Особенности организации и проведения внеплановых проверок МЧС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 27.03.2022

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Яндульская, А. А. Особенности организации и проведения внеплановых проверок МЧС / А. А. Яндульская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 256-261. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89785/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье анализируется существующий порядок планирования в органах государственного пожарного надзора и факторы, ограничивающие возможности органов ГПН при проверке объектов защиты. Проведен обзор основных изменений порядка организации, проведения и оформления результатов внеплановых проверок МЧС с 2022 года, регламентированных отдельным Постановлением Правительства от 10.03.2022 № 336.

Ключевые слова: пожарная безопасность, внеплановые проверки, вероятность возникновения пожара, объект защиты.

Актуальность темя данной статьи заключается в том, что в условиях современного технологически развитого общества эффективное регулирование общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности в целях создания благоприятных условий развития человечества осознается как рациональная необходимость. Защита людей, общества, материальных и культурных ценностей, природных систем от различного вида угроз, с точки зрения управления данным процессом, требует научного и практического обеспечения. Одной из важнейших функций государства в этом направлении является обеспечение пожарной безопасности 7.

Пожары, по каким причинам бы они не возникали, наносят существенный урон населению и стране в целом, в том числе экономике. Причем независимо от того, повреждена ли социальная инфраструктура, жилые строения или природные богатства.

Ежегодно в России регистрируется несколько сотен тысяч пожаров. Так, в 2021 году зарегистрировано 439 100 пожаров, на которых погибло 8262 человека, и получили травмы — 8439 8.

Основные причины пожаров именно в жилых зданиях остаются прежними. Это неосторожное обращение с огнем — более 33 %, аварийный режим работы электрического оборудования и сетей — более 34 % и нарушение правил устройства и эксплуатации печного оборудования — более 22 %. При этом, наибольшее количество пожаров данной категории произошло в многоквартирных жилых домах — это 32 390 пожаров и более 27 % от общего их числа.

Очерченный уровень потерь от пожара позволяет признать деятельность должностных лиц органов государственного пожарного надзора по проведению проверок и иных мероприятий, направленных на оценку соответствия объектов защиты и территорий требованиями пожарной безопасности важнейшим государственно-публичным институтом, а его модернизацию в новых экономических условиях рассматривать в качестве одного из приоритетных направлений административно-правовой политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации 9.

Все проверки объектов защиты, проводимые МЧС, как и все виды надзорных и контрольных мероприятий, проводятся как в плановом порядке, так и внеплановом.

Плановые проверки включаются в годовой план-график МЧС и публикуются на сайте ведомства. Для внеплановых требуются особые поводы, которые перечислены в ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 1.

Основанием для проведения проверки является распоряжение руководителя органа пожарного надзора. Ее вправе проводить только те инспекторы, Ф. И. О. которых указано в распоряжении. Инспекторам выдается копия распоряжения, которую они должны предъявить руководителю организации/ИП одновременно со служебными удостоверениями. Если у инспектора нет при себе документа-основания, проверяемый имеет право не пускать его на территорию организации.

Как показывает практика, внеплановую проверку могут назначить:

– При истечении срока исполнения предписания об устранении нарушений, выданного ранее органом ГПН.

– При вводе в эксплуатацию объекта защиты после строительства, реконструкции, технического перевооружения и пр.

– При поступлении жалоб от граждан, юридических лиц или СМИ.

– На основании поручения Президента РФ или Правительства РФ, по требованию прокурора.

– При изменении класса функциональной пожароопасности объекта.

– Если на территории действует особый противопожарный режим.

Как указывает Н. Дмитриева, «внеплановая проверка пожарной безопасности — это контрольное и надзорное мероприятие МЧС, состоящее из следующих основных процедур на объекте защиты:

– обследование и составление акта;

– принятие мер по результатам;

– проведение консультаций по исполнению предписаний» 8.

В настоящее время, проводимые МЧС, контрольно-надзорные мероприятия для предприятий и организаций регулируются законодательством РФ. Главными нормативно-правовыми актами, при проведении внеплановых проверок, являются — Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 1 и Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» 2. К обязательным надзорным мероприятиям относятся проверки предприятий и организаций МЧС. Предметом контроля является соблюдение требований пожарной безопасности, выявление и предупреждение нарушений. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» регулирует, кроме всего прочего, особенности организации и проведения внеплановых проверок МЧС, общие положения проведения контроля пожбезопасности, проверку различных первичных средств пожаротушения3.

