Период конца XIX — начала ХХ века характеризуется масштабным процессом перехода капитализма в стадию империализма. Англия как один из мировых лидеров оказалось в рассматриваемый период страной, активно продвигающей свою империалистическую политику в отношении более слабых государств. Одной из стран, которая оказалась в зоне влияния Англии, стала переживающая кризис Османская империя. Английскому влиянию подверглись многие области внутренней и внешней политики, начиная от управления государством, заканчивая проникновением в культуру. В статье на основе статистических данных, историографических сведений показано влияние Англии на положение Оманской империи в период конца ХIX — начала ХХ вв.
Ключевые слова: Османская империя, гегемония, империализм, колонии, банк.
Введение
История Османской империи насчитывает более шести веков, а первичные документы об отношениях империи с другими державами можно найти в архивах тридцати девяти государств. Ранее историография империи была основана в основном на анализе военных побед и поражений Османской империи, а современные подходы рассматривают ее в более широкой перспективе, которая включает социальную динамику территориального роста и распада, а также изучение экономических факторов и их роли в конечном итоге в стагнации и упадке империи.
В данной статье предлагается рассмотреть влияние английского империализма на развитие Османской империи в конце ХIX — начале ХХ вв.
«Восточный вопрос» важнейший аспект в международной политике, который включает в себя вопросы вооруженных конфликтов периода распада Османской империи заинтересованность этим регионом проявляли такие крупные империалистические державы как Англия, Россия, Франция. Эта заинтересованность обуславливалась шатким положением Османской империи, вызванным кризисными явлениями в экономике, вопросах национальной политике и т. д. несмотря на то что Османская империя уже тогда начала терять свое могущество и авторитет, получив при этом характеристику в международной политике как «Больная Европа», тем не менее она сохраняла свою важность для сильных европейских государств, так как сохраняла равновесие сил в Европе после войн Наполеона. Помимо наполеоновских войн, Османской империи за этот период пришлось участвовать в Крымской войне, греческой войне за независимость. Продолжающийся крах Османской империи привел к двум войнам на Балканах, в 1912 и 1913 годах, которые, в свою очередь, стали прелюдией к мировой войне.
Методология проблемы
Историки английского империализма в ближневосточном регионе датируются началом 1798 годом, когда Наполеон вторгся в Египет. Встревоженные тем, что Франция заблокирует доступ Великобритании к восточному Средиземноморью и тем самым поставит под угрозу важнейшие торговые пути в Индию, британский флот сотрудничал с османскими властями, чтобы изгнать французские войска из Египта. От этого эпизода до деколонизации в середине двадцатого века британская политика в регионе отражала взаимодействие соперничества великих держав и баланс стратегических и экономических интересов. В этой работе рассматриваются основные тенденции империалистической политики на Ближнем Востоке. Исследуются четыре основных периода взаимодействия, когда Великобритания воздействовала на Османскую империю, изменила политическую карту региона и потребовала новые территории под видом мандатов [4, с. 198].
Отношения Британской и Османской империй друг с другом на протяжении большей части XIX века лучше всего можно было бы охарактеризовать как осторожные и дипломатические. Сменявшие друг друга британские правительства в том веке не хотели напрямую вмешиваться в дела Ближнего Востока, если британские интересы не оказались под угрозой.
Хорошим примером этого было, когда Наполеон ненадолго вторгся в Египет в 1798–1801 годах, британский флот помог османам, потопив французский флот у берегов Египта.
Это было больше связано с тем, что Великобритания не хотела, чтобы Франция основывала колонии в Северной Африке, а не с какой-либо реальным желанием поддержанием османов.
Великобритания снова объединила свои силы с османами в 1854–1856 годах для ведения Крымской войны против России. На этот раз Британия была обеспокоена тем, что Россия отнимет у османов территорию в Восточной Европе. Такие союзы были первым случаем в истории, когда мусульманская и христианская империи объединились для борьбы с другими христианскими государствами в политических целях. Во время Крымской войны в определенных разделах британской прессы было возмущение тем, что страна объединила свои силы с «неверными турками» для борьбы с братьями-русскими христианами.
