Статья посвящена важнейшим фигурам отечественной истории — русским первопечатникам XVI в. Ивану Фёдорову и Петру Мстиславцу. В работе представлены данные об их деятельности, о воздвигнутых им памятниках, а также рассматривается становление и развитие темы русского книгопечатания в советской филателии.
Ключевые слова: История России, Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец, русские первопечатники, почтовые марки, филателия.
Роль рукописных текстов и печатного слова в истории России невозможно недооценить, поскольку с их помощью формировалась государственная идеология. При чём в Московском царстве она главным образом распространялась и аргументировалась с помощью богослужебных книг. Из этого следует, что книги содержавшие ошибки переписчиков и искажённые тексты подрывали не только церковное, но и государственное единство. Поэтому в XVI в. для пресечения возможного появления еретических учений, осуществления миссионерской деятельности на присоединённых территориях Казанского и Астраханского ханств, а также распространения великодержавной идеологии была необходима церковная литература, не имевшая ошибок. Для этого нужно было в кратчайшие сроки проверить и исправить церковные тексты, чему могло помочь только книгопечатание.
Так в 1564 г. русские мастера Иван Фёдоров и Петр Мстиславец напечатали богослужебную книгу «Апостол», соответствовавшую интересам как светской, так и духовной власти, поскольку по ней обучали не только мирян, но и священников, которые вели по данной книге миссионерскую деятельность. Так же вклад первопечатников в нашу историю невозможно недооценить, поскольку до них в Русском государстве не было налаженного издательского дела, хотя незадолго до официального начала их деятельности в 1550-е гг. в московской анонимной типографии издавались первые книги [6, с. 44].
История не сохранила до наших дней имена практически всех её работников, но существует гипотеза, согласно которой будущие первопечатники довели до совершенства свои навыки в стенах данного издательства. «Апостол» 1564 г., уже изданный в государственной типографии, стал считаться первопечатным по причине того, что в отличие от анонимных изданий он был датирован и не имел дефектов [4, с. 224].
Чтобы потомки не забывали о великих соотечественниках, как правило, в их честь называют улицы, устанавливают памятники, снимают фильмы, а также издают посвящённые им почтовые марки, которые являются важнейшими историческими документами. Так самая первая почтовая марка с портретом королевы Виктории («Чёрный пенни»), появилась в Великобритании в 1840 г. [8, с. 31]. После этого события остальные страны стали перенимать подобную практику и в 1857 г. (офиц. в 1858) Россия обзавелась такими же знаками почтовой оплаты [3, с. 63]. Вскоре появилось общество собирателей почтовых марок, а их коллекционирование и изучение с подачи француза Эрпена стали называть филателией [9].
Если поначалу печатали марки с изображением монаршей особы, номиналом или гербом, то с течением времени многообразие изображений на них уже не поддавалось исчислению, что привело к появлению тематического коллекционирования, в котором филателистические материалы группируются по тому или иному принципу (живопись, природа, наука и т. д.) [3, с. 30–31]. Советский писатель Л.Кассиль, характеризуя филателию, отмечал, что видит в почтовых марках «листок календаря с памятной датой, восстанавливающий в воображении событие или имя примечательного человека» [8, с. 252]. И одними из таких примечательных людей, заслуживающих внимания являются книгопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец.
На памятнике Тысячелетию России, открытом в Великом Новгороде в 1862 г., они несправедливо были обделены вниманием, но необходимость увековечить память об их подвиге не пропадала. К большому сожалению, до наших дней не дошло ни одного прижизненного портрета либо описания внешности русских мастеров, но это позволило скульпторам и художникам с оглядкой на прошлое и собственную фантазию предположить, как они выглядели.
Первым «обрёл лицо» Иван Фёдоров, которому в Москве в 1909 г. открыли памятник созданный С. М. Волнухиным. Скульптор, при помощи историков и коллекционеров, сумел передать в своей работе дух XVI века и создать образ русского гения, который, как показало время, оказался удачным [4, с. 330]. Поэтому изображение этого монумента в дальнейшем часто помещали на открытки, а уже после на юбилейные конверты [5, с. 10].
Рис. 1. Марки, посвящённые 350-й годовщине со дня смерти Ивана Фёдорова. 1934 год
Так до революции был сформирован образ Ивана Фёдорова, однако в отечественной филателии данного периода им так и не воспользовались, лишь в советское время появилась и получила дальнейшее развитие тема русского книгопечатания. Её начало было положено в 1934 г., когда напечатали две марки, посвященные 350-й годовщине со дня смерти Ивана Фёдорова [2, с. 50]. На них художник В.Завьялов изобразил московский памятник первопечатнику, а позади него поместил печатный станок и типографское оборудование XX века. Так знак почтовой оплаты нам наглядно показывает, какой благодаря первым типографам и их последователям был проделан колоссальный скачок в развитии.
Рис. 2. Юбилейные марки, выпущенные в честь 400-летия русского книгопечатания. 1964 год
Волнухинский образ Ивана Фёдорова пережил настоящий апофеоз в 1964 г., когда на всесоюзном уровне отмечали 400-летний юбилей русского книгопечатания, приуроченный к выходу из стен московского печатного двора книги «Апостол» [1, с. 4]. Об этом знаменательном событии писали в прессе, говорили на научных конференциях, издавали книги, и тогда же Министерство Связи СССР выпустило две почтовые марки [5, с. 10]. На первой, номиналом 4 коп., показан Иван Фёдоров за работой в типографии, а на второй, за 6 коп. изображён уже знакомый нам памятник в окружении советской печатной продукции [2, с. 217]. Именно в это время был дан толчок развитию темы русского книгопечатания в отечественной филателии.
