В данной работе рассматриваются особенности законодательного закрепления правового статуса прокурора в государствах членах СНГ. Автор исследует предоставленные прокурору полномочия и формы его участия в гражданском процессе по законодательству Грузии, Беларуси, Республики Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызской Республики. Также проводится сравнительный анализ статуса и роли органов прокуратуры в гражданском процессе в указанных государствах и Российской Федерации.
Ключевые слова: защита прав граждан, гражданское судопроизводство, органы прокуратуры, прокурор, судебная защита, страны СНГ.
В современном мире большинство государств делают акцент на формировании гражданского общества и основных его институтов. Органы прокуратуры помогают обеспечивать функционирование не только уголовно-правовой сферы противодействия преступности, но и занимают существенное место в системе обеспечения соблюдения прав человека и гражданина, принимая в случае необходимости соответствующие меры для их защиты и восстановления. Проводя исследование законодательства государств — членов СНГ, можно отметить, что, несмотря на схожее историческое развитие данных государств, место и роль органов прокуратуры, в том числе в гражданском процессе, несколько различается.
Органы прокуратуры призваны выполнять единую цель по обеспечению верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства. Данная цель находит свое отражение в таком принципе функционирования органов прокуратуры, как принцип единства и централизации [1]. Закрепление данного принципа на законодательном уровне в конституциях многих государствах СНГ говорит о важности и приоритетности соблюдения данного принципа при реализации функций органами прокуратуры [7]. Так, данный принцип содержится в законодательстве Российской Федерации, Республики Казахстан, Грузии.
Рассмотрим правовой статус органов прокуратуры и их полномочия, в том числе в гражданском процессе, в различных государствах СНГ.
Правовой статус прокурора в Кыргызской Республике достаточно схож со статусом органов прокуратуры в России. Одним из основных отличий до недавнего времени являлось закрепление в Конституции Республики статуса органов прокуратуры как одного из исполнительных органов власти. Однако после внесения поправок органы прокуратуры вошли в группу органов государственной власти со специальным статусом [9].
В предусмотренных законом случаях прокурор наделён полномочиями на судебную защиту нарушенных прав и свобод человека. В соответствии с ГПК Кыргызской республики, прокурор может как инициировать процесс судопроизводства в предусмотренных законом случаях, так и вступать в процесс для дачи заключения по делу [4]. Органы прокуратуры имеют полномочия по защите нарушенных прав других граждан, неопределенного круга лиц, общества и государства в целом. Как и по законодательству Российской Федерации, для подачи искового заявления в интересах другого гражданина прокурору необходимо обосновать невозможность самостоятельного обращения в суд такого лица. Перечень уважительных причин такой невозможности, является открытым, что позволяет защищать различные права в разных сферах жизни общества.
Законодательство Республики Казахстан предусматривает возможность участия прокурора в гражданском судопроизводстве на любой из его стадий [6]. В научных кругах выделяют три основных направления по защите прав граждан в судебном порядке: подача искового заявления, дача заключения по делу, а также принесение протеста на вынесенный судебный акт при несогласии с судебным решением.
Возможности прокурора при инициировании судебного процесса прокурором в республике Казахстан практически идентичны полномочиям прокурора в РФ [10]. Так, прокурор может обратиться в защиту чужих интересов на основании поступления просьбы такого лица, а по некоторым категориям дел — при защите жилищных, трудовых и иных социальных прав граждан, независимо от наличия соответствующей просьбы. В случае обращения прокурора за судебной защитой нарушенных прав недееспособного гражданина, наличие просьбы самого заинтересованного лица не требуется [2]. Точное закрепление оснований и условий обращения прокурора в суд для защиты чужих интересов на законодательном уровне отсутствует, однако, закреплена необходимость указания причин такой невозможности в исковом заявлении прокурора. Кроме того, с целью защиты прав таких лиц при подаче иска в интересах гражданина прокурор прикладывает его письменное согласие на представление прокурором интересов данного лица в суде. Согласие материального истца также необходимо и при изменении основания или предмета исковых требований.
В отличие от гражданско-процессуального законодательства Российской Федерации, в Республике Казахстан прокуроры наделены полномочиями по обращению в суд не только в защиту нарушенных прав физических лиц, но и интересов юридических лиц. Стоит отметить, что в таком случае требование об указании причин и целесообразности обращения прокурора не является обязательным.