Внеплановая проверка МЧС по пожарной безопасности не может длиться больше 20 рабочих дней, причем продление таких проверок не предусмотрено. Поскольку Госпожнадзором применяется риск-ориентированный подход при проверках, общий срок проверки для объектов, относящихся к определенным категориям риска, может быть сокращен (ст. 13 закона № 294-ФЗ, Постановление Правительства № 806 от 17.08.2016).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2022 году плановые и внеплановые проверки ГПН отменены до 31.12.2022. А все внеплановые проверки, которые допустимы только, если речь идет об угрозе жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, должны согласовываться с прокуратурой.

Внеплановые проверки, проводимые МЧС можно классифицировать по пяти видам. Они законодательно закреплены в п. 2 ст. 56 ФЗ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» 2.

Таблица 1

Виды мероприятий, проводимых МЧС вне графика

Виды проверок вне графика

Длительность проверки

Инспекционный визит

Не более 1 рабочего дня

Выездная проверка

Не более 10 рабочих дней

Рейдовый осмотр

Не более 10 рабочих дней

Документальная проверка

Не более 10 рабочих дней

Выборочный контроль

Зависит от времени на проведение экспертизы проб

При законной необходимости проведения мероприятия МЧС и подтверждении основания для проведения внеплановой проверки пожарной безопасности издается приказ руководителя территориального органа Государственного пожарного надзора. Уполномоченные инспекторы предъявляют руководителю организации или предприятия служебный сертификат и копию приказа руководителя регионального органа Госпожнадзора.

В п. 5 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» перечислены основания для проведения внеплановой проверки МЧС по пожарной безопасности, по которым требуется предварительное согласование с прокуратурой 1.

В таблице 2 представим основания для внеплановой проверки МЧС по пожарной безопасности.

Таблица 2

Основания для внеплановой проверки МЧС по пожарной безопасности

Основание

Характеристика

Пп. «а», «б» п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ

Если присутствует угроза причинения или нанесение вреда людям (жизни и здоровью), растениям, животным, окружающей среде, памятникам, музеям, архивам, библиотечным фондам, государственной безопасности, угроза катастроф (техногенных и природных)

Пп. «г» п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ

Нарушение правил маркировки товара

Пп. 2.1 п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ

Выявлено отклонение деятельности юридического лица от регламентируемых параметров-оснований для контроля ГПН

Как указывает Н. Дмитриева, «Прокуратура рассматривает заявление и проверяет основания для проведения внеплановой проверки ГПН в день поступления, это ее обязанность. По итогам не позднее следующего рабочего дня выносится решение о согласовании выездной внеплановой проверки или отказе» 8. Пунктом 11 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» законодательно закреплены причины отказа прокуратурой о согласовании выездной внеплановой проверки, к ним относятся: неверно оформленные документы, несоответствие предмета контроля полномочиям надзорного органа и др. 1

Также в ч.2 ст.10 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что при невозможности установить заявителя или отсутствии конкретных сведений о фактах, изложенных в ч.2 ст.10 294-ФЗ, поверка пожарной безопасности не проводится 1.

Общий порядок проведения внеплановой проверки МЧС можно представить следующим образом:

Общий алгоритм проведения внеплановой проверки МЧС

Рис. 1. Общий алгоритм проведения внеплановой проверки МЧС

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (ред. от 15.01.2022) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности»), проведенный ранее расчет по оценке пожарного риска, также может подлежать проверке 6. В данном случае, во время внеплановой проверки могут проверяться соответствия требованиям, установленным правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска или фактических данных, полученных в ходе обследования, исходным, использованным в расчете.

Внеплановые проверки МЧС должны проводиться только после обязательного уведомления органом ГПН руководства проверяемой организации или ИП. Это необходимо сделать как минимум за 24 часа до начала проверки. Уведомление осуществляется любым доступным способом — такое требование указано в п. 16 ст. 10 закона № 294-ФЗ.

