Статья раскрывает основные этапы развития историографии подготовки казахских чиновников в XIX в: дореволюционный, советский и современный периоды. Положения статьи доказывают субъективность исторических данных исследований данного вопроса в дореволюционный период. Научные труды, изданные в советский период, определяют основные закономерности становления подготовки казахских чиновников в XIX веке, привлечение к исследованию значительного объема материала фактического характера, обозначают проблемы русификации. Современная историография характеризуется появлением научных диссертаций, посвященных исследованиям подготовки казахских чиновников в XIX в.
Ключевые слова: дореволюционная историография, советская историография, современная историография, идеи культурной ассимиляции и русификации, русифицированное образование, переосмысление традиционных концепций, имперская проблематика.
Исторические тенденции процесса подготовки чиновников в XIX веке являются своеобразным аспектом, связывающим историко-культурное наследие народов России и Казахстана. Данная взаимосвязь определяется участием русских кадетских корпусов в получении будущими чиновниками должного уровня образования в данных учебных заведениях.
Подготовка казахских чиновников в XIX в. главным образом была связана с образовательным процессом. Поэтому историографический обзор данной проблематики представлен научными работами, которые рассматривают вопросы развития кадетских корпусов Российской империи как центров подготовки казахских чиновников.
В историографии рассматриваемого процесса определяются три основных этапа:
- Историография дореволюционного периода: первая четверть XVIII в.- 1917 г.;
- Историография советского периода: 1917–1991 гг.;
- Современная историография: с 1991 г. до настоящего времени.
- Дореволюционный период историографии процесса подготовки казахских чиновников отмечается значительным количеством исследований данного вопроса.
Стоит отметить, что авторы дореволюционного периода были чиновниками регионального управления. Поэтому в ряде трудов можно проследить тенденции субъективности исследования, в частности, идеализация государственной политики. Процесс подготовки казахских чиновников рассматривался через идеи культурной ассимиляции и русификации казахского народа. Данные идеи были выделены в исследованиях А. В. Васильева [4], С. М. Граменицкого [5], В. В. Григорьева [6].
Еще более явно названные идеи прослеживаются в трудах А. Е. Алекторова [2]. Тематика его научных работ носит разнообразный характер, но предметом особого внимания автора стало состояние образования в казахской степи. Именно данный компонент и является одним из центральных в процессе подготовки казахских чиновников. Характеризуя процесс подготовки казахских чиновников, исследователь говорит о необходимости их русифицированного образования для реализации имперских целей российских властей.
Ключевой работой А. Е. Алекторова по данному вопросу является «Очерк народного образования в Тургайской области: летопись 1744–1898 гг.». [2], в которой представлена хронология возникновения государственных школ для подготовки казахских чиновников. Автор подчеркивает, что «правительство пыталось приобщить казахов к образованию посредством христианского миссионерства и сохранения религиозного исламского культа, что не мешало обучению элементарной грамоте». [2; с. 34]
Научные труды В. В. Григорьева [6] представляют особую важность с точки зрения выявления образовательного уровня казахских чиновников, которые обучались в учебных заведениях Оренбурга, Омска, Казани, Уфы.
Также определенные аспекты подготовки казахских чиновников в XIX веке в своих работах рассматривала И. В. Ерофеева [8].
Завершая обзор дореволюционного этапа изучения подготовки казахских чиновников в XIX веке, следует отметить, что исследования данного периода связаны с именами представителей русского правительства и науки. И ввиду того, что они являются представителями имперской идеологии можно говорить о субъективности исследований дореволюционного периода.
Следующий этап историографии — исследования советских историков, которые не связаны с исследованиями данного вопроса в дореволюционный период.
Отсутствие принципа преемственности между двумя историографическими периодами объясняется новой политической идеологией. Среди исследовательских работ следует выделить монографию Т. Т. Тажибаева «Развитие просвещения и педагогической мысли в Казахстане во второй половине XIX в.» [14]. Автор подробно исследует социально-экономические аспекты процесса подготовки казахских чиновников в XIX веке. Т. Тажибаев считает, «что в национальных районах империи, существовали две системы подготовки, связывая этот факт с общегосударственной образовательной политикой» [14; с. 44].
В историографии советского периода можно определить исследования сибирских историков. Не стоит забывать о том, что один из центров подготовки казахских чиновников располагался в кадетском корпусе г. Омска, поэтому данные исследования представляют особую важность. К примеру, в статье Ф. Ф. Шамахова [15] «Особенности обучения казахских служащих в конце XIX — начале XX вв.» рассматриваются основные центры обучения, которые представляли собой кадетские школы и корпуса. При этом автора статьи интересуют не столько характеристики самого процесса, сколько особенности именно образовательного процесса.
Также данную проблематику в советский период рассматривал К. К. Бержанов [3].
Советский период историографии процесса подготовки казахских чиновников в XIX веке можно охарактеризовать следующими чертами:
- определение основных закономерностей становления подготовки казахских чиновников в XIX веке;
- привлечение к исследованию значительного объема материала фактического характера;
- обозначение проблемы русификации; исследованием унификации и централизации подготовки казахских чиновников в XIX веке.
С 90-х гг. ХХ в. отмечается появление ряда научных работ, которые представляют диссертационные исследования. Объектами такого рода исследований как раз и являются отдельные аспекты процесса подготовки казахских чиновников в XIX веке.
