В статье рассматривается проблема правотолкования в современном высшем учебном заведении, анализируются новые подходы к проблеме толкования норм права и применение студентами полученных знаний на практике.
Ключевые слова: правотолкование, спецкурс, программа, правовая норма, теория права.
Правотолкование — это междисциплинарная правовая наука, которая входит в структуру юридической науки. Правотолкование необходимо для правовой квалификации и юридической оценки дел. При разработке новых правовых актов, целью толкования является понимание точного смысла.
В правотолковании соединяются вместе юридические знания, правовая культура, и конечно же юридическое искусство. Для молодых специалистов, выпускников высшей школы, правотолкование , является недостаточно изученной дисциплиной. Задача нашей статьи, привлечь внимание к изучению правотолкования в высшей школе, добавление в учебные планы спецкурса по правотолкованию. В современной юриспруденции одним из самых надежных показателей высококачественной работы юриста-профессионала является такой уровень его подготовки, который позволяет ему быстро и точно толковать нормы права.
Проблема правотолкования в разное время исследовалась в науке. К этой проблеме обращались Ф. К. Ф. Савиньи, Р. Ф. Иеринг, Е. В. Васьковский, Н. А. Гредескул, С. И. Вильнянский, Н. А. Власенко, С. С. Алексеев, Т. Я. Хабриева и другие ученые. Однако достойное для изучения в юридических высших учебных заведениях и для применения практиками юристами учения о толковании, на данный момент отсутствует. [10,203]
Целью данной статьи является изучение, исследование перспектив разработки программы спецкурса по правотолкованию в современной высшей школе.
Теоретические основы учения о толковании норм права создал Е. В. Васьковский. Но эти основы ожидала весьма странная судьба. С одной стороны, они получили оценку как лучшая книга по проблемам правотолкования. Такую оценку дал С. И. Вильнянский в 1948 г. [7,42], а еще через 50 лет — В. А. Белов [4,5]. С другой стороны, Е. В. Васьковский создал не учение о толковании, а только его теоретические основы. Поэтому нужна была дискуссия, критическая оценка, научные положения, сформулированные Е. В. Васьковским, нуждались в развитии, в обновлении с учетом изменений в правовой системе. Созданные Е. В. Васьковским основы учения о правотолковании, не были доведены до уровня учения о толковании актов законодательства.
Поэтому, на данный момент не существует учения, а также спецкурса о правотолковании в высших юридических учебных заведениях. Навыками правотолкования не владеет никто — ни ученые, ни практикующие юристы.
Цель правотолкования — понимание и применение в юридической практике законов, толкование не допускает поправок и изменений в действующие правовые нормы. Правотолкование объясняет, что конкретно сформулировано в законе.
Е. С. Васьковский полагал, что «толкование должно воспроизвести те представления и понятия, которые связывал с данной нормой ее создатель», оно должно способствовать «раскрытию содержания нормы, или развитию ее смысла, или выяснению мысли и воли законодателя». При этом Е. В. Васьковский апеллировал к мнению Д. И. Мейера и Г. Ф. Шершеневича, которые писали: «толковать закон — значит раскрывать истинный смысл его, изъяснять волю законодателя, облеченную в форму слова». [6,507]
На данном этапе развития юридической науки исследователи считают, что правотолкование сводится к воле законодателя. Обратный результат можно получить, если не будут соблюдаться нормы права, а также поиск смысла законодателем.
Хотелось бы остановиться на отдельных проблемах правотолкования, которые необходимо решить путем проведения научных дискуссий, для завершения разработки новейшего учения о правотолковании, достойного для изучения в юридических вузах, которое могло бы стать научной основой для правоприменения.
Необходимость разработки и введения в юридических высших учебных заведениях спецкурса «Правотолкование» обосновано:
— использованием в юридической практике большого количества терминов
— формулировкой теоретических аспектов права, которая требует краткости изложения
— недоработкой в законодательстве, правильной формулировки правовых актов
— изъянами и несовершенством в законодательстве
Толкование норм права нередко связывают с их конкретизацией, то есть с уточнением по цели, смыслу, месту и времени применения норм. Эта характеристика толкования вполне оправдана, поскольку в процессе толкования действительно происходит уточнение смысла и назначения правовой нормы.
Так, Конституционный суд Российской Федерации, в своих решениях неоднократно уточнял смысл тех или иных правовых норм Конституции и законов, проверял конституционность последних.
С учетом практики Конституционного Суда РФ и на базе научных исследований, проведенных О. М. Беляевой, Т. Я. Хабриевой [11,369], В. Г. Ротанем, необходимо в юридических высших учебных заведениях создать спецкурс «Правотолкование», это даст перспективу обучения применению правовых норм, разъяснит принципы, закрепленные в правовых актах.