В центре внимания Британия была колония Индия. Ко второй половине XIX века вся Индия находилась под контролем англичан. Английская королева Виктория была провозглашена «Императрицей Индии» в 1876 году тогдашним премьер-министром Великобритании Бенджамином Дизраэли. Британия находилась на пике промышленной революции, и ее торговля с Индией, особенно хлопком, способствовала этому успеху. Никому, будь то мусульманин или христианин, не было позволено вмешиваться в это соглашение. Поэтому Ближний Восток как ворота в Индию по суше или по морю был очень важным регионом мира для Британии.
Перед тем, как проследить рост британского влияния на Ближнем Востоке после 1798 года, нужно обратить внимание на предшествующие факторы британского участия в этом регионе, а также политическое и экономическое состояние Османской империи и Ирана накануне восхождения Великобритании.
Английским купцам, активно проникавшим на восточные рынки, еще в 1580 году удалось получить своего рода коммерческие привилегии на торговлю в Османской империи, а позднее и в Иране. Они получили название капитуляции, от латинского capitulas, они относились к некоторым главам соглашений, но позднее несколько раз пересматривались. Они оказались важной основой для ряда внесудебных и фискальных прав, которыми британцы продолжали пользоваться на Ближнем Востоке до начала двадцатого века.
Финансовое сотрудничество Англии и Османской империи в 16 веке создало условия для развития условий распространения экономического и культурного империализма со стороны Великобритании. Поскольку среди турков получила популярность английская литература, которая распространялась в форме путевых заметок, разного рода историй и пьес. Эти представления составили ранний предмет того, что специалист в области литературы Эдвард Саид называл ориентализмом, то есть совокупность стереотипных изображений исламского Востока, которые западные державы позже использовали для оправдания своей экспансии на Ближнем Востоке. Накопленные литературные и художественные репрезентации экзотического, деспотического Востока, ретроградного и развратного, также послужили той фоном, на которой британские писатели конца XIX века построили образ британского национального и имперского характера как рационального, современного, морального и сильного.
Попытка как-то исправить положение, реформировать систему закончилась неудачей. К началу XIX века английское господство в Индии окончательно утвердилось. Мусульманские страны так или иначе испытывали разного рода зависимость от Англии. Исключением является режим Саудовской Аравии в центральной части Аравийского полуострова, поскольку эту страну можно назвать избежавшей какой-либо зависимости, но даже там разведка нефти, начатая в 1930-х годах, привела к европейскому вмешательству. В XIX веке вестернизация и исламский активизм сосуществовали и соперничали [7, с. 58]. К началу XX века светский этнический национализм стал наиболее распространенным способом протеста в исламском мире, но дух исламской реконструкции также сохранялся, либо в сочетании со светским национализмом, либо в оппозиции к нему.
Проблемы развития Османской империи
К концу XVIII века, когда Великобритания была готова усилить свое главенство в ближневосточном регионе, Османская империя уже начала нести военные потери Австрии, России и Франции и терять территории на своих окраинах, например, в Венгрия и Крым. В это же время уязвимым для русского проникновения оказался Иран, который был недавно объединен под властью Каджаров. Великобритания при этом стоит наравне с Францией и Россией в ряду так называемых «Великих держав» [2, с. 14]. В конечном итоге Великобритания, возможно, была самой важной из этих держав в формировании политической судьбы региона.
