемной ситуации на основе источника. Только в таком случае станет возможным формирование навыков креативного мышления.
Поэтому только системный подход к организации образовательного процесса на уроках истории, основанный на заявленных формах работы и учете специфики проблемного подхода позволит реализовать следующие методы проблемного обучения [3, с. 376–391.]:
— эвристический — самостоятельное решение учебной проблемы посредством анализа полученных данных, выдвижение гипотезы;
— исследовательский — самостоятельная работа по сбору информации, анализу этой информации, постановке проблемы и ее самостоятельному решению, а также применение нового знания для понимания логики открытия и закономерности получения готового знания;
— проблемно-программированный — решение программированных заданий, с целью проведения самостоятельного исследования на основе выведенного знания.
Таким образом, технология проблемного обучения позволяет формировать у обучающихся компетенции в области читательской грамотности и креативного мышления посредством реализации соответствующих самостоятельных форм работы на уроках истории. Необходимость привлечения учениками дополнительной информации позволяет развить дополнительные навыки по поиску, анализу и усвоению знания. Процесс решения нестандартных учебных задач вызывает необходимость поиска дополнительных путей решения этих задач, что в свою очередь позволяет формировать навыки креативного мышления. Также этому способствуют сами компоненты проблемного обучения: проблемные ситуации, проблемные задачи, противоречие знания и необходимость поиска закономерностей развития этого знания, которые и определяют образовательный процесс.
Литература:
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ № 287: [утвержден Министерства просвещения Российской Федерации 31 мая 2021 г.] — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920 (дата обращения: 24.03.2022)
- Колосова В. М. Пути формирования читательской грамотности в процессе обучения / В. М. Колосова // Вестник науки. — Тольятти, 2022. — № 2 (47). Т 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-chitatelskoy-gramotnosti-v-protsesse-obucheniya/viewer (дата обращения: 24.03.2022)
- Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории: монография / М. И. Махмутов. — Москва: Педагогика, 1975. — С. 376–391.
- Митькина А. Д. Проблемное обучение в современном образовании / А. Д. Митькина // Вестник науки и образования. — Иваново: Изд-во Проблемы науки, 2019. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-v-sovremennom-obrazovanii/viewer (дата обращения: 24.03.2022)
- Фонсека А. А. Дополнительный текст как компонент современного учебника истории: к постановке проблемы исследования развития читательской грамотности школьников / А. А. Фонсека // Проблемы современного педагогического образования. — Ялта: РИО ГПА, 2021. — Вып. 73. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnyy-tekst-kak-komponent-sovremennogo-uchebnika-istorii-k-postanovke-problemy-issledovaniya-razvitiya-chitatelskoy/viewer (дата обращения: 24.03.2022)
- Ходжиев Р. Б. О. Креативное мышление — важный фактор социального развития / Р.Б. О. Ходжиев, Д. О. Норбоева // Вестник науки и образования. — Иваново: Изд-во Проблемы науки, 2021. — № 10 (113). Часть 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnoe-myshlenie-vazhnyy-faktor-sotsialnogo-razvitiya/viewer (дата обращения: 24.03.2022)
- Юдина А. М. Развитие творческого мышления на уроках истории у подростков / А. М. Юдина, А. А. Емелина // Мир науки, культуры, образования. — Барнаул: Концепт, 2021. — № 3 (88). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-na-urokah-istorii-u-podrostkov/viewer (дата обращения: 24.03.2022)