Исключением является ситуация, когда проверка проводится на основании сведений и жалоб от физических лиц о возможном причинении вреда жизни, здоровью людей, животным, культурным памятникам и т. д. — предупреждение проверяемых в таком случае не требуется.

В 2022 году, согласно ст. 16 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», результаты внеплановых проверок, проводимых МЧС должны быть оформлены соответствующим актом, который составляется в двух экземплярах. Типовая форма акта по результатам проверки установлена надзорным ведомством (п. 1 ст. 16 294-ФЗ, Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141) и должна содержать основные реквизиты: полное наименование и адрес местонахождения проверяемого объекта; номер акта внеплановой проверки по пожарной безопасности (по регламенту соответствует номеру распоряжения о проведении контроля); печать государственного инспектора (государственных инспекторов); подпись (подписи) госинспектора по пожарному надзору, проводившего (проводивших) инспектирование; а также содержать перечень всех перечень приложений.

Согласно п. 9–11 от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 1, все акты проверки подлежат регистрации в специальном журнале учета.

Таким образом, основанием для проведения проверки является распоряжение руководителя органа пожарного надзора. Ее вправе проводить только те инспекторы, Ф. И. О. которых указано в распоряжении. Инспекторам выдается копия распоряжения, которую они должны предъявить руководителю организации/ИП одновременно со служебными удостоверениями. Если у инспектора нет при себе документа-основания, проверяемый имеет право не пускать его на территорию организации.

Внеплановую проверку могут назначить: если истек срок исполнения предписания об устранении нарушений, выданного ранее органом ГПН; при вводе в эксплуатацию объекта защиты после строительства, реконструкции, технического перевооружения и пр.; при поступлении жалоб от граждан, юридических лиц или СМИ; на основании поручения Президента РФ или Правительства РФ, по требованию прокурора; если изменился класс функциональной пожароопасности объекта; когда на территории действует особый противопожарный режим.

Внеплановая проверка МЧС по пожарной безопасности не может длиться больше 20 рабочих дней, причем продление таких проверок не предусмотрено. Поскольку Госпожнадзором применяется риск-ориентированный подход при проверках, общий срок проверки для объектов, относящихся к определенным категориям риска, может быть сокращен (ст. 13 закона № 294-ФЗ, Постановление Правительства № 806 от 17.08.2016).

В 2022 году плановые и внеплановые проверки ГПН регламентированы отдельным Постановлением Правительства от 10.03.2022 № 336. Плановые отменены, ВП согласовываются с прокуратурой. Они допустимы, если речь идет об угрозе жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Ограничение действует до 31.12.2022.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
  4. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»
  5. Постановление Правительства РФ от 08.09.2021 № 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  6. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (ред. от 15.01.2022) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности»)
  7. Боле М. А. Проблемные вопросы по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в области пожарной безопасности и возможные пути совершенствования // Естественнонаучный журнал Точная наука. 2020. № 87. С. 2–4.
  8. Дмитриева Н. Внеплановая проверка МЧС Электронный ресурс. — Режим доступа: https://clubtk.ru/vneplanovaya-proverka-mchs (Дата обращения 24.03.2022)
  9. Жуков И. В., Жукова Т. В. К вопросу о сущности контрольно-надзорной деятельности органов МЧС России в современных условиях // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2019. № 4. С.57–62.
Основные термины (генерируются автоматически): пожарная безопасность, государственный контроль, муниципальный контроль, внеплановая проверка МЧС, внеплановая проверка, проверка, защита, лицо, надзор, Российская Федерация.


Ключевые слова

пожарная безопасность, внеплановые проверки, вероятность возникновения пожара, объект защиты

Похожие статьи

Методика расчета пожарного риска и прогнозирование динамики развития пожара

В статье анализируется понятие пожарного риска, значение расчета пожарного риска и прогнозирования динамики развития пожара, нормативные документы, регламентирующие его проведение и применение. Проведен анализ основных изменениях новой методики «Опре...

Обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации учреждений дополнительного образования детей

В статье обосновывается необходимость обеспечения пожарной безопасности зданий, предназначенных для организации дополнительного образования детей. Приведено описание результатов визуального обследования помещений спортивной школы. Установлено, что на...