Рис. 3. Марка посвящённая 400-летию первого русского печатного букваря, изданного во Львове Иваном Фёдоровым. 1974 год. Справа печатный знак мастера
Но Фёдоров и Мстиславец связаны не только с Россией, их наследие принадлежит всем Восточным славянам. Так после издания «Апостола» и «Часовника» они из-за преследования со стороны церковников перебрались в Великое княжество Литовское, где проживало много русских людей [5, с. 10]. Именно напечатанная там в г. Львове первая русская азбука стала важнейшей вехой в истории славянской культуры [6, с. 65]. В 1974 г. в честь 400-летия со дня публикации этой книги Ивана Фёдорова, выпустили очередную марку по данной тематике [2, с. 327]. На ней уже не было изображения памятника, а только страница из букваря и впервые помещенный на почтовой марке печатный знак Фёдорова.
Рис. 4. Марка, посвящённая 420-летию со дня выхода в свет первопечатной книги «Апостол». 1983 год
В 1983 г. отмечалось 420-летие со дня публикации «Апостола», которое было приурочено к началу работы над данным изданием. По этому поводу выпустили очередную юбилейную марку, стилизованную под древнерусский стиль, на которую поместили изображение первопечатника, срисованное с московского памятника [2, с. 414]. Так, мы можем заключить, что благодаря скульптору Волнухину Иван Фёдоров превратился в собирательный образ русского человека эпохи Возрождения, ставший символом отечественного книгопечатания.
Здесь же следует вспомнить, что он работал не один. Не справедливо получилось, что другого русского первопечатника Петра Мстиславца обошли вниманием, хотя он вместе с Фёдоровым решал труднейшие задачи. Всё поменялось в 1986 г., когда на родине Петра Тимофеевича в г. Мстиславле Могилёвской области напротив старинного костёла ему открыли памятник [7].
Рис. 5. Марка с фронтисписом «Апостола» 1564 года. 1991 год. Справа увеличенные изображения первопечатников
В филателии историческая справедливость восторжествовала лишь в 1991 г., когда в серии «Культура русского средневековья» вышла марка с изображением фронтисписа «Апостола» 1564 г. с евангелистом Лукой. Выше его поместили созданные художником Г.Комлевым образные портреты Фёдорова и Мстиславца [2, с. 482]. Образ Петра Тимофеевича на этом почтовом знаке ничем не напоминает облик мастера с могилёвского памятника, а это говорит о том, что данный образ не прижился. Именно эта почтовая марка стала последней выпущенной в СССР по теме русского книгопечатания.
В 2001 г. в уже знакомом нам Мстиславле открыли второй памятник Петру Мстиславцу изваянный А. Ботвинёнком. Мастер книжных дел предстал перед зрителями около печатного станка с раскрытой книгой [7]. Эта скульптура внешне похожа на изображение типографа с почтовой марки 1991 г., которая, в свою очередь, имеет сильное сходство с образом волнухинского Ивана Фёдорова.
Таким образом, несмотря на то, что в Российской империи в отечественной филателии тема русского книгопечатания не развивалась, именно тогда благодаря совместной работе творческого человека и ряда историков был создан идеализированный образ Ивана Фёдорова, воплощённый в бронзе скульптором С. М. Волнухиным.
В Советском Союзе данная тематика зародилась в 1934 г., а дальнейшее развитие получила во II-пол. XX в. Именно тогда, благодаря тиражированию изображения памятника Фёдорову русское книгопечатание обрело свой узнаваемый символ. При этом он стал универсальным, поскольку художник Г. Комлев, рисуя лицо Петру Мстиславцу для марки 1991 г., так и скульптор А. Ботвинёнок, работая над памятником этому мастеру, создавали его образ с опорой на творение С. М. Волнухина. Говоря о теме русского книгопечатании в филателии, необходимо отметить, что после распада СССР современная Россия продолжила увековечивание подвига русских первопечатников на знаках почтовой оплаты.
Литература:
- ГАНИБО. Юбилей русского книгопечатания // Ленинское знамя. — 29.02.1964. — № 26 (156). — С.4.
- Каталог почтовых марок. 1857–1991. Россия, РСФСР, СССР. Издание 3-е. под общ. Ред. В. Б. Загорского. — СПб.: Стандарт-Коллекция, 2009. — 520 с.
- Левитас И. Я. Филателия школьникам / И. Я. Левитас. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и связь, 1988. — 216 с.
- Муравьёва Т. В. Иван Фёдоров. — М.: Молодая гвардия, 2011. — 338 с.
- Немировский Е. Л. Подаривший книгопечатание // Филателия СССР № 9. — М.: Союзпечать, 1973. — С. 10–11.
- Немировский Е. Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
- Памятник Петру Мстиславцу в Мстиславле. — [Эл. ресурс]. — URL: https://vetliva.ru/belarus/what-to-see/pamyatnik-petru-mstislavtsu-v-mstislavle/ (Дата обращения: 24.02.2022)
- Стрижевский Л. Ф., Чехов И. В. Визитная карточка страны / Худож. В. Н. Белоногов. — М.: Дет.лит., 1990. — 288 с.
- Филателия // Большая российская энциклопедия.- [Эл. ресурс]. — URL: https://bigenc.ru/world_history/text/4711970 (Дата обращения: 18.02.2022)