После 1798 года защита пограничных территорий северо-западной Индии стала важнейшим вопросом в политике Великобритании в Иране. Первоначально Великобритания была обеспокоена возможным вторжением французов в Индию через Афганистан и Иран, но эта угроза рассеялась к тому времени, когда в 1815 году закончились наполеоновские войны. на северных владениях Ирана на Кавказе (на территории нынешних Армении, Азербайджана и Грузии путем утверждения своей власти над Каспийским морем и центральноазиатским регионом. Ни Великобритания, ни Россия не хотели, чтобы другая держава захватила контроль над Ираном, потому что этот регион был стратегически ценным для обоих. Конкуренция с другими растущими европейскими имперскими державами также подтолкнула Британию к более тесному участию в Османской империи, которую британские источники того времени изображали как «больного человека Европы», которого нужно было поддерживать.
Британцы уделяли важное значение сохранению целостности своих границ, чтобы предотвратить войны и соперничество за влияние между самими великими державами. Особую озабоченность у британских политиков вызвали османские территории на Балканах, где зарождающиеся местные националистические движения вместе с имперскими амбициями России и Австрии угрожали стабильности региона. Дважды во время Крымской войны (1854–1856) и войны между Россией и Турцией (1877–1878), Великобритания заключила союзы с турками-османами, чтобы предотвратить русское вмешательство [14]. Британия использовала оба случая, чтобы извлечь для себя выгоду.
В 1856 году, например, Великобритания помогла оказать влияние на султана османской империи издать знаменитый указ о Хумаюне (одна из знаковых мер османского танзимата середины XIX века, или реформистского периода), провозгласивший религиозное равенство между мусульманами, христианами и христианами, евреями. Теоретически, если не на практике, этот указ полностью изменил традиционное исламское имперское предположение о мусульманской гегемонии над немусульманскими подданными [8, C. 352].
В это же время англичанам удалось убедить турецкие власти отдать им остров Кипр под военно-морскую базу. А это в свою очередь помогло англичанам в некоторой степени англичанам установить контроль над островом, который сохранялся до 1960 года и на сорок лет пережил саму Османскую империю.
Что касается банковской системы, то в 1870-х годах османские политики в Стамбуле и их коллеги под руководством Хедива Исмаила в Египте начинают получать ссуды у европейских предприятий, в частности английских и французских, для проведения вестернизационных и модернизирующих реформ. Когда в 1875 году наступил срок погашения ссуд, правительства Османской империи и Египта оказались не в состоянии платить. Надеясь собрать необходимые средства, египетское правительство безрезультатно продало свои 44 % акций компании Суэцкого канала оказались в руках у британцев. В тот момент когда османское, и египетское казначейства заявляют о банкротстве, англичане и французы вводят совместные комиссии по государственному долгу, чтобы иметь возможность осуществлять контроль и гарантировать выплаты из Стамбула и Каира [1, с. 39]. По сути, эти меры означали потерю османского и египетского экономического суверенитета.
Великобритания, как и Франция оказала влияние на дестабилизацию положения Османской империи, а также сформировала выгодное для себя политическое руководство, которое в дальнейшем повлияло на распад империи, что привело к образованию новых национальных государств. Во время проведения конференции в Сан-Ремо в 1920 году Франция и Англия обеспечили существенное выполнение Соглашения Сайкса-Пико во время войны. Конференция в Сан-Ремо отделила арабские провинции от Османской империи и выделила сферы влияния Франции и Великобритании, обозначив очертания границ страны.
Важным событием после окончания Первой мировой войны стало подписание Севрского договора в 1920 году. Этот договор оказал решающее действие на развал Османской империи. Он передал османский регион Фракии Греции и обеспечил интересы Франции и Италии в области железных дорог и добычи угля. Он также подтвердил британский и французский контроль над финансами региона (потому что долги империи в конце XIX века все еще оставались на учете) [3, с. 56]. Однако тюркоязычные националисты во главе с ветераном османской войны по имени Мустафа Кемаль (позже названный Ататюрком, или «Отцом турок») собрались, чтобы помешать выполнению этого договора и создать контрправительство в центральной анатолийской деревне Анкара. Эти участники сопротивления, заявившие о появлении на политической арене в 1920 году нового государства турецкой республики и об окончании османского строя, сумели добиться международного признания новой страны — Турции и помешать полному осуществлению Севрского договора.
