Правотолкование как спецкурс в современном высшем учебном заведении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 27.03.2022

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Забелин, Д. Н. Правотолкование как спецкурс в современном высшем учебном заведении / Д. Н. Забелин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89767/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается проблема правотолкования в современном высшем учебном заведении, анализируются новые подходы к проблеме толкования норм права и применение студентами полученных знаний на практике.

Ключевые слова: правотолкование, спецкурс, программа, правовая норма, теория права.

Правотолкование — это междисциплинарная правовая наука, которая входит в структуру юридической науки. Правотолкование необходимо для правовой квалификации и юридической оценки дел. При разработке новых правовых актов, целью толкования является понимание точного смысла.

В правотолковании соединяются вместе юридические знания, правовая культура, и конечно же юридическое искусство. Для молодых специалистов, выпускников высшей школы, правотолкование , является недостаточно изученной дисциплиной. Задача нашей статьи, привлечь внимание к изучению правотолкования в высшей школе, добавление в учебные планы спецкурса по правотолкованию. В современной юриспруденции одним из самых надежных показателей высококачественной работы юриста-профессионала является такой уровень его подготовки, который позволяет ему быстро и точно толковать нормы права.

Проблема правотолкования в разное время исследовалась в науке. К этой проблеме обращались Ф. К. Ф. Савиньи, Р. Ф. Иеринг, Е. В. Васьковский, Н. А. Гредескул, С. И. Вильнянский, Н. А. Власенко, С. С. Алексеев, Т. Я. Хабриева и другие ученые. Однако достойное для изучения в юридических высших учебных заведениях и для применения практиками юристами учения о толковании, на данный момент отсутствует. [10,203]

Целью данной статьи является изучение, исследование перспектив разработки программы спецкурса по правотолкованию в современной высшей школе.

Теоретические основы учения о толковании норм права создал Е. В. Васьковский. Но эти основы ожидала весьма странная судьба. С одной стороны, они получили оценку как лучшая книга по проблемам правотолкования. Такую оценку дал С. И. Вильнянский в 1948 г. [7,42], а еще через 50 лет — В. А. Белов [4,5]. С другой стороны, Е. В. Васьковский создал не учение о толковании, а только его теоретические основы. Поэтому нужна была дискуссия, критическая оценка, научные положения, сформулированные Е. В. Васьковским, нуждались в развитии, в обновлении с учетом изменений в правовой системе. Созданные Е. В. Васьковским основы учения о правотолковании, не были доведены до уровня учения о толковании актов законодательства.

Поэтому, на данный момент не существует учения, а также спецкурса о правотолковании в высших юридических учебных заведениях. Навыками правотолкования не владеет никто — ни ученые, ни практикующие юристы.

Цель правотолкования — понимание и применение в юридической практике законов, толкование не допускает поправок и изменений в действующие правовые нормы. Правотолкование объясняет, что конкретно сформулировано в законе.

Е. С. Васьковский полагал, что «толкование должно воспроизвести те представления и понятия, которые связывал с данной нормой ее создатель», оно должно способствовать «раскрытию содержания нормы, или развитию ее смысла, или выяснению мысли и воли законодателя». При этом Е. В. Васьковский апеллировал к мнению Д. И. Мейера и Г. Ф. Шершеневича, которые писали: «толковать закон — значит раскрывать истинный смысл его, изъяснять волю законодателя, облеченную в форму слова». [6,507]

На данном этапе развития юридической науки исследователи считают, что правотолкование сводится к воле законодателя. Обратный результат можно получить, если не будут соблюдаться нормы права, а также поиск смысла законодателем.

Хотелось бы остановиться на отдельных проблемах правотолкования, которые необходимо решить путем проведения научных дискуссий, для завершения разработки новейшего учения о правотолковании, достойного для изучения в юридических вузах, которое могло бы стать научной основой для правоприменения.

Необходимость разработки и введения в юридических высших учебных заведениях спецкурса «Правотолкование» обосновано:

— использованием в юридической практике большого количества терминов

— формулировкой теоретических аспектов права, которая требует краткости изложения

— недоработкой в законодательстве, правильной формулировки правовых актов

— изъянами и несовершенством в законодательстве

Толкование норм права нередко связывают с их конкретизацией, то есть с уточнением по цели, смыслу, месту и времени применения норм. Эта характеристика толкования вполне оправдана, поскольку в процессе толкования действительно происходит уточнение смысла и назначения правовой нормы.

Так, Конституционный суд Российской Федерации, в своих решениях неоднократно уточнял смысл тех или иных правовых норм Конституции и законов, проверял конституционность последних.