Рассматривая особенности такой формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве в Республике Казахстан, как вступление в процесс для дачи заключения по делу можно также отметить некоторые отличительные черты по сравнению с законодательством РФ. ГПК РФ закрепляет, что прокурор вступает в процесс и дает заключения по тем категориям дел, которые закреплены законодательно. ГПК Республики Казахстан предусматривает как случаи обязательного участия прокурора в рассмотрении дела судом, которые находят отражение в Инструкции об организации прокурорского надзора за применением законов в гражданском судопроизводстве и представительства интересов государства в судах, так и необязательные случаи. Так, прокурор может принять участие в судебном разбирательстве и дать заключение по делу в том случае, если суд или же сам прокурор посчитает участие прокурора необходимым для правильного и качественного разрешения гражданского дела. Таким образом, можно сделать вывод, что полномочия прокурора в гражданском процессе по законодательству Республики Казахстан несколько шире, чем в Российской Федерации.
Достаточно широкими полномочиями наделены прокуроры Республики Таджикистан. Так, одним из основных направлений деятельности прокуроров является защита прав и свобод человека и гражданина в порядке гражданского судопроизводства [8]. Закон «Об органах прокуратуры Республики Таджикистан» закрепляет возможность прокурора по участию в рассмотрении дел судами в форме инициирования дела и дачи заключения по делу, а также по принесению протеста на вынесенные судебные решения [3]. Кроме того, при необходимости для проверки законности и обоснованности прокурор может истребовать из суда соответствующие дела. Такие полномочия прокуроров содержатся также и в Законе «О прокуратуре» Республики Узбекистан. Как и по законодательству Российской Федерации, прокурор наделён правом на обращение в суд в интересах лиц, которые по определённым причинам не имеют возможности самостоятельно защитить свои интересы в суде. В таком случае прокурор приобретает статус процессуального истца, его права и обязанности.
Достаточно широкими полномочиями в гражданском процессе обладают и прокуроры Республики Беларусь [5]. Так, в соответствии с нормами ГПК, прокурор имеет возможность инициировать производство в защиту прав граждан независимо от категории дела в случаях, когда у таких лиц отсутствует возможность самостоятельно обратиться в суд [11]. При этом законодательство предусматривает как случаи обязательного участия прокурора в процессе, так и возможность прокурора самостоятельно определять необходимость такого участия и вступать в процесс в зависимости от сложности и социального значения соответствующего дела. Некоторые авторы полагают, что наделение прокуроров такими широкими полномочиями в сфере гражданского судопроизводства является не совсем целесообразным и нуждается в корректировке. Так, Мороз Н. В. считает, что круг дел, по которым прокурор имеет возможность подать исковое заявление в защиту прав граждан необходимо сузить. [11]
Таким образом, проведя анализ законодательного закрепления полномочий прокуроров в гражданском судопроизводстве при защите прав граждан, можно прийти к выводу, что регулирование данного процесса в разных государствах участниках СНГ имеет как сходства, так или определенные различия. В ряде государств, таких как Беларусь, Республика Казахстан прокуроры имеют больше возможностей по защите прав граждан при помощи судебных процедур. Однако стоит отметить, что несмотря на некоторые отличия, роль прокурора в гражданском судопроизводстве практически всех рассмотренных государств достаточно высока.
Литература:
- Алибеков, А. Е. Принципы участия прокурора в гражданском процессе (на примере Республики Казахстан) // Юридическая наука. 2021.
- Бурумбаева, А. С. Особенности искового производства, как формы правовой защиты // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012.
- Головко, И. И. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве в государствах-участниках СНГ / Инновационное развитие: потенциал науки, бизнеса, образования: монография / Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2021. С. 127–144
- Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики от 25 января 2017 г. № 14. Текст: электронный // Официальный сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111521 (дата обращения: 14.03.2022).
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 2 38-З. Текст: электронный // Законодательство стран СНГ. URL: http://www.base.spinform.ru/index.fwx (дата обращения: 14.03.2022).
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 г. № 377-V. Текст: электронный // Официальный сайт Министерства юстиции Республики Казахстан. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000377 (дата обращения: 14.03.2022).
- Иванюшко, Д. В. Конституционно-правовой статус прокуратуры в странах СНГ // Актуальные проблемы российского права. 2011.
- Конституционный закон Республики Таджикистан от 25 июля 2005 г. № 107 «Об органах прокуратуры Республики Таджикистан». Текст: электронный // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан / URL: http://www.prokuratura.tj/ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
- Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г. Текст: электронный // Официальный сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202913?cl=ru-ru (дата обращения: 14.03.2022).
- Конусова, В. Т. Роль и формы участия прокурора в гражданском процессе в контексте нового гражданского процессуального кодекса // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2016.
- Мороз, Н. В. Проблемные вопросы участия прокурора в гражданском процессе / Актуальные проблемы процессуального и правового положения субъектов гражданского, арбитражного и административного судопроизводства / Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции: 13 октября 2017 г. // Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» / Под общ. ред. Л. В. Войтович, В. И. Кайнова.— СПб: ИД «Петрополис», 2018.