Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 28.03.2022

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Колесникова, А. А. Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории / А. А. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89766/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках урочной, так и в рамках внеурочной работы. Определен объем самостоятельной работы учеников при реализации указанных этапов и форм работы, а также описана модель построения хода урока по истории, нацеленного на развитие заявленных компетенций в рамках применения технологии проблемного обучения.

Ключевые слова: технология проблемного обучения, читательская грамотность, креативное мышление, учебный предмет «История», самостоятельная работа, исторические источники, методы проблемного обучения.

Главной задачей современной системы школьного образования в России является повышение объема функциональных компетенций у обучающихся [1]. В этих условиях проблемное обучение, как одна из форм развивающего обучения, выступает наиболее эффективным способом организации образовательного процесса. Доказательством тому служит специфика самой технологии проблемного обучения, основанная на необходимости самостоятельного получения учащимися новых для них знаний с помощью решения теоретических и практических задач, носящих в силу определенных предметных условий проблемный характер [4]. С учетом этих особенностей формы организации работы на уроке усложняются и появляется необходимость в привлечении дополнительных учебных действий. Выбор их зависит от цели, которую преследует учитель в данных обстоятельствах. В рамках учебного предмета «История» проявление специфики проблемного обучения базируется, в первую очередь, на развитии дополнительных компетенций в области работы с различными источниками информации для возможности приобретения и накопления знания.

Если рассматривать данные компетенции как отдельные компоненты функциональной грамотности, то уместнее всего говорить о формировании читательской грамотности и креативного мышления. Читательская грамотность представляет собой набор компетенций по работе с различными источниками информации и в первую очередь с текстовыми. Набор этих компетенций включает в себя аспекты, связанные с пониманием усвоенной информации и возможностью ее применения для решения практических, в первую очередь учебных задач. [2]

Креативное мышление, в свою очередь, предполагает необходимость проявления творческого начала, в том числе и в образовательном процессе, при получении и усвоении учебной информации. При этом сам процесс получения знания включает в себя выявление учебных проблем, формулирование и выдвижение гипотез в рамках их разрешения, осознание противоречия знания при доказывании выдвинутых гипотез [7].

Таким образом, практическая реализация работы по формированию читательской грамотности состоит в организации различных форм работы с источником (письменным, видеоисточником и т. д.), особенность же формирования креативного мышления заключается в необходимости поиска путей решения поставленных задач по работе с источником. Большое значение в этой работе приобретает фактор новизны, заключающийся в отсутствии у обучающихся необходимых моделей поведения при решении учебных задач и необходимости самостоятельного поиска их решения [6].

При выстраивании работы с источником необходимо учитывать ее последовательный характер. Каждый компонент реализуемого проблемного обучения должен иметь логическую связь как с предыдущим этапом урока, так и с последующим. Только при учете этих особенностей будет учитываться фактор целеполагания. При организации самого проблемного урока, для решения задач, связанных с формированием компонентов читательской грамотности и креативного мышления, необходимо реализовывать следующие формы организации работы с источником:

— формулирование вопросов к источнику — обратная форма ответов на вопросы на основании источника;

— выявление определяющего слова (словосочетания) в сформулированных вопросах — упрощенный формат «синквейна»;

— структурирование информации (табличная форма) — форма структурирования информации;

— определение главной проблемы источника — форма гипотетического предположения на основании источника;

— аргументирование выдвинутой проблемы с помощью текста источника — доказательная форма выдвинутого гипотетического предположения;

— сравнение двух тезисов на основании схожести и различия –формат сравнительного анализа;

— нахождение информации в источнике для решения практической (учебной) задачи — формат исследовательской работы.

Реализация данных форм работы возможна только посредством привлечения значительного объема адаптированных источников информации. Подбор материалов для организации проблемного обучения должен отвечать возрастной специфике обучающихся, а также соответствовать общей логике изложения теоретической информации учителем [5]. При адаптировании источников также необходимо учитывать наличие элементов проблемного обучения: противоречие знания, наличие главной проблемы в источнике, возможность создания проблемной ситуации на основе источника. Только в таком случае станет возможным формирование навыков креативного мышления.

Поэтому только системный подход к организации образовательного процесса на уроках истории, основанный на заявленных формах работы и учете специфики проблемного подхода позволит реализовать следующие методы проблемного обучения [3, с. 376–391.]:

— эвристический — самостоятельное решение учебной проблемы посредством анализа полученных данных, выдвижение гипотезы;

— исследовательский — самостоятельная работа по сбору информации, анализу этой информации, постановке проблемы и ее самостоятельному решению, а также применение нового знания для понимания логики открытия и закономерности получения готового знания;

— проблемно-программированный — решение программированных заданий, с целью проведения самостоятельного исследования на основе выведенного знания.

Таким образом, технология проблемного обучения позволяет формировать у обучающихся компетенции в области читательской грамотности и креативного мышления посредством реализации соответствующих самостоятельных форм работы на уроках истории. Необходимость привлечения учениками дополнительной информации позволяет развить дополнительные навыки по поиску, анализу и усвоению знания. Процесс решения нестандартных учебных задач вызывает необходимость поиска дополнительных путей решения этих задач, что в свою очередь позволяет формировать навыки креативного мышления. Также этому способствуют сами компоненты проблемного обучения: проблемные ситуации, проблемные задачи, противоречие знания и необходимость поиска закономерностей развития этого знания, которые и определяют образовательный процесс.

Литература:

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ № 287: [утвержден Министерства просвещения Российской Федерации 31 мая 2021 г.] — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920 (дата обращения: 24.03.2022)
  2. Колосова В. М. Пути формирования читательской грамотности в процессе обучения / В. М. Колосова // Вестник науки. — Тольятти, 2022. — № 2 (47). Т 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-chitatelskoy-gramotnosti-v-protsesse-obucheniya/viewer (дата обращения: 24.03.2022)
  3. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории: монография / М. И. Махмутов. — Москва: Педагогика, 1975. — С. 376–391.
  4. Митькина А. Д. Проблемное обучение в современном образовании / А. Д. Митькина // Вестник науки и образования. — Иваново: Изд-во Проблемы науки, 2019. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-v-sovremennom-obrazovanii/viewer (дата обращения: 24.03.2022)
  5. Фонсека А. А. Дополнительный текст как компонент современного учебника истории: к постановке проблемы исследования развития читательской грамотности школьников / А. А. Фонсека // Проблемы современного педагогического образования. — Ялта: РИО ГПА, 2021. — Вып. 73. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnyy-tekst-kak-komponent-sovremennogo-uchebnika-istorii-k-postanovke-problemy-issledovaniya-razvitiya-chitatelskoy/viewer (дата обращения: 24.03.2022)
  6. Ходжиев Р. Б. О. Креативное мышление — важный фактор социального развития / Р.Б. О. Ходжиев, Д. О. Норбоева // Вестник науки и образования. — Иваново: Изд-во Проблемы науки, 2021. — № 10 (113). Часть 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnoe-myshlenie-vazhnyy-faktor-sotsialnogo-razvitiya/viewer (дата обращения: 24.03.2022)
  7. Юдина А. М. Развитие творческого мышления на уроках истории у подростков / А. М. Юдина, А. А. Емелина // Мир науки, культуры, образования. — Барнаул: Концепт, 2021. — № 3 (88). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-na-urokah-istorii-u-podrostkov/viewer (дата обращения: 24.03.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, креативное мышление, читательская грамотность, образовательный процесс, задача, источник, учебный предмет, различный источник информации, самостоятельная работа, самостоятельное решение.


Похожие статьи

К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ

В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

Похожие статьи

К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ

В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

Задать вопрос