С учетом практики Конституционного Суда РФ и на базе научных исследований, проведенных О. М. Беляевой, Т. Я. Хабриевой [11,369], В. Г. Ротанем, необходимо в юридических высших учебных заведениях создать спецкурс «Правотолкование», это даст перспективу обучения применению правовых норм, разъяснит принципы, закрепленные в правовых актах.

Основой спецкурса «Правотолкование» должны стать основополагающие понятия законодательства, права, нормативного положения, правовой нормы, правоотношения и правового регулирования. Программа спецкурса «Правотолкование» является продолжением научной проблематики теории права. Необходимость данного спецкурса обусловлена следующим:

— объем изучаемого студентами материала в рамках основной образовательной программы не в состоянии вместить в себя ряд важных вопросов, имеющих не только общетеоретическое, но и практическое значение;

— значительная часть вопросов, которые традиционно рассматриваются студентами, в учебной литературе по теории права освещаются недостаточно глубоко и всесторонне. Правотолкование по объему рассматривается в основном курсе чисто схематично, без глубокого анализа.

Содержание спецкурса «Правотолкование» должно в значительной мере восполнить пробелы и дать студентам дополнительный материал для правильного и полного восприятия процесса правотолкования.

Цель данного спецкурса — развитие личностных качеств студентов, формирование знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих подготовленность выпускников к выполнению профессиональной юридической деятельности — правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, педагогической.

Изучение теории и практики правотолкования:

— формирует основы научных знаний о процессах уяснения и разъяснения смысла норм права;

— базируется на способности студентов к обобщению, анализу, восприятию информации;

— создает основу для понимания и объяснения процессов развития правовой системы общества.

В результате освоения спецкурса «Правотолкование» студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

— способностью разрабатывать нормативно правовые акты;

— способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты;

— способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности.

Для освоения спецкурса по «Правотолкованию» студент должен

— знать:

основные принципы и категории, определяющие процесс правотолкования;

закономерности уяснения смысла норм права на основе системного анализа законодательных текстов;

— уметь:

использовать на практике полученные знания и навыки, в том числе при организации исследовательской работы и в управлении коллективом;

— владеть:

методикой толкования права в различных правоприменительных ситуациях;

основными принципами, позволяющими объяснить действующее право и правопорядок;

Правотолкование — это закономерно вытекающая деятельность юриста, которая предполагает исправление недостатков нормативно-правовых актов.

К профессиональным компетенциям выпускников высших юридических учебных заведений относят способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности. Эти виды деятельности предполагают глубокое освоение методологии правотолкования. Стоит отметить, что науку правотолкования, которая относится к числу сложнейших в юриспруденции, студенты осваивают мимоходом. И этому учат студентов не ученые, специализирующиеся на исследованиях проблем правотолкования, а преподаватели, не обладающие системными знаниями правил толкования. [9,792]

Выпускник юридического факультета должен быть способным толковать право, в том числе работать с нормативными правовыми актами, интерпретировать их на основе научно обоснованной методологии.

Подводя итоги, можно сказать, что:

— проблемы правотолкования должны изучаться не только наукой общей теории права, но и отраслевыми юридическими науками;

— процесс правотолкования неразрывно связан с функционированием механизма правового регулирования;

— акты нормативного толкования играют организационно-вспомогательную роль в правотворческом процессе и являются связующим звеном, обеспечивающим единство право разъяснительного и правотворческого процессов;

— введение спецкурса «Правотолкование» в высших учебных заведениях, даст возможность будущим юристам внедрения новейшего учения о толковании актов законодательства в практику правоприменения.

Литература:

  1. Алексеев С. С. Государство и право. — М.: Проспект, 2006. — 152 с.
  2. Алексеев С. С. Общая теория права. В 2 т. Т. II. — М.: Юридическая литература, 1982. — 360 с.
  3. Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного исследования. — М.:Статут, 1999. — 712 с.
  4. Белов В. А. «…Выдающийся русский юрист…» / Васьковский Е. В. Цивилистическая методология. Учение о толковании и применении гражданских законов. — М.: Центр ЮрИнфоР, 2002.– С. 5–41.
  5. Беляева О. М. Ученые записки Казанского государственного университета.- 2007г. Т. 149 (6). — № 6. — С. 39–47. Толкование норм права.
  6. Васьковский Е. В. Цивилистическая методология. Учение о толковании и применении гражданских законов. — М.: ЮрИнфоР, 2002. — 507 c.
  7. Вильнянский С. И. Толкование и применение гражданско-правовых норм / Методические материалы ВЮЗИ. — М., 1948. — С. 42–61.
  8. Проблемы общей теории государства и права / Под ред. В. С. Нерсесянца. — М.:Норма, 2004. — 813 с.
  9. Ротань В. Г. Новейшее учение о толковании права. — Симферополь: 2019.-792 с.
  10. Ротань В. Г. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. — 2016. — Т. 2 (68). — № 3. — С. 203–210. О перспективах разработки, изучения и внедрения в судебную практику учения о толковании актов законодательства.
  11. Хабриева Т. Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. Дисс. доктора юрид. наук. –М., 1997, 369 с.
Основные термины (генерируются автоматически): правотолкование, проблема правотолкования, акт, правовая норма, высшая школа, правовое регулирование, правотворческий процесс, юридическая деятельность, юридическая наука, юридическая практика.


