В данной статье рассматривается налоговая ответственность как разновидность юридической ответственности, подчеркивается ее охранительная направленность, проявляющаяся в виде наложения запретов, указывается на разграничение понятий «налоговая ответственность» и «ответственность за совершение налоговых правонарушений». Путем анализа научной литературы и нормативно-правовых актов приведены особенности правоприменения изучаемого нами вида ответственности в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах.
Ключевые слова: право, охранительная функция, юридическая ответственность, налоговая ответственность, ответственность за совершение налоговых правонарушений, налоговое правонарушение, административное правонарушение, уголовная ответственность, дисциплинарная ответственность.
This article considers tax liability as a kind of legal liability, emphasizes its protective orientation, manifested in the form of prohibitions, indicates the distinction between the concepts of «tax liability» and «responsibility for committing tax offenses». By analyzing the scientific literature and regulatory legal acts, the features of the law enforcement of the type of liability we are studying in relation to violators of the legislation on taxes and fees are given.
Keywords: law enforcement function, legal responsibility, tax responsibility, responsibility for committing tax offenses, tax offense, administrative offense, criminal responsibility, disciplinary responsibility.
В самых различных сферах жизни между людьми складываются определенные отношения путем установления взаимных прав и обязанностей, на упорядочение и урегулирование которых направлено право.
Существенным признаком права, который позволяет отграничить его от других регуляторов поведения людей, выступает тесная связь с государством. Это проявляется в том, что государство, официально устанавливая право, придает ему общеобязательный характер, гарантирует его исполнение, в том числе с помощью государственного принуждения. Путем нормативного установления право оказывает различное воздействие на поведение людей, осуществляя правовые функции. К числу необходимых для изучения нашей темы относится охранительная функция, заключающаяся в охране отношений, которые сложились в обществе, от какого-либо негативного воздействия, то есть обязует субъект, нарушающий право, претерпевать неблагоприятные последствия. Иными словами, привлекает к юридической ответственности.
В правовой науке юридическую ответственность дифференцируют по различным основаниям: по форме осуществления, по виду правонарушения, по характеру совершенного правонарушения, степени общественной опасности. «К числу немаловажных критериев разграничения видов некоторые авторы относят институциональный или отраслевой признак. В теории права традиционными являются уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная ответственности, выделившиеся в зависимости от отраслевой принадлежности правовой нормы, которая нарушена» [1, с. 16–17].
Однако в юридической литературе рассматриваются и иные виды, к числу которых относят налоговую [2, с. 351].
Обеспечивая имущественные интересы государства и общества, законодатель установил соответствующие правила поведения в налоговых отношениях, нарушение которых влечет применение мер государственно-правового принуждения.
«Правовое регулирование ответственности за нарушение установленных норм в области налоговых отношений относится к объектам законодательства о налогах и сборах и составляет институт налогового права. Понятия «налоговая ответственность» и «ответственность за совершение налоговых правонарушений», которые используются в действующем НК РФ, употребляются как равнозначные» [3, с. 335].
Юридическим фактом, на основе которого возникает правоотношение ответственности, является противоправное, виновное деяние лица, предусмотренное нормами права, то есть правонарушение [4, с. 323].
Статья 106 НК РФ указывает, что «нaлоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность». Основываясь на имеющемся понятии, можно сделать вывод: налоговые правонарушения — это только лишь те правонарушения, за которые установлена ответственность в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Стало быть, правонарушения, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ и УК РФ, относятся к нарушениям законодательства о налогах и сборах. Стоит обратить внимание, что часть 1 статьи 1 НК РФ под законодательством РФ о налогах и сборах предполагает НК РФ, а также иные принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах, сборах, страховых взносах. Тем самым данная норма указывает, что основанием привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах являются три вида правонарушений, которые дифференцируются по степени опасности для окружающей действительности.
К таковым относятся налоговые правонарушения, установленные НК РФ, административные правонарушения в сфере налогообложения по КоАП РФ, и налоговые преступления, составы которых предусматривает УК РФ. Подтверждением вышесказанного является статья 10 НК РФ, регламентирующая производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах: установленный главами 14, 15 НК РФ, законодательством РФ об административных правонарушениях и уголовно — процессуальным законодательством РФ.
«Ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. При этом привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности по уплате (перечислению) причитающихся сумм налога (сбора) и пеней. Применение административной ответственности за совершение налоговых правонарушений имеет свои особенности. К ней привлекаются организации и физические лица в случаях, предусмотренных НК РФ: физическое лицо — по достижении шестнадцатилетнего возраста, а что касается организаций, то НК РФ включает в себя российские и иностранные юридические лица, международные организации, их филиалы и представительства» [5, с. 127].
