Рассмотрена проблема актуальности существующего положения о категориях железнодорожных переездов. Предложены две дополнительные категории железнодорожных переездов для скоростного движения и малодеятельных участков. Представлена новая схема категорирования железнодорожных переездов.
Ключевые слова: железнодорожный переезд, категории переездов противотаранный шлагбаум, автомобильное движение, малодеятельные переезды.
Проблема безопасности движения на железнодорожных переездах (ЖДП) остаётся актуальной, несмотря на все мероприятия, проводимые государством и перевозчиками. Существует четыре категории ЖДП. Для каждой категории существуют свои требования по техническому оснащению и обслуживанию ЖДП. Категории выбираются на основании объёма трафика через ЖДП в сутки (таблица 1 и 2).
Таблица 1
Категории ЖДП общего пользования
Интенсивность движения поездов по главному железнодорожному пути, поездов/сутки |
Интенсивность движения транспортных средств, автотранспорта/сутки |
||||
до 200 включительно |
201–1000 |
1001–3000 |
3001–7000 |
более 7000 |
|
До 16 включительно |
IV |
IV |
IV |
III |
II |
17–100 |
IV |
IV |
III |
II |
I |
101–200 |
IV |
III |
II |
I |
I |
Более 200 |
III |
II |
II |
I |
I |
Таблица 2
Категории ЖДП необщего пользования
Интенсивность движения поездов железнодорожным путям, поездов/год |
Интенсивность движения транспортных средств (суммарная в двух направлениях), автотранспорта/год |
|||
до 100 включительно |
101–500 |
501–1000 |
более 1000 |
|
До 8 включительно |
IV |
IV |
IV |
II |
9–24 |
IV |
IV |
III |
I |
25–39 |
IV |
III |
II |
I |
Более 39 |
III |
II |
II |
I |
Со времени принятия действующего положения о категориях ЖДП прошло более 50 лет. За это время количество автомобилей и поездов выросло в разы. Рассмотрим рост в России количества автомобильного транспорта и объема грузового оборота железнодорожного транспорта за 50 лет. За 50 лет количество автомобилей увеличилось в 64 раза (в 1970 — всего 724 тысячи автомобилей, а в 2022 году уже более 46 миллионов автомобилей) [1]. В свою очередь грузооборот железной дороги за 50 лет увеличился более чем в 170 раз (в 1970–2,5 миллиарда т-км, а в 2022–425,4 миллиарда т-км) [2]. Это показывает, что текущее категорирование ЖДП устарело и нуждается в пересмотре с учетом современного состояния транспортной системы.
Существует группа ЖДП в промышленных зонах городов. В связи с сокращением промышленности количество поездов на таких ЖДП значительно уменьшилось, назовём данную группу ЖДП малодеятельными. Также на сегодняшний день активно развивается высокоскоростной железнодорожный транспорт.
Изучив объёмы движения и аварийность на ЖДП, предлагается ввести две дополнительные категории ЖДП. Нулевая категория — ЖДП, установленные на высокоскоростных участках (V > 200 км/ч); пятая — малодеятельные ЖДП.
Для оснащения ЖДП нулевой категории необходимо оставить все устройства переездов первой категории, а вместо обычного автошлагбаума установить противотаранный шлагбаум, который будет надёжно останавливать автотранспортные средства и обеспечивать транспортную безопасность.
Для пятой категории, схема которой приведена на рисунке 1, предлагается установить приоритет движения для автомобильного транспорта, поскольку движение поездов очень редко или совсем отсутствует. Также предлагается ввести сбрасывающие устройства перед ЖДП, а движение поездов через ЖДП осуществлять только в сопровождении работников железной дороги и работников ДПС.
Рис. 1. Схема малодеятельного ЖДП V категории
Добавление нулевой и пятой категорий, изменит категорирование ЖДП как показано в таблице 3. Необходимостью стало изменение единиц, из поездов/в сутки поездов/год, чтобы расширить диапазон и облегчить подбор точной категории для ЖДП. Для автотранспорта аналогично увеличили диапазон и дополнительно преобразовали в тысячи.
Таблица 3
Усовершенствованное категорирование ЖДП
Интенсивность движения поездов по главному железнодорожному пути, поездов/год |
Интенсивность движения транспортных средств, тысячи автотранспорта/год |
||||
До 77,7 включительно |
77,701–365 |
365,001–1100 |
1100,001–2190 |
более 2190 |
|
1–90 поездов в год по всем станционным и подъездным железнодорожным путям |
IV |
V |
|||
91–5840 |
IV |
IV |
IV |
III |
II |
5841–36500 |
IV |
IV |
III |
II |
I |
36501–58400 |
IV |
III |
II |
I |
I |
58401–84000 |
III |
II |
II |
I |
0 |
более 84000 |
II |
I |
I |
0 |
0 |
Таким образом, при помощи предлагаемой схемы категорий улучшиться безопасность на высокоскоростных участках, где интенсивности железнодорожного и автомобильного движения велики. Во втором случае повысится эффективность работы малодеятельных ЖДП и сократятся потери транспортных средств в виде топлива и увеличится ресурс деталей автомобилей.
Литература:
- Сайт «АвтоМэйл»: официальный сайт [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://auto.mail.ru/article/83815-skolko-v-rf-mashin-toyota-vw-nissan-i-drugih-popul.html (дата обращения: 11.02.2022)
- Сайт «ОАО РЖД»: официальный сайт [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://company.rzd.ru/ru/9377 (дата обращения: 11.02.2022)
- Деменюк К. Е. Снижение выбросов вредных веществ на железнодорожных переездах города Омска. / К. Е. Деменюк // В сборнике: Инновационные решения социальных, экономических и технологических проблем современного общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции.— 2022.—С. 54–55
- Сапожников, В. В. Эксплуатационные основы автоматики и телемеханики: учебник / [и др.]; под общей редакцией В. В. Сапожникова. — М.: Маршрут, 2006–247 с.