Основой спецкурса «Правотолкование» должны стать основополагающие понятия законодательства, права, нормативного положения, правовой нормы, правоотношения и правового регулирования. Программа спецкурса «Правотолкование» является продолжением научной проблематики теории права. Необходимость данного спецкурса обусловлена следующим:
— объем изучаемого студентами материала в рамках основной образовательной программы не в состоянии вместить в себя ряд важных вопросов, имеющих не только общетеоретическое, но и практическое значение;
— значительная часть вопросов, которые традиционно рассматриваются студентами, в учебной литературе по теории права освещаются недостаточно глубоко и всесторонне. Правотолкование по объему рассматривается в основном курсе чисто схематично, без глубокого анализа.
Содержание спецкурса «Правотолкование» должно в значительной мере восполнить пробелы и дать студентам дополнительный материал для правильного и полного восприятия процесса правотолкования.
Цель данного спецкурса — развитие личностных качеств студентов, формирование знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих подготовленность выпускников к выполнению профессиональной юридической деятельности — правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, педагогической.
Изучение теории и практики правотолкования:
— формирует основы научных знаний о процессах уяснения и разъяснения смысла норм права;
— базируется на способности студентов к обобщению, анализу, восприятию информации;
— создает основу для понимания и объяснения процессов развития правовой системы общества.
В результате освоения спецкурса «Правотолкование» студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
— способностью разрабатывать нормативно правовые акты;
— способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты;
— способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности.
Для освоения спецкурса по «Правотолкованию» студент должен
— знать:
основные принципы и категории, определяющие процесс правотолкования;
закономерности уяснения смысла норм права на основе системного анализа законодательных текстов;
— уметь:
использовать на практике полученные знания и навыки, в том числе при организации исследовательской работы и в управлении коллективом;
— владеть:
методикой толкования права в различных правоприменительных ситуациях;
основными принципами, позволяющими объяснить действующее право и правопорядок;
Правотолкование — это закономерно вытекающая деятельность юриста, которая предполагает исправление недостатков нормативно-правовых актов.
К профессиональным компетенциям выпускников высших юридических учебных заведений относят способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности. Эти виды деятельности предполагают глубокое освоение методологии правотолкования. Стоит отметить, что науку правотолкования, которая относится к числу сложнейших в юриспруденции, студенты осваивают мимоходом. И этому учат студентов не ученые, специализирующиеся на исследованиях проблем правотолкования, а преподаватели, не обладающие системными знаниями правил толкования. [9,792]
Выпускник юридического факультета должен быть способным толковать право, в том числе работать с нормативными правовыми актами, интерпретировать их на основе научно обоснованной методологии.
Подводя итоги, можно сказать, что:
— проблемы правотолкования должны изучаться не только наукой общей теории права, но и отраслевыми юридическими науками;
— процесс правотолкования неразрывно связан с функционированием механизма правового регулирования;
— акты нормативного толкования играют организационно-вспомогательную роль в правотворческом процессе и являются связующим звеном, обеспечивающим единство право разъяснительного и правотворческого процессов;
— введение спецкурса «Правотолкование» в высших учебных заведениях, даст возможность будущим юристам внедрения новейшего учения о толковании актов законодательства в практику правоприменения.
Литература:
- Алексеев С. С. Государство и право. — М.: Проспект, 2006. — 152 с.
- Алексеев С. С. Общая теория права. В 2 т. Т. II. — М.: Юридическая литература, 1982. — 360 с.
- Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного исследования. — М.:Статут, 1999. — 712 с.
- Белов В. А. «…Выдающийся русский юрист…» / Васьковский Е. В. Цивилистическая методология. Учение о толковании и применении гражданских законов. — М.: Центр ЮрИнфоР, 2002.– С. 5–41.
- Беляева О. М. Ученые записки Казанского государственного университета.- 2007г. Т. 149 (6). — № 6. — С. 39–47. Толкование норм права.
- Васьковский Е. В. Цивилистическая методология. Учение о толковании и применении гражданских законов. — М.: ЮрИнфоР, 2002. — 507 c.
- Вильнянский С. И. Толкование и применение гражданско-правовых норм / Методические материалы ВЮЗИ. — М., 1948. — С. 42–61.
- Проблемы общей теории государства и права / Под ред. В. С. Нерсесянца. — М.:Норма, 2004. — 813 с.
- Ротань В. Г. Новейшее учение о толковании права. — Симферополь: 2019.-792 с.
- Ротань В. Г. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. — 2016. — Т. 2 (68). — № 3. — С. 203–210. О перспективах разработки, изучения и внедрения в судебную практику учения о толковании актов законодательства.
- Хабриева Т. Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. Дисс. доктора юрид. наук. –М., 1997, 369 с.