На сегодняшний день метод молекулярно-генетической дактилоскопии становится распространенным направлением в криминалистике и судебной медицине, его дальнейшее развитие и перспективы способны повысить раскрываемость преступлений в нашем государстве.
Поиск лица, чей биоматериал был оставлен на месте происшествия, можно осуществить и в отсутствии подозреваемых лиц. Такая возможность появилась после создания федеральной базы данных ДНК, в которой имеется информация о генетических профилях граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно находящихся на территории РФ.
Идентификационный анализ проводится посредством сравнения генотипа лица, чей образец оставлен на месте происшествия, с уже имеющимися профилями в банке генетических данных.
Фактически первая база геномной регистрации ДНК в РФ была создана в 2006 году в рамках экспертно-криминалистического учета данных ДНК биологических объектов, утвержденного и регламентированного Приказом МВД от 10.02.2006 № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации».
19 ноября 2008 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», который узаконил порядок сбора, хранения и использования генетической информации.
Государственная геномная регистрация — деятельность, осуществляемая указанными в Федеральном законе государственными органами и учреждениями по получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации [1].
Целью геномной регистрации служит государственная регистрация для проведения идентификации личности таких объектов исследования, как материал неустановленного физического лица или останков неопознанных трупов.
Генетическая регистрация осуществляется с соблюдением прав и свобод гражданина и человека и не должна представлять опасность для жизни и здоровья человека.
Правовыми основополагающими документами генетической информации являются Конституция РФ, принципы и нормы международно-частного права и международные договоры, законодательство РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации и персональных данных, другие федеральные законы, правовые акты Президента, Правительства и федеральных органов исполнительной власти РФ.
В первоначальном проекте Федерального закона геномной регистрации от 06.02.2003 г. перечень лиц обязательной регистрации был гораздо шире: граждане Российской Федерации, проходящие правоохранительную, гражданскую службу в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральной службы безопасности, налоговых и таможенных органах, органах внешней разведки, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, работники аварийно-спасательных служб, члены экипажей воздушных судов.
На сегодняшний день существует два вида геномной регистрации на территории РФ: обязательная и добровольная. Законом строго определен круг лиц, подлежащих обязательному учету:
– лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
– неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий [1].
Как можно проследить, первоначальный перечень проекта федерального закона должен был охватить широкий круг лиц, и включал большинство профессий, связанных с определенным риском для жизни работников этих сфер. Примерное число лиц, подлежащих генетическому учету по проекту Закона, составляло бы более 10 % всего активного трудоспособного населения.
Геномная регистрация осужденных лиц проводится учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы вкупе с структурами органами внутренних дел РФ.
Органы предварительного следствия и дознания вместе с органами внутренних дел осуществляют обязательную геномную регистрацию неустановленных лиц.
Согласно Федеральному закону, регистрацию неустановленных трупов проводят органы предварительного следствия, дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия по розыску без вести пропавших лиц, установления личности неопознанных трупов, совместно с подразделениями органов внутренних дел РФ и структурами судебно-медицинской экспертизы.
Есть вероятность, что в скором времени внесению в банк генетических данных будут подлежать осужденные за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, что расширит возможности правоохранительных органов в раскрытии преступлений.
Образцы генетического материала, согласно закону, хранятся до установления факта смерти лица, которому они принадлежат, либо при отсутствии таковых до даты, когда ему исполнилось бы 100 лет. Геномная информация от неустановленных лиц хранится в течение 70 лет с момента её получения, а при регистрации неопознанных трупов — до установления личности человека сроком, не превышающим 70 лет.
Для осуществления добровольной генетической регистрации необходимо письменное заявление гражданина, и проводится данная процедура в платной форме учреждениями судебно-медицинской экспертизы вместе с подразделениями органов внутренних дел РФ.
Информация, полученная в ходе проведения добровольной регистрации, уничтожается по волеизъявлению лица, не достигая срока её хранения.