Предложения по оптимизации организации закупочной деятельности промышленных предприятий

В статье рассмотрены основные положения стандарта закупочной деятельности промышленного предприятия. Проведен анализ основных требований к работе с поставщиками, рассмотрены формы закупок и особенности проведения конкурентных процедур. Сформулированы...

Применение полевых приборов при исследовании бетонных конструкций в пожарно-технической экспертизе

В статье рассмотрены вопросы применения полевых инструментальных методов исследования бетонных конструкций для целей пожарно-технической экспертизы. Также приведены примеры современных приборов и оборудования, применяемых для данной цели в практике д...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Аналитическая работа органов прокуратуры: основные цели и задачи

В представленной статье автором проанализированы цели и задачи, возложенные на органы прокуратуры в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре в РФ» от 2011 г., которыми законодатель закрепил за проку...

Административная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

В статье рассмотрены особенности конструкции состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.15.1 КоАП РФ. Проанализированы основные объективные и субъективные признаки нарушения требований в области транспортной безопасности, на ос...

Комплексная модель мониторинга лесных пожаров

В статье анализируются причины и факторы возникновения пожаров в лесном массиве. Проведен анализ современных методов прогнозирования, мониторинга и профилактики лесных пожаров. Обоснована комплексная система мониторинга природных пожаров, которая поз...

Анализ положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и особенности его реализации в свете действия постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336

В статье рассматриваются основные нововведения в деятельности государственного контроля (надзора) страны, обусловленные вступлением в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», про...

Современные методы прогнозирования, мониторинга и профилактики лесных пожаров

В статье анализируются причины и факторы возникновения пожаров в лесном массиве. Проведен анализ современных методов прогнозирования, мониторинга и профилактики лесных пожаров. Рассмотрен зарубежный опыт мониторинга и прогнозирования лесных пожаров. ...

Похожие статьи

Методика расчета пожарного риска и прогнозирование динамики развития пожара

В статье анализируется понятие пожарного риска, значение расчета пожарного риска и прогнозирования динамики развития пожара, нормативные документы, регламентирующие его проведение и применение. Проведен анализ основных изменениях новой методики «Опре...

Обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации учреждений дополнительного образования детей

В статье обосновывается необходимость обеспечения пожарной безопасности зданий, предназначенных для организации дополнительного образования детей. Приведено описание результатов визуального обследования помещений спортивной школы. Установлено, что на...

Предложения по оптимизации организации закупочной деятельности промышленных предприятий

В статье рассмотрены основные положения стандарта закупочной деятельности промышленного предприятия. Проведен анализ основных требований к работе с поставщиками, рассмотрены формы закупок и особенности проведения конкурентных процедур. Сформулированы...

Применение полевых приборов при исследовании бетонных конструкций в пожарно-технической экспертизе

В статье рассмотрены вопросы применения полевых инструментальных методов исследования бетонных конструкций для целей пожарно-технической экспертизы. Также приведены примеры современных приборов и оборудования, применяемых для данной цели в практике д...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Аналитическая работа органов прокуратуры: основные цели и задачи

В представленной статье автором проанализированы цели и задачи, возложенные на органы прокуратуры в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре в РФ» от 2011 г., которыми законодатель закрепил за проку...

Административная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

В статье рассмотрены особенности конструкции состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.15.1 КоАП РФ. Проанализированы основные объективные и субъективные признаки нарушения требований в области транспортной безопасности, на ос...

Комплексная модель мониторинга лесных пожаров

В статье анализируются причины и факторы возникновения пожаров в лесном массиве. Проведен анализ современных методов прогнозирования, мониторинга и профилактики лесных пожаров. Обоснована комплексная система мониторинга природных пожаров, которая поз...

Анализ положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и особенности его реализации в свете действия постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336

В статье рассматриваются основные нововведения в деятельности государственного контроля (надзора) страны, обусловленные вступлением в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», про...

Современные методы прогнозирования, мониторинга и профилактики лесных пожаров

В статье анализируются причины и факторы возникновения пожаров в лесном массиве. Проведен анализ современных методов прогнозирования, мониторинга и профилактики лесных пожаров. Рассмотрен зарубежный опыт мониторинга и прогнозирования лесных пожаров. ...

Задать вопрос