Влияние английского империализма на Османскую империю
В этом обзоре политики английского империализма на Ближнем Востоке особое внимание уделяется политической и дипломатической истории и решениям правительственных политиков. Тем не менее важно отметить, что среди британцев на Ближнем Востоке были не только правительственные чиновники, но также миссионеры, путешественники, солдаты, торговцы, археологи и многие другие, то есть разнообразная группа исторических деятелей, которые оказывали культурное, политическое и экономическое влияние. [6, с. 184]. Более того, как все чаще признают историки, культурное и социальное влияние было взаимным. Представители британского правительства в эпоху империи, возможно, имели власть диктовать или иным образом изменять политические судьбы Ближнего Востока, но колониальные столкновения с Ближним Востоком и другими частями империи оказали существенное влияние на британское общество, культуру, а также национальную идентичность.
Как и имперский рост Британии в других местах, ее экспансия на Ближний Восток не была достигнута без конфликтов как с местным населением, так и с другими европейскими державами. Действительно, учитывая сложную структуру региона и его жизненно важное стратегическое положение, эти конфликты были особенно серьезными.
Опасения, что Турция рухнет, оставив после себя вакуум власти, означали, что британское внимание было сосредоточено на этой части мира задолго до того, как она взяла на себя прямую роль на местах. Обеспокоенность российскими амбициями в этом районе привела к серии столкновений в XIX веке. Однако самым большим соперником Британии, как это часто бывает, была Франция [13]. Хорошо известная история англо-французской колониальной конфронтации занимает центральное место в истории обеих стран и особенно ярко проявляется на Ближнем Востоке.
В период Танзимата, что в переводе с турецкого означает реорганизация, который длился с 1839 по 1876 год, было осуществлено много значительных изменений:
— организована современная призывная армия;
— реформирована банковская система;
— гильдии заменены современными фабриками.
В экономическом плане империя испытывала трудности с выплатой кредитов европейским банкам, в то же время она столкнулась с военными проблемами при защите от иностранного вторжения и оккупации в Египте, например, был оккупирован французами в 1798 году, а Кипр был отдан в долг британцам в 1878 году в обмен на поддержку Британии на Берлинском конгрессе после поражения Османской империи в войне с Российской империей 1877–1878 гг. После того как Турцией были проведены видимые изменения в области дипломатии и военной политики, империя перестала выступать в конфликтах единолично. Теперь Османская империя участвует в конфликтах в союзе с сильными европейскими державами, такими как Англия, Франция, Голландия и т. д.
От египетской кампании Наполеона до строительства Суэцкого канала и стремления Франции сыграть роль в защите святых мест в Палестине англо-французская напряженность никогда полностью не утихала. Установление британского протектората в Египте в 1882 году также не сняло его опасений относительно влияния Франции в регионе. Действительно, столкновение в Фашоде было типичным для Великобритании стремлением расширить свои позиции на прилегающие районы, чтобы гарантировать безопасность Суэцкого канала. Это соперничество на Ближнем Востоке продолжалось и после 1918 года и продолжало отравлять англо-французские отношения на долгие годы. [5, с. 2].
Таким образом, Ближний Восток никогда формально не был частью Британской империи. Уже к концу XIX века британские государственные деятели рассматривали его как регион, представляющий жизненный интерес для Империи, и все больше и больше, поскольку Турция приходила в упадок. Строительство Суэцкого канала (1859–1869 гг.) открыло новый и стратегически важный путь в Империю на Востоке. В другом месте открытие нефти в Иране в 1908 году добавило растущего внимания, которое Лондон уделял этому региону.
В июле 1918 года Британия взяла на себя более формальную роль, хотя и не имела полного колониального контроля, после краха Османской империи в 1918 году, и ее ближневосточные территории были разделены на мандаты Лиги Наций, большая часть которых была предоставлена британцам (в Палестине). По всем этим причинам Ближний Восток стал важной частью глобальной мозаики «британского мира».
