Формирование творческих способностей младших школьников в процессе работы над речевыми жанрами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 05.04.2022

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Шаповалова, О. А. Формирование творческих способностей младших школьников в процессе работы над речевыми жанрами / О. А. Шаповалова, Е. Ю. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 148-151. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89523/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье поднимается актуальная в настоящее время проблема формирования грамотной устной речи ребенка. Авторы предлагают различные подходы к формированию у школьников умений правильно строить высказывания с учетом литературной нормы русского языка.

Ключевые слова: речевые жанры, младший школьник, связная речь, речевая культура.

Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращения к истокам и традициям отечественной культуры, освобождение от догматических и односторонних оценок явлений искусства меняют стиль общения между людьми, преобразуют его в сторону расширения тематики, более полного использования богатства устной речи, внимания к личности собеседника. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации [1, с. 146].

Одно из главных направлений работы по УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Н. Ф. Виноградовой является развитие связной устной речи учащихся. От успешности решения его во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков обучения грамоте. Развитие речи — это один из сложнейших разделов программы, поэтому задача учителя систематически проводить работу по развитию устной речи на уроках. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной и письменной речи (правильным произношением и ударением), обучение построению предложения и текста (пересказ, письменное изложение текста, словесные импровизации, составление текстов разных жанров). Обучение связной устной речи на уроках и во внеурочной деятельности включается в общую систему занятий языком. Грамматические знания, речевые и орфографические умения могут считаться осознанными и прочными лишь в том случае, если они будут применяться учащимися в устных высказываниях разных жанров, в различного рода творческих работах.

Для этого необходимой частью курса развития речи младших школьников по УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Н. Ф. Виноградовой является внедрение работы над речевыми жанрами. Это способствует речевой адаптации школьников в процессе общения со сверстниками и в повседневной жизни. Учащиеся при правильно организованной работе учителя над речевыми жанрами, овладевают навыками грамотной устной и письменной речи, учатся правильно вести диалог, рассказ, правильно вступать в спор и разрешать его, произносить комплименты и правильно отвечать на них.

В теории развития речи отмечается, что ребёнку на уроке развития речи необходимо давать образец. Образец нужен как отправная точка, как основной приём развития речи. Педагог должен показать структуру текста, ввести понятия: вступление, заключение, основная часть; расставить части по очереди, работая вместе с детьми, помочь составить план, подобрать заголовок будущего текста. Главное в уроках развития речи — научить младших школьников выдерживать структуру текста, определять главную мысль, подбирать заголовок, разворачивать план, формировать абзац, удачно употреблять художественные средства языка: синонимы, эпитеты, метафоры, фразеологизмы и т. д. [3]

Упражнения по развитию речи при работе с речевыми жанрами проводятся специально и попутно в связи с изучением материала основной программы. Для развития творческой деятельности учащихся начальной школы предлагаем использовать наряду с упражнениями поисковые, проблемные, творческие задания.

В процессе речевой деятельности при работе над речевыми жанрами в той или иной мере всегда есть творческое начало. В силу традиций, сложившихся в методике русского языка, разные виды работ, ориентирующие на воспроизводящую и на творческую деятельность учащихся, называют речевыми упражнениями. При этом особое значение приобретает типология упражнений. В методике русского языка по УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Н. Ф. Виноградовой имеется достаточно много упражнений, переходных от анализа готового языкового материала к созданию собственных высказываний — это своего рода преобразования исходного дидактического материала. Разновидности таких упражнений:

  1. Анализ готового материала: наблюдения по специально подготовленным вопросам; выделение и характеристика необходимых элементов; сравнение сопоставимых явлений; анализ текста, содержания высказывания.
  2. Преобразования данного языкового материала: языковой эксперимент; синонимические замены; построение различных единиц языка; распространение исходного материала; сжатие данного построения; редактирование.
  3. Создание высказывания: выбор языковых средств или типа речи в соответствии с данной темой и ситуацией высказывания; конструирование элементов высказывания с учетом предложенной речевой ситуации; подготовка плана сочинения и рабочих материалов; создание фрагментов сочинения на определенную тему; сочинение на тему в определенном стиле.

В 1 классе считаем удачным такой вид работы, как устные коллективные сочинения. Для этой цели собираем серии книжек-раскладушек по разным темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Птицы», «Отдых», «Хлеб — всему голова», «Звери». Учащиеся изучают и «рисуют» словами животных, деревья, погоду. Эти упражнения приближают учащихся к связному рассказу, способствуют формированию творческих способностей.

Эффективны в работе по подготовке младших школьников к связному рассказу упражнения, которые называем «умные вопросы» . Записав предложение, детям предлагается поставить к нему вопросы. Например, к предложению «Дети играли на стадионе» ребята поставили вопросы:

Кто играл на стадионе? Где играли дети? Что делали дети на стадионе?

Такую работу целесообразно проводить в 1–2 классе.

Работу с речевыми жанрами в 1 классе необходимо проводить по принципу постепенного наращивания трудностей, используя различные упражнения, например:

Составить схемы предложений. «Знаем ли мы сказки?». Читаем сказку, дополняя её 2–3 предложениями. Самостоятельно составленные предложения дети записывают в виде графических схем.

