Статья посвящена изучению технологии виртуальных экскурсий в процессе обучения иностранному языку как средства развития познавательной активности и исследовательских навыков учащихся.
Ключевые слова: педагогическая технология, виртуальная экскурсия, метод обучения, исследовательская деятельность.
На данный момент в российской системе образования осуществляется переход к личностно-ориентированному обучению, центром которого является ребенок и развитие его когнитивных и творческих способностей с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей. Исследовательская деятельность учащихся является одним из эффективных инструментов развития потенциала личности ребенка. Особенности осуществления исследовательской и проектной деятельности учащихся конкретизированы в федеральном государственном образовательном стандарте, который предписывает учителю создать условия учащимся для самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Иностранный язык является одним из тех учебных предметов, который дает обширный материал для отработки разнообразных методов и приемов работы с информацией [1, с. 70]. Развитие информационных технологий способствовало усовершенствованию образовательного процесса. Основной задачей обучения становится формирование умений получать и обрабатывать информацию, формирование навыков мышления высокого уровня: анализировать, синтезировать, оценивать, сравнивать, решать комплексные задачи, формировать суждения и принимать решения, ориентируясь на поставленные задачи, и т. д. [2].
Одним из приоритетных направлений моей работы как учителя иностранного языка является использование виртуальных экскурсий, которые помогают создать комфортную интерактивную среду обучения, повысить мотивацию и активность учащихся, а также развить исследовательские навыки учащихся [3, с. 156–163].
Виртуальную экскурсию можно рассматривать как учебно-воспитательное мероприятие, характеризующееся виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимой информации, её систематизации и анализа [4, с. 17]. Технология применения виртуальных экскурсий не является хорошо изученной, поэтому можно сделать вывод об актуальности её применения.
Данная педагогическая инициатива содействует решению актуальных задач развития системы образования, а именно:
— внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение учащимися базовых навыков и умений,
— повышение мотивации учащихся к обучению,
— формирование эффективной системы выявления и развития способностей, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся,
— понимание социальной значимости знания иностранного языка как средства общения,
— организация самостоятельной исследовательской деятельности, выбор методов и способов выполнения учебно-воспитательных задач и оценка их эффективности,
— умение осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач.
Виртуальные экскурсии также выступают как мощное средство эстетического воспитания. Социальная значимость виртуальных экскурсий заключается также в доступности информации для всех воспитанников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья [5, c. 37–40].
Работа над созданием виртуальных экскурсий имеет большой профессионально-ориентационный эффект, т. к. позволяет учащимся познакомиться на практике с такими профессиями, как дизайнер веб-сайтов, музейный работник, педагог, социолог, экскурсовод, переводчик.
Как мы уже говорили, виртуальную экскурсию можно использовать как в рамках урочной деятельности, так и во внеурочной. В случае использования технологии виртуальных экскурсий только в рамках урока без самостоятельной исследовательской деятельности учащихся учителю необходимо подготовить задания для учеников, которые должны быть продуманы с учетом способностей учащихся. Процесс создания виртуальной экскурсии может осуществляться в различных формах деятельности учащихся: индивидуальной, парной или групповой. Виртуальная экскурсия, как и любое другое занятие, начинается с организационного момента. Педагог организует учащихся, сообщает им тему экскурсии, ее цель, задачи, структуру. После организационного момента следует вводная беседа. Ее задача — актуализация имеющихся у учеников знаний по изучаемой теме. Это позволяет педагогу сделать процесс усвоения материала более глубоким и эффективным, подготовить их к выполнению самостоятельной работы в группах. Следующий этап виртуальной экскурсии можно провести по-разному. Например, учитель может организовать самостоятельную работу учащихся в группах с использованием электронных образовательных ресурсов, провести инструктаж, в дальнейшей работе просто направлять и консультировать учащихся.
Огромную роль в активизации деятельности обучающихся во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог вместе с учащимися обобщает, систематизирует изученный материал. Содержание и структуру виртуальной экскурсии можно разнообразить викторинами, играми, конкурсами, соревнованиями.
Гораздо более сложный, но и более эффективный, на наш взгляд, способ применения технологии виртуальной экскурсии — это самостоятельное создание виртуального экскурсионного продукта.
Создание виртуальной экскурсии — сложный творческий процесс, но опыт применения виртуальных экскурсий показывает, что они имеют важные преимущества в сравнении с другими технологиями:
— широкий спектр областей использования виртуальных экскурсий в качестве инструмента ознакомления, обучения и развлечения;
— доступность разработки;
— возможность оперативного обновления и добавления информации;
— высокая степень детализации;
— возможность использования звукового контента;
— высокая информативность и интерактивность,
— обретение учащимися аудиовизуального опыта,
— возможность многократного воспроизведения,
— возможность использования в процессе дистанционного обучения.
Отметим также и негативные стороны использования технологии виртуальной экскурсии:
— продолжительность и сложность подготовительного этапа,
— зависимость от автора экскурсии,
— технические неисправности и сбои в программном обеспечении.
Таким образом, технология применения виртуальных экскурсий позволяет раскрыть социальный потенциал каждого школьника в деятельности и формировать функциональную грамотность, позволяющую успешно жить в современном социуме.
Литература:
- Геворкян Е. Н. Диверсификация содержания подготовки будущих педагогов // Педагогика. — 2019. — № 4. — С. 70–73.
- Организация работы с информационно-коммуникационными технологиями в образовательных учреждениях, органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования /Солопова Н. К., Баскакова Н. И., Бойко Е. Ю., Шильдяева Л. В. — Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. — 112 с.
- Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов. — М.: ИНЭК, 2007. — С. 156–163.
- Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе — М., «Владос», 2004 г. — 240с.
- Починок Т. В. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения // Иностранные языки в школе. — 2007. — № 7. — С. 37–40.