Историография современного периода во многом продолжает исследования предыдущих периодов. Так, в 2005 г. историками Омского государственного университета была составлена монография «Развитие профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX — начале XX в. (опыт истории в контексте современности)» [8]. Данное исследование представляет собой обобщение научных концепций по данной проблематике в дореволюционный период. Этот научный труд посвящен системе регионального образования как этапа подготовки казахских чиновников.
Монография «Духовная экспансия царизма в области образования и религии (II половина XIX — начало XX веков)», написанная З. Т. Садвокасовой [11] в 2005 году, объясняет современные тенденции «колониальной политике самодержавия» через выявление «русификации местного населения путем введения и широкого распространения русского языка» и обучение казахских служащих в российских учебных заведениях.
Значительный вклад в изучение деятельности казахской интеллигенции XIX в. внес К. Н. Нурпеисов [10].
Также в период современной историографии данного вопроса можно выделить научные исследования А. А. Айтмухамбетова [1], Т. Т. Далаевой [7], З. Ш. Макажановой [9], Г. С. Султангалиевой [13]. А. А. Айтмухамбетов в своей диссертации на тему «Казахские служащие Российской империи: формирование, профессиональная и общественно-политическая деятельность в XIX — начале XX вв. (исторический аспект)» [1] представил исследование процесса формирования казахских 20 служащих, их профессиональной деятельности, общественной и политической роли в истории казахского народа.
Т. Т. Далаева в своей статье «Учебные заведения Омска в подготовке казахских чиновников для местного управления (XIX в.)» [7] определяет роль кадетских корпусов в указанном процессе.
Г. С. Султангалиева рассматривает эффективность политики российской власти в процессе кооптации представителей казахской элиты в сословие Российской империи — чиновничество. [13]
З. Ш. Макажанова особое внимание уделяет изучению процесса формирования офицерства в Степи посредством подготовки их в Оренбургском кадетском корпусе (1825–1868) [9]. Ее исследование раскрывает историю открытия Оренбургского кадетского корпуса и включения казахских детей в образовательный процесс.
Таким образом, историографический обзор подготовки казахских чиновников в XIX определил недостаточность в современной историографии работ, посвященных изучению вопроса формирования казахского чиновничества, его деятельности в органах колониального управления, а также необходимость переосмысления традиционных концепций, привлечения новых исторических источников, выхода на новый уровень исследований в русле имперской проблематики.
Литература:
- Айтмухамбетов А. А. Казахские служащие Российской империи: формирование, профессиональная и общественно-политическая деятельность в XIX — начале XX вв. (исторический аспект): дис. док. ист. наук. — Семей, 2010. — 320 с.
- Алекторов А. Е. Очерк народного образования в Тургайской области: летопись 1744 1898 гг. Оренбург: типография И. И. Ефимовского-Мировицкого, 1900. — 87 с.
- Бержанов К. К. Русско-казахское сотрудничество в развитии просвещения. Историко-педагогическое исследование. Алма-Ата: Информ, 1965. — 343 с.
- Васильев А. В. Исторический очерк русского образования в Тургайской области и современное его состояние. Оренбург: Тург. обл. стат. ком, 1896. — 298 с.
- Граменицкий С. М. К вопросу об инородческом образовании в России. — Ташкент: типо-лит. торг. д. «Ф. и Г. бр. Каменские», 1908. — 58 с.
- Григорьев В. В. Русская политика в отношении Средней Азии. СПб.: тип. В. Безобразова и К°, 1894. — 85 с.
- Далаева Т. Т. Учебные заведения Омска в подготовке казахских чиновников для местного управления (XIX в.) //ТКазахи Евразии: история и культура: сб. науч. Трудов. — Павлодар.: Изд-во Павлод. гос. пед. ин-та, 2016. — С. 76–84.
- Ерофеева И. В. Присоединение Казахстана к России как историографическая проблема // Историческая наука Советского Казахстана (1917 1960 гг.). Очерки становления и развития. Алма-Ата: Республика, 1990. — С. 154–172.
- Макажанова З. Ш. Проблема формирования и своеобразие деятельности казахского чиновничества в системе органов колониального управления царизма (вторая половина Х1Хв.): дис. … канд.ист. наук. — Алматы., 2010. — 320 с.
- Нурпеисов К. Н. Государство Казахстан: от ханской власти к президентской республике. Алматы: Жети-Жаргы, 1995. — 88 с.
- Развитие профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX — начале XX в.: (опыт истории в контексте современности) / А. П. Толочко, О. В. Ищенко, И. С. Сковородина. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2005. — 222 с.
- Садвокасова З. Т. Духовная экспансия царизма в области образования и религии (II половина XIX начало XX веков). Алматы: Жети-Жаргы, 2005. — 277 с.
- Султангалиева Г. С. Оренбургский кадетский корпус и казахские офицеры XIX в. //ТКазахи Евразии: история и культура: сб. науч. Трудов. — Павлодар.: Изд-во Павлод. гос. пед. ин-та, 2016. — С.143–146.
- Тажибаев Т. Т. Развитие просвещения и педагогической мысли в Казахстане. Алма-Ата: Республика, 1958. — 97 с.
- Шамахов Ф. Ф. Особенности обучения казахских служащих в конце XIX — начале XX вв. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1966. — 191 с.