В данной статье рассматриваются возможные проблемы, возникающие у руководителя общеобразовательной организации.
Ключевые слова: управление, управление общеобразовательным учреждением, общеобразовательное учреждение.
Проблемы в управлении учреждением, в управлении общеобразовательным учреждением в частности — актуальная тема для исследования. Насколько сложно руководителю принимать ответственные решения в обширных требованиях к качеству предоставляемых услуг, изменяющимися законодательными актами, взаимодействовать с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами? Вот какие вопросы хотелось бы рассмотреть в данной статье.
Ковтун Р. Ф. считает, что под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль исполнения этих решений, а также анализ и обобщение на основе достоверных источников [1; с.89].
Методы управления Ковтун Р. Ф. рассматривает как «инструмент целенаправленной деятельности руководителя по достижению конкретных результатов работы», а для достижения целей управления, необходимо провести анализ, оценить конкретные условия, ситуации и чем обширнее эти познания, тем более обоснованным будет выбор способов управления [1; с.90].
Борытко Н. М. и Соловцова И. А. считают, что «в общем виде управление в образовании можно рассматривать как особого рода деятельность, обеспечивающую функционирование и развитие образовательного учреждения, реализацию его концепции и программы», что «главная задача управления — создать благоприятные внешние и внутренние условия для эффективной совместной деятельности людей, работающих в образовательном учреждении» [2; с.5]. «Участие общественности в управлении образованием обеспечивают профсоюзные и общественные организации образовательного учреждения» [2; с.12]. Ими выделены функции управления образовательными учреждениями: это анализ показателей работы общеобразовательного учреждения, определение целей работы общеобразовательного учреждения, разработка плана действий, а также организацию контроля и осуществление регулирования деятельности общеобразовательной организацией [2; с.14].
По мнению Польских А. И., «основными компетенциями для управленца являются следующие:
– стратегическое мышление и понимание слабых и сильных сторон организации, а также способность быстрой реакции на динамичное изменение рынка профессий;
– мотивация сотрудников и формирование чувства преданности к организации;
– анализ изменений процессов, соответствующих цели и стратегии организации;
– быстрая адаптация к информационным тенденциям» [3; с.198].
Приказом Минтруда России от 19.04.2021 года № 250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» определены трудовые функции руководителя общеобразовательной организации:
– управление образовательной деятельностью общеобразовательной организации;
– администрирование деятельности общеобразовательной организации;
– управление развитием общеобразовательной организации;
– управление взаимодействием общеобразовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами. Расшифровывается требуемое высшее образование, необходимое для осуществления трудовых функций руководителя.
Данным стандартом установлены трудовые действия руководителя общеобразовательной организации, а также необходимые умения и необходимые знания, срок действия стандарта — до 1 марта 2028 года [4]. В стандарте подробно указаны полномочия, обязанности, форматы взаимодействия руководителя общеобразовательного учреждения.
Журавлева Л. В. выделяет следующие проблемы в образовательных учреждениях:
– недостаточность знаний, умений, навыков руководителей и преподавательского состава;
– недостаточность «комплекса развивающих возможностей для личности» преподавателей и руководителя учреждения образования;
– сложность по принятию решений в ежедневных проблемных ситуациях;
– недостаточность навыков работы в коллективе на «экономический и образовательный результат»;
– недостаточность внимания к «ценностным ориентирам личности» преподавателей [5; с.76];
– и другие.
По мнению Журавлевой Л. В., «основной причиной невысокой эффективности управления образовательным процессом является непонимание управленцами и преподавателями системного подхода и нарушение его закономерностей» [5; с.76].
Существуют и другие проблемы в управлении образовательным учреждением. Перед руководителем могут возникнуть кадровые проблемы, например, отсутствие квалифицированных специалистов-предметников, нежелание преподавателей изменять формы и методы преподавания, в связи с нежеланием выпускников, получивших педагогическое образование, работать в образовательных организациях. Могут быть проблемы в управлении и в связи с изменениями в законодательстве, в нормативных актах. Отсутствие методических и методологических подходов влечет за собой дисбаланс в работе учреждения, сотрудников. Несоответствие технических, технологических и организационных задач в решении управленческих вопросов также влияет на деятельность учреждения образования, например, оснащение предметных кабинетов специальным оборудованием, наглядными пособиями. Экономические проблемы связаны с недостаточным финансированием образовательного учреждения; также отсутствие квалифицированных работников экономической службы (или с низкой квалификацией) может повлечь нарушение сроков сдачи отчетности (что влечет наложение штрафных санкций вышестоящей организацией), отсутствие корректной информации об обязательствах и, соответственно, нарушение сроков оплаты. Существуют и социально-психологические проблемы: проблемы взаимодействия с общим собранием работников учреждения, педагогическим советом, управляющим советом и т. д. Указанные проблемы могут дополнять друг друга и взаимодействовать между собой.
Для более наглядного представления о проблемах в управлении общеобразовательным учреждением, рассмотрим рисунок 1.
Рис. 1 Основные проблемы в управлении образовательным учреждением
Могут присутствовать демографические проблемы (малокомплектные классы), природно-климатические (в условиях определенных природных катаклизмов), и т. п.
Были рассмотрены некоторые проблемы, возникающие у руководителей общеобразовательных учреждений, но они могут быть применимы и для иных отраслей.
Для более качественного анализа проблем в управлении общеобразовательным учреждением, необходимо провести дополнительное исследование на уровне региона, района или определенной школы.
Литература:
- Образовательный менеджмент: теория и практика [Текст]: коллективная монография / ред. коллегия: Н. Н. Тулькибаева, З. М. Большакова, Е. В. Гнатышина; отв. редактор З. М. Большакова. — Челябинск: Цицеро, 2018. — 138 с.
- Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова; Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 48 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 4).
- Польских А. И. Становление компетенций будущих управленцев / А. И. Польских. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 197–199. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89200/ (дата обращения: 27.03.2022).
- Приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_394567/
- Журавлева Л. В. Менеджмент в современных образовательных учреждениях» [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/menedzhment-v-sovremennyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah/viewer / (дата обращения 27.03.2022).