Первым воспитателем, использовавшим индивидуальный образовательный маршрут, была Мэри Поппинс, ее воспитанники получали все необходимые знания через те занятия, которые им нравились.
Учитывая сегодняшние изменения в образовании, воспитатель не учит, а привить воспитанникам способность и желание самим добывать знания. То есть они должны сами стремиться к самообразованию, не бояться пробовать свои силы в разных отраслях учебной деятельности. Чтобы потом они смогли самостоятельно ориентироваться в большом и огромном мире, добывать нужную информацию. Прививая данное стремление, мы сможем воспитать гармоничную личность, способную адаптироваться в современном обществе.
Система дошкольного образования включает в себя процессы воспитания, обучения и развития детей. Для этого и разработан федеральный государственный стандарт, рабочие и парциальные программы.
Новые стандарты дошкольного образования ориентируются на индивидуальный подход, способности, интересы и особенности конкретного ребенка, но иногда этого бывает недостаточно. Образовательная система построена таким образом, что любой дошкольник максимально задействован в образовательном процессе. Однако, все дети разные, как на уровне физического развития, так и в скорости взросления и усвоения новой информации. То, что одним детям дается легко и не вызывает затруднений- других ставит в тупик. Причины у этих трудностей разные: задержки в общем развитии и развитии речи, отсутствие социальных навыков, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. [1]
Отсюда появляется необходимость в индивидуальной работе с такими детьми и разработка индивидуальных образовательных маршрутов.
Индивидуальный образовательный маршрут- это целенаправленно дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
В индивидуальном образовательном маршруте, так же как в любой образовательной программе четко прописаны цели и задачи, проще говоря- чему должен научиться ребенок, за определенный промежуток времени.
Но, если образовательная программа составляется для всех детей, посещающих образовательное учреждение, учитывая их возрастные особенности, то индивидуальный маршрут разрабатывается для конкретного ребенка.
Важным фактором является профессиональная компетенция педагога, планирующего реализацию такого маршрута. Молодые педагоги, начинающие свою педагогическую деятельность, не должны заниматься реализацией таких маршрутов самостоятельно, а делать это совместно с другим, более опытным педагогом или наставником. [2]
Для прохождения индивидуального образовательного маршрута могут быть привлечены несколько педагогов, состав определяется в зависимости от проблемы требующей коррекции. В реализации одного маршрута могут быть задействованы: воспитатель, методист, педагог- психолог, учитель- логопед и другие специалисты.
Среди педагогов, работающих над разработкой и реализацией индивидуального маршрута, происходит взаимообучение, обмен педагогическим опытом и научно- методическими разработками.
Важным условием в разработке этапов образовательного маршрута является правильно подобранная методическая литература, верно выбранные методики диагностики и коррекции. В случае ошибочно подобранных методик реализация маршрута не будет успешной и не принесет положительной динамики. [1]
При разработке индивидуального маршрута учитывается не только возраст, но и индивидуальные особенности и способности. В первую очередь образовательный маршрут опирается на преимущества, имеющиеся у данного ребенка и максимально нацелен, на компенсацию (устранение недостатков).
По результатам диагностики определяется уровень развития в образовательных областях, определяется проблема. Соответственно проблеме определяются цели и задачи, для ее решения, в зависимости от возраста и сложности составляется план с периодичностью и продолжительностью индивидуальной деятельности. [5]
Индивидуальный маршрут предлагает виды деятельности, которые помогают преодолеть сложности в воспитании, обучении или же социализации на разных ступенях образовательного процесса или, наоборот, маршрут, помогающий расширить и углубить знания и навыки. Для успешной реализации индивидуального маршрута необходимо разделить каждый этап на шаги или отдельные подпункты, делается это для того, чтобы упорядочить алгоритм действий педагога, в процесс проведения коррекционной работы. Выполнять работу по каждому этапу лучше в среднем темпе. Главное- не скорость, а положительная динамика в прохождении маршрута.
Перед началом работы с ребенком проводится следующая работа с родителями: предоставляется информация о содержании и эффективности коррекционно-развивающей работы, проводятся индивидуальные консультации, составляются рекомендации.
Работа по индивидуальному образовательному маршруту проводится только с согласия родителей или законных представителей ребенка.
В процесс реализации индивидуального образовательного маршрута важно учитывать факторы, влияющие на эмоциональное состояние ребенка: среда, в которой он находится, взаимоотношения с родителями, сверстниками и самим педагогом. [3]
Для исключения воздействия негативных факторов родителям ребенка даются рекомендации по организации режима дня ребенка, развивающей среды, в которой он находится дома и дополнительной методической литературе, которой родители могут воспользоваться. Педагог, в свою очередь уделяет особое внимание ребенку, во время его нахождения в дошкольном образовательном учреждении: поведение в детском коллективе, общение со сверстниками. При необходимости проводит дополнительную индивидуальную и групповую работу, в которой уделяет особое внимание слабым и сильным сторонам ребенка.
В процессе реализации индивидуального маршрута, в него могут вноситься определенные корректировки, в зависимости от эффективности проводимых мероприятий и валидности применяемых методик.
В конце образовательного маршрута подводится итог и определяются результаты. Наиболее распространенные формы предоставления результатов: портфолио, педагогический проект, отчет о ходе и результатах проведенных мероприятий, мастер-класс, результаты диагностик.
Всесторонне развитый педагог, постоянно повышающий уровень самообразования, повышающий квалификацию- залог качества воспитательного и образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Литература:
- Логинова, Ю. Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Библиотека журнала «Методист».-2006.-№ 9.-С.4–7.
- Крылова, Н. Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н. Б. Крылова // Школьные технологии.-2008. — № 2. — С.34–41.
- Князева, Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т. Н. Князева // Коррекционная педагогика. — 2005. — № 1. — С.62–66.
- Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. — 2009. — № 1. — С.58–61.
- Глушенкова, А. В. Диагностика учебных умений и навыков (из опыта работы школы по формированию индивидуальной траектории воспитания и развития) / А. В. Глушенкова // Директор школы. — 2008. — № 4. — С.73–77