  1. Жили-были дедушка и бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес...
  2. В домике жили три медведя. Один из них был большой и лохматый. Звали его Михаил Иванович... и т. д.

На протяжении 1 класса проходит подготовительная работа над речевыми жанрами и особенностями их использования младшими школьниками. Эта работа над предложением, текстом, составление устных рассказов по серии картинок, рисование словесной картинки по прочитанному тексту. Такая работа дает положительный результат, продолжается и усложняется во 2–4 классах.

Большое внимание формированию творческих способностей и развитию коммуникативной компетенции младшего школьника на материале речевых жанров уделяется в учебниках «Русский язык» 4 класс (автор Иванов С. В.) по УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Н. Ф. Виноградовой.

Младшие школьники, при освоении раздела «Развитие речи» знакомятся с текстом, его структурой, жанрами и типами. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением грамотной и связной речью, — вот основное содержание уроков по развитию речи. Это способствует пониманию чужих и порождению собственных программ речевого поведения адекватных целям, сферам и ситуациям общения младшего школьника. Учащиеся научаются собственным коммуникативным умениям и навыкам: выбрать нужную языковую форму, способ выражения мысли, в зависимости от условий коммуникативного акта. Умения и навыки речевого общения младшего школьника строятся с учетом того, с кем он говорит, где и с какой целью. Становление личности младшего школьника невозможно без хорошо развитой речи, так как речь — это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.

Большую роль в речевом развитии учащихся начальной школы имеет материал речевых жанров. Он позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку, способствует эффективному развитию грамотной устной речи, а также формированию творческих способностей учащихся младших классов. Такой творческий подход может быть продолжен при изучении различных тем, приведём возможные варианты такой работы [1, с. 114].

В процессе освоения темы «Пишем письма» школьники учатся не только правильному оформлению композиции письма, но и работают с жанром «рассказ-история». «Напиши письмо соседу или соседке по парте. Расскажи, как прошло лето, что было интересного. Обсуди письма: что понравилось, что нет; какие допущены ошибки, как их лучше исправить».

При изучении темы «Текст»: «Представь, что этот текст — начало какой-то истории. Продолжи текст. Изменится ли заголовок текста? Обсуди с одноклассниками, почему у вас получились разные истории».

Работая на уроках развития речи, учащиеся знакомятся не только с текстом и речевыми жанрами, но и с предложениями, в которых допущены ошибки, что способствует формированию грамотной устной речи младшего школьника. Задания такого типа очень интересны для учащихся, способствуют формированию творческих способностей и вызывают у учащихся интерес к урокам родного языка. «Прочитай предложения. Какие ошибки допущены?

Осенью вода в водоёмах становится влажной. Около дороги стояли две ивы: одна — берёза, другая — сосна. С одной стороны озера был сад, мы в нём купались. Мальчик сидел под холмом, и на нём росли осинки.

Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках используя материал речевых жанров. При обучении грамотной устной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят различные виды высказываний и используют в речи разные виды речевых жанров, что способствует формированию их творческих способностей. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий, используя материал речевых жанров и тем самым развивая свои творческие способности.

Литература:

  1. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Литературно-критические статьи. — М.: Художественная литература., 1986. — 543 с.
  2. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики. — 3-е изд., перераб. и доп. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. — М.: Лабиринт, 2001. — 304 с.
  3. Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // Русский язык в школе, 1996. — № 1. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): жанр, младший школьник, грамотная устная речь, работа, развитие речи, предложение, ребенок, русский язык, урок развития речи, устная речь.


Похожие статьи

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...

Формирование предикативной лексики у школьников-билингвов с нарушениями речи

В данной статье авторы отражают направления коррекционно-развивающей работы со школьниками-билингвами младшего возраста для формирования у них предикативной лексики.

Особенности работы над лексикой на уроке русского языка в 6-м классе

Данная статья посвящена проблеме развития лексических навыков у учащихся 6 класса в контексте обучения русскому языку в общеобразовательных школах Казахстана. Изучение лексики является неотъемлемой частью языкового образования, способствуя формирован...

К проблеме развития выразительности речи младших школьников

Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...

Влияние СМИ на речь современного школьника

Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой культуры молодежи в контексте влияния массовой коммуникации. В статье дается определение концепции языковой культуры, представлены результаты анкетирования молодежи, целью которого является опред...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки

В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...

Формирование предикативной лексики у школьников-билингвов с нарушениями речи

В данной статье авторы отражают направления коррекционно-развивающей работы со школьниками-билингвами младшего возраста для формирования у них предикативной лексики.

Особенности работы над лексикой на уроке русского языка в 6-м классе

Данная статья посвящена проблеме развития лексических навыков у учащихся 6 класса в контексте обучения русскому языку в общеобразовательных школах Казахстана. Изучение лексики является неотъемлемой частью языкового образования, способствуя формирован...

К проблеме развития выразительности речи младших школьников

Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...

Влияние СМИ на речь современного школьника

Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой культуры молодежи в контексте влияния массовой коммуникации. В статье дается определение концепции языковой культуры, представлены результаты анкетирования молодежи, целью которого является опред...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки

В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Задать вопрос