Банки являются особым субъектом ответственности среди организаций, на которые законодательством о налогах и сборах возлагаются различные обязанности. Проанализировав соответствующие действующие нормативные правовые акты, можно утверждать, что глава 16 НК РФ и глава 15 КоАП РФ предусматривают ответственность за аналогичное нарушение норм права. Однако это не означает нарушения принципа (однократного) привлечения к налоговой ответственности, поскольку к административной ответственности будет привлекаться специальный субъект — должностное лицо организации.
В научных кругах распространена точка зрения, согласно которой индивидуальные предприниматели также привлекаются к административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Однако если мы обратимся к примечанию к статье 15.3 КоАП РФ, то увидим, что административная ответственность, установленная для должностных лиц ст. 15.3–15.9, 15.11 КоАП РФ, распространяется на лиц, указанных в ст. 2.4 КоАП РФ (данная статья дает понятие должностного лица, которое используется в КоАП РФ), за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, тем самым мы придем к опровержению вышеуказанного положения [6, с.74].
Говоря об уголовной ответственности за нарушения налогового законодательства, можно указать следующие особенности ее применения: она устанавливается за особо опасные публичные деяния — преступления (составы, предусмотренные нормами Особенной части УК РФ — статьи 194, 198, 199, 199.1, 199.2); субъектами уголовной ответственности являются только вменяемые лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, совершившие это противоправное деяние умышленно; уголовная ответственность применяется только в судебном порядке, привлечение к административной ответственности возможно и во внесудебном порядке. В отдельных случаях возможно применение дисциплинарных взысканий за налоговые правонарушения. Привлечение к данному виду ответственности осуществляется на основании соответствующих нормативных правовых актов.
Например, трудовое законодательство распространяется на всех работников, в том числе на трудовые отношения, возникающие на основании гражданско-правового договора, с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, международных организаций и иностранных юридических лиц (ст. 192 ТК РФ). Однако в отношении работников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов применяются особенности, предусмотренные иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К ним относятся Федеральный закон «О налоговых органах Российской Федерации» (статья 12), Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и другие.
Таким образом, налоговая ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности, элемент охранительно-правового института, регулирующего общественные отношения в налоговой сфере путем установления запретов в нормах различных отраслей права, в том числе налогового права.
То есть НК РФ предусматривает отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, в рамках предмета законодательства о налогах и сборах. Проанализировав соответствующую нормативную базу, учебную и научную литературу, можно констатировать следующее. Отнесение налоговых преступлений к уголовному праву, налоговых правонарушений к финансовому (налоговому) праву очевидно, поскольку такое соотношение обусловлено самой природой налоговой ответственности, системной организацией налоговых правил в рамках финансового права, его реализацией в государственно-властных отношений, а также конкретных методов правового регулирования различных отраслей права.
Однако институт налоговой ответственности сложен и требует применения мер уголовно-правового, административного, налогового запретов. В связи с этим для действующего законодательства характерна разрозненность норм о налоговых правонарушениях. На наш взгляд, такая комплексная правовая защита, с одной стороны, позволяет вести всестороннюю борьбу с налоговыми правонарушениями, с другой стороны, требует определения четких критериев разграничения условий и оснований соответствующей ответственности за правонарушения в области налогообложения и сборы. Только единое понимание права и согласованное применение существующих норм могут обеспечить верховенство закона в правоприменительной деятельности.
Литература:
- Колотыркина С. И. Виды ответственности в праве // Труды Института государства и права РАН. — 2019. — № 5. — С. 10–20.
- Шабуров А. С., Жайкбаев Ж. С. Теория государства и права: учебное пособие. — Курган: Издательство Курганского гос. университета, 2019. — 382 с. 3. — 495 с.
- Крохина Ю. А. Налоговое право. — 6–е изд., перераб. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2013. Абдулаев М. И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. — М: Финансовый контроль, 2020. — 410 с. 5. — 223 с.
- Грачева Е. Ю., Ивлиева М. Ф., Соколова Э. Д. Налоговое право: Учебник. — М.: Юристъ, 2005.
- Сыропятова Н. В. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах// Вестник Пермского университета. — 2019. — № 4. — С. 74.
- Арзуманова Л.Л, Артемов Н. Н., Грачева Е. Ю. Налоговая ответственность. Учебное пособие для магистров. — М.:, 2021. — 144 с.
- Игнатова Т. В., Пономарев А. И., Богатырев М. А. Налоги и налоговое администрирование в Российской Федерации — М.: Финансы и статистика, 2020. — 392 с.
- Калантарова Э. И. Административно-правовое регулирование ответственности за нарушение налогового законодательства: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2021. — 165 с.
- Кочкаров А. А. Камеральная налоговая проверка — форма предупреждения налоговых правонарушений // Экономика. Налоги. Право. 2021. № 3. С.167–172.