В 1923 году Арнольд Тойнби писал о «традиции соперничества». Поэтому неудивительно, учитывая долгую историю англо-французских проблем на Ближнем Востоке и их почти атавистическое взаимное недоверие, к которому добавились вопросы религии и расы, сионизма и арабского национализма, что Ближний Восток станет особенно сложный вопрос для Британии [11, с. 14]. Более того, ближневосточную политику Великобритании нельзя было рассматривать изолированно, она была обусловлена и, в свою очередь, обусловлена британской политикой в Европе.
XIX век стал периодом, который характеризуется подъемом движения национализма, этот процесс затронул так же и Османскую империю. Националистические настроения, возрастающий этнический национализм стали главенствующей идеей завезенной из Европы. Вопросы националистической политики были особенно важными для Турции, так как она решала их как внутри непосредственно своих территорий, так и на окраинах империи. Виновниками конфликтов некоторые турки считали внешние факторы и не связывали их с вопросами внутриполитического управления. Несмотря на то, что эта эпоха не была лишена некоторых успехов, способность османского государства оказывать влияние на этнические восстания была поставлена под серьезное сомнение Реформы не остановили рост национализма в Дунайских княжествах и Сербии, которые были полунезависимыми в течение почти десятилетий в 1875 году [15]. В 1875 году Сербия, Черногория, Валахия и Молдова объявили о своей независимости от империи, а после русско-турецкой войны 1877–1878 годов независимость была официально предоставлена Сербии, Румынии и Черногории, остальные балканские территории оставались под османским контролем.
В Османской империи XIX века выборочная вестернизация сосуществовала с пересмотром ислама. Программа реформ, известная как Танзимат, действовавшая с 1839 по 1876 год, была направлена на подражание европейскому законодательству и управлению путем предоставления всем османским подданным, независимо от религиозной конфессии, равного правового статуса и ограничения полномочий монарха. В 1860-х годах группа, известная как «Молодые османы», попыталась отождествить основные принципы европейского либерализма и даже любовь к нации с самим исламом [10, с. 78]. В Иране каджарские шахи ввели специальную казачью бригаду, обученную и возглавляемую русскими, в то же время шиитские муджтахиды рассматривали решения своего духовного лидера как обязательные для всех иранских шиитов и объявили себя независимыми от шаха. Одно восстание шиитов, восстание Баба, привело к появлению совершенно новой религии, Баха. Как и молодые османы, шиитские религиозные лидеры стали отождествлять себя с конституционализмом в оппозиции к правителю.
Исламский протест часто принимал форму джихадов против европейцев. В период с 1905 по 1911 гг. религиозные лидеры, такие как шииты в Иране, принимали участие в конституционных революциях. В основе этой деятельности лежали панисламские настроения, которые опирались на очень древние представления об умме (мусульманской общине) как высшей группе солидарности мусульман. Тремя самыми выдающимися исламскими реконструкторами были Джамал аль-Дин аль-Афгани, его египетский ученик Мухаммед Абдух и индийский поэт сэр Мухаммед Икбал. Все они предостерегали от слепого стремления к вестернизации, утверждая, что вина за слабости мусульман лежит не на исламе, а скорее на самих мусульманах, поскольку они утратили связь с прогрессивным духом социальной, моральной и интеллектуальной реконструкции.
Хотя аль-Афгани, который преподавал и проповедовал во многих частях исламского государства, признавал, что организация по национальному признаку может быть необходимой, он считал ее менее значимой, чем мусульманская идентичность. Он также утверждал, что западные технологии могут продвинуть мусульман только в том случае, если они сохранят и будут культивировать свое собственное духовное и культурное наследие. Он указывал, что в свое время мусульмане были интеллектуальными и научными лидерами в мире, выделяя золотой век при халифате Аббасидов и указывая на многочисленный вклад мусульман в развитие Запада.
