В статье рассматриваются актуальные вопросы управления муниципальными учреждениями дошкольного воспитания в Находкинском городском округе. Отмечается, что в настоящее время существует потребность в создании эффективного инструментария управления образованием, что вызвано ростом запросов общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования.
Ключевые слова: управление, учреждения, дошкольное образование, образовательная деятельность.
Актуальность проблемы совершенствования системы управления муниципальными учреждениями дошкольного воспитания с каждым годом только возрастает, так как современная российская система дошкольных образовательных учреждений требует реформирования ввиду того, нынешняя концепция управления в данной сфере изжила себя и не способна далее справляться с вызовами извне. Обновление дошкольного образования через введение новых стандартов практически не работает при дефиците бюджетных средств [3].
Российское дошкольное образование является субъектом управления как на государственном, так и на муниципальном уровне. Данная система управления предусматривает совместную работу различных подразделений и служб социальной сферы. Важнейшей особенностью модернизации дошкольного образования становится внедрение внедрения инноваций в управленческий процесс [5].
Муниципальная система дошкольного образования является главным звеном по реализации требований нормативных актов РФ, реализует образовательную политику нашего государства в сфере обновления дошкольного образования: совершенствования управления и развития данных услуг.
Можно выделить специфические особенности в управлении дошкольными образовательными учреждениями, из них наиболее значимые:
– система управления многоуровневая и одновременно происходит реализация функций управления на различных уровнях;
– преобладании моральных приоритетов над материальными, высокий уровень профессиональной компетентности менеджера в сфере дошкольного образования;
– равноправие учредителей и руководства образовательного дошкольного учреждения;
– деятельность, направленная не на получение прибыли, т. е. имеет некоммерческий характер, финансируется муниципальным органом, но предусматривает возможности по получению дополнительных доходов (реализация платных дополнительных услуг в садике);
– социальная направленность деятельности, основой нее лежит организация образовательного процесса по ФГОС;
– юридическая и экономическая независимость;
– ведение бухгалтерского и управленческого учета, налогообложения по бюджетному принципу [6].
Образовательное пространство Находкинского городского округа на конец 2021 года включает в себя 73 муниципальных образовательных учреждения. Среди, которых 38 — это дошкольные образовательные учреждения 4. Управление осуществляется на уровне города специальным органом — Управлением образования. При этом при данном органе функционирует муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический центр «Развитие», которое осуществляет методическое сопровождение образовательной деятельности в дошкольных учреждениях. Управление финансами осуществляет муниципальное казенное учреждение «Центр экономического планирования и финансирования муниципальных образовательных учреждений»4.
В целях модернизации работы дошкольных образовательных учреждений в Находке была реализована муниципальная программа «Развитие образования в Находкинском городском округе на 2015–2019 годы», которая показала наличие положительных результатов по всем заявленным в программе направлениям. Число детей дошкольного возраста, которые, получили услугу общедоступного бесплатного дошкольного образования в МБДОУ Находкинского городского округа увеличилась с 8274 человек в 2015 году до 8375 в 2018 году за счет открытия дополнительных групп в садах, а именно для этого был проведен капитальный ремонт помещений для групп в действующих МБДОУ, которые ранее не использовались или использовались не по прямому назначению. Для ребят с ограниченными возможностями были созданы специальные группы полного дня пребывания в МБДОУ NN 27, 65. При этом, количество дошкольных учреждений с выполненным текущим и капитальным ремонтом выросло в 2015 году с 20 до 30 в 2018 году 4.
Однако не все проблемы были решены. А именно есть на балансе здания МБДОУ, которые построены еще в период 1950–1990 гг. и имеющие износ более 70 %. Очень большой проблемой является сильная изношенность в МБДОУ систем коммуникаций, детской мебели (кроватки, кабинки), отсутствие спортивных площадок, теневых навесов и игрового оборудования на участках МБДОУ. Также неравномерность в расположении детских садов по районам города, оставляет актуальной проблему с обеспеченностью местами детей в возрасте от 1,5 до 3 лет 4.
Управленческая работа с педагогическими кадрами в дошкольном образовании сосредоточена на привлечение нового поколения современных педагогов, на совершенствование повышения квалификации и переподготовки. Число молодых воспитателей со стажем до 3 лет увеличилось с 46 человек в 2015 году до 79 человек в 2018 году4.
Проблемы по управлению дошкольными образовательными учреждениями являются одними из сложнейших в практике и теории образования.
Есть насущная потребность по созданию эффективных методов и инструментов по управлению дошкольным образованием, вызванное ростом современных запросов нашего российского общества к качеству услуг [1, с. 160].
Дальнейшее развитие сферы дошкольного образования должно осуществляться за счет ликвидации недостатков. Особое внимание в данном случае необходимо уделить повышению количества дошкольных образовательных учреждений для удовлетворения потребности в дошкольном образовании большего количества детей.
Еще одним направлением повышения уровня обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями на муниципальном уровне Находки — выступает повышение рентабельности использования материально-технической базы образовательных организаций, вовлечение инновационного компонента в развитии учреждений дошкольного образования. Здесь необходимо внедрение инновационных практик в сфере менеджмента образования, посредством совершенствования и обновления технологий управления, управленческих методов, в итоге повлияет на качество образования в целом [2, с. 10].
На уровне дошкольных образовательных учреждений необходимой формой отчета является публичный доклад, размещающийся в виде свободного источника информации [3, с. 24].
Инновационная специфика в управлении дошкольными образовательными учреждениями сопровождается появлением новейших технических средств с неограниченными ресурсами, которые способствуют изменению организации управления [5, с. 169].
Литература:
1 Абанкина И. В. От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России /И. В. Абанкина — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 342 с.
2 Колодина К. И. Совершенствование системы управления персоналом дошкольных образовательных учреждений / К. И. Колодина // Студенческий. -2021. — № 15–2 (143). — С. 9–12.
3 Круглов В. Н. Активизация результативности менеджмента дошкольного учреждения / В. Н. Круглов // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. -2021. — № 18.- С. 23–24.
4 Паспорт муниципальной программы «Развитие образования в Находкинском городском округе» на 2020–2024 годы // Официальный сайт Администрации Находкинского городского округа. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.nakhodka-city.ru/docs/2020/6/2020691651421_369_205.pdf (датат обращения: 20.03.2022)
5 Сизова О. В. Анализ деятельности детского дошкольного учреждения с целью совершенствования его процессов управления /О. В. Сизова // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». -2021. -№ 48. — С. 168–173.
6 Управление дошкольным образованием / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. — Москва: Дело РАНХиГС, 2018. — 420 c.
7 Цыганкова Л. А. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в сфере дошкольного образования /Л. А. Цыганкова // Политика, экономика и инновации. -2020. — № 4 (33). — С. 8–12.
8 Якубова К. В. Государственное управление дошкольным образованием при реализации ФГОС ДО в РФ / К. В. Якубова // Инновационные подходы в современной науке. — 2018. -№ 4. — С. 120–123.