Ключевые слова

программа, правовая норма, теория права, правотолкование, спецкурс

Похожие статьи

Юридическая риторика в профессиональной деятельности будущего юриста

В статье рассматривается роль юридической риторики в освоении коммуникативных навыков будущих юристов. Особое внимание уделено формам проведения аудиторных занятий в рамках преподавания лингвистических дисциплин.

Актуальные проблемы преподавания права в школе

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы, возникающие в ходе преподавания права в школе. Актуальность исследования связана с постоянно меняющимся законодательством, что в современных условиях делает затруднительным полноценное обучение праву в...

Основные показатели знаний правовой культуры студентов в средних специальных учебных заведениях на примере Мамадышского политехнического колледжа

В статье раскрывается понятие правовой культуры, проводится исследование среди студентов.

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Терминологические особенности правовых текстов

В статье рассматриваются актуальные вопросы юридической терминологии в законодательных актах, требующие усвоения и правильного употребления. Знание юридической лексики позволяет получить и усвоить будущим студентам-юристам необходимые умения и профес...

Эффективные практики обучения: методический инструментарий преподавателя (на материалах обучения немецкому языку)

В статье представлен анализ вопроса внедрения современных активных методов обучения в образовательный процесс. Описан практический опыт использования эффективных педагогических технологий при обучении иностранным языкам (на материалах преподавания не...

Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей

В статье раскрывается смысл понятий «направленность личности» и «педагогическая практика». Описание различных подходов к определению этих понятий.

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

Современные методы преподавания юридических дисциплин

Исследование посвящено изучению существующих на сегодняшний день методов преподавания юридических дисциплин, особое внимание уделено методам интерактивного обучения. Рассмотрены их особенности и перспективы реализации в образовательной деятельности.

Преподавание локальной истории в рамках школьного курса и в условиях применения историко-антропологического подхода

В данной статье рассматриваются преимущества применения историко-антропологического подхода при преподавании локальной истории в рамках реализации современной Концепции преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях.

Похожие статьи

Юридическая риторика в профессиональной деятельности будущего юриста

В статье рассматривается роль юридической риторики в освоении коммуникативных навыков будущих юристов. Особое внимание уделено формам проведения аудиторных занятий в рамках преподавания лингвистических дисциплин.

Актуальные проблемы преподавания права в школе

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы, возникающие в ходе преподавания права в школе. Актуальность исследования связана с постоянно меняющимся законодательством, что в современных условиях делает затруднительным полноценное обучение праву в...

Основные показатели знаний правовой культуры студентов в средних специальных учебных заведениях на примере Мамадышского политехнического колледжа

В статье раскрывается понятие правовой культуры, проводится исследование среди студентов.

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Терминологические особенности правовых текстов

В статье рассматриваются актуальные вопросы юридической терминологии в законодательных актах, требующие усвоения и правильного употребления. Знание юридической лексики позволяет получить и усвоить будущим студентам-юристам необходимые умения и профес...

Эффективные практики обучения: методический инструментарий преподавателя (на материалах обучения немецкому языку)

В статье представлен анализ вопроса внедрения современных активных методов обучения в образовательный процесс. Описан практический опыт использования эффективных педагогических технологий при обучении иностранным языкам (на материалах преподавания не...

Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей

В статье раскрывается смысл понятий «направленность личности» и «педагогическая практика». Описание различных подходов к определению этих понятий.

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

Современные методы преподавания юридических дисциплин

Исследование посвящено изучению существующих на сегодняшний день методов преподавания юридических дисциплин, особое внимание уделено методам интерактивного обучения. Рассмотрены их особенности и перспективы реализации в образовательной деятельности.

Преподавание локальной истории в рамках школьного курса и в условиях применения историко-антропологического подхода

В данной статье рассматриваются преимущества применения историко-антропологического подхода при преподавании локальной истории в рамках реализации современной Концепции преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях.

Задать вопрос