Как и аль-Афгани, Икбал полагал, что без ислама мусульмане никогда не смогут вновь обрести ту силу, которой они обладали, когда были жизненно важной структурой в мире, объединенной в единое международное сообщество и не затронутой языковыми или этническими различиями. Это агрессивное восстановление прошлого стало постоянной темой исламской реконструкции.
Во многих регионах исламского мира движение, известное как салафийя, также отождествляло себя с идеальным временем в истории, временем благочестивых предков (салаф) в раннем мусульманском государстве Мухаммеда и его сподвижников, и выступало за изменения, ориентированные на прошлое, чтобы поднять современных мусульман до прогрессивных стандартов прежнего идеала.
Помимо явно исламских мыслителей, были и другие, такие как египетский муфтий Камиль, чей национализм не был просто светским. Камиль видел Египет одновременно европейским, османским и мусульманским.
Заключение
Несмотря на то, что империя называлась «больным человеком Европы» с экономической точки зрения, на самом деле слабость империи заключалась не в ее развивающейся экономике, а в культурном разрыве, который отделял ее от европейских держав. Проблемы империи на самом деле были результатом неспособности справиться с новыми проблемами, возникшими в результате конфликта между внешним империализмом и растущим внутренним национализмом. Империалистическая политика сильных держав Европы оказала огромное влияние на страны, которые не могли противостоять иностранной интервенции, пошатнула их внутриполитическую систему, экономику и другие сферы жизни.
Литература:
- Буранок, С. О. Война, империализм и колонии: оценки американской прессы // Самарский научный вестник. — 2019. — Т.8. — № 1. — С.38–41.
- Гелла, Т. Н. Имперским фактор в дискурсе британских и российских политиков и интеллектуалов в 70-х годах XIX века // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2019. — № 4. — С.13–19.
- Дэниел, К. Англия. История страны. — М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. — 480 с.
- Михайлов, В. В. Экономическое положение Османской империи перед началом и во время первой мировой войны и мероприятия России и Великобритании по ослаблению турецкой экономики // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. — 2007. — № 2. — С.191–201.
- Пильникова, Е. А. Британская дипломатия в ходе арабского восстания 1916–1918 гг. // Проблемы науки. — 2018. — № 2. — С.1–5.
- Сарабьев, А. В. Терпение как искусство скрывать нетерпимость, или Долгосрочная стратегия Братьев-мусульман по изменению Ближнего Востока // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. — 2019. — № 4. — С.183–208.
- Турк, С. Н. История Египта как колонии Великобритании / С. Н. Турк, Н. А. Миргородский, Г. А. Кущ // Colloquium-journal. — 2019. — № 26 (50). — С. 58–59.
- Турк, С. Н. Египет в колониальной политике Великобритании / С. Н. Турк, М. И. Кияшко // Эпоха науки. — 2020. — № 24. — С. 351–353.
- Юсупов, И. И. История учреждения первых банков в Османской империи // Синергия наук. — 2019. — С. 1–20.
- Morris, J. The monarchs of England. — N-Y.: Charterhouse, 1975. — 457 p.
- Sedgwick, M. Britain and the Middle East: In Pursuit of Eternal Interests // British Journal of Middle Eastern Studies. — 2002. — № 2. — P. 3–25.
- Informal Imperialism in Europe and the Ottoman Empire: The Consolidation of the Mythical Roots of the West // M. Diaz-Andreu. — URL: https://oxford.universitypressscholarship.com/view/10.1093/oso/9780199217175.001.0001/isbn-9780199217175-book-part-12
- Ottoman Empire // Intellipedia. — URL: https://www.aclu.org/sites/default/files/field_document/ACLURM045498.pdf
- The British Empire in the Nineteenth Century // GALE. — URL: https://www.gale.com/intl/essays/maire-ni-fhlathuin-british-empire-nineteenth-century
- Treaties and Friendships: British Imperialism, the Ottoman Empire, and China in the Nineteenth Century // R. Kasaba. — URL: https://www.jstor.org/stable/20078561