Право использования информации из базы данных обладают суды, органы предварительного следствия, органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
Важным моментом в создании базы данных выступает единообразие методов исследования генетического материала всех лабораторий РФ, участвующих в регистрации, включая различные ведомства и структурные подразделения. Дело в том, что профиль ДНК является опосредованной характеристикой, так как он устанавливается в результате использования определенных методов исследования [2, с. 4].
На разных фрагментах ДНК проводятся разнотипные методики определения структуры генетического кода, что впоследствии приводит к получению абсолютно непохожих результатов. Учитывая данный момент, использование единой системы исследования и их унификация являются необходимыми условиями для эффективности имеющейся общенациональной базы данных.
ДНК является носителем всей наследственной информации. Поэтому, результаты, полученные в ходе проведения генетической дактилоскопии, могут быть использованы не только для идентификации личности, но и служить источником такой информации о человеческом организме, как склонность к некоторым заболеваниям, о родстве и т. д. Обмен генетической информацией поможет исследовать, предвещать и излечивать заболевания.
Такие исследования являются угрозой безопасности лиц или их родственников, находящихся в базе данных, так как существует вероятность использования имеющихся сведений генетической информации против них самих. Это устанавливает соблюдение строгих условий обеспечения конфиденциальности генетической информации, в том числе её регистрации. Есть опасения, что преступники, владея данными строения ДНК, могут принести вред человеку, спровоцировать заболевание, отравить или вызвать аллергическую реакцию.
Как считают ученые, использование банков данных должно решить ряд существенных проблем. Это ускорит розыск преступников, увеличится количество опознанных тел погибших в катастрофах и террористических актах, что значительно упростит работу правоохранительных служб в расследовании преступлений.
Применение банка данных геномной регистрации во всём мире показал свою результативность. Генетическая дактилоскопия используется в экспертно-криминалистической практике Великобритании, США, Канады, Колумбии, Японии, Китая и в ряде других стран.
В настоящее время для геномных исследований внедрено несколько десятков молекулярно-генетических индивидуализирующих систем. Для генетической регистрации в базах многих стран мира используются утвержденные наборы локусов, обязательные для экспертного исследования.
Наличие криминалистических банков геномной регистрации заметно увеличивает раскрываемость преступлений. Поэтому, теоретически, чем объемнее база генетических данных, тем будет проще выявлять преступников. К тому же, если принять во внимание происходящие террористические акты, техногенные аварии и природные катастрофы, в которых погибают люди и при этом они не могут быть идентифицированы без использования генетического исследования, то только ДНК-регистрация всего населения и наличие широкомасштабной (универсальной) базы данных может благоприятствовать быстрому поиску не только преступных лиц, но и опознанию их жертв, жертв терактов, катастроф, аварий, потерявшихся и потерявших память людей. Для прямого идентификационного исследования используют останки или части тела, для опосредованного привлекают родственников и сравнивают между собой генетические профили для более точного определения личности погибших. При наличии всеобъемлющей базы данных ДНК этот процесс существенно упростится и ускорится по времени. Таким образом, генетическая регистрация всего населения поможет решить многие проблемы.
Однако, ни в одной стране мира такое решение еще не принято, ввиду того, что это предполагает большие денежные расходы и противоречит существующему законодательству.
Геномная идентификация личности, со времен своего начала существенно развилась и модернизировалась, но имеющиеся банки генетической информации пока далеки от идеала и малочисленны, чтобы обеспечить как ускоренную раскрываемость преступлений, так и быть подходящими для решения разных общественно значимых задач.
Необходимо отметить, что имеются некоторые препятствия к ДНК-регистрации всего населения. Первостепенно это касается нарушения прав граждан на неприкосновенность личной жизни и доступности информации об их персональных данных, что может стать неконтролируемым, тем более, учитывая тот факт, что ДНК несет в себе очень много информации о человеке.
Генетической информации о человеке должен быть придан особый правовой статус, так как геном каждого индивидуума несет в себе информацию о его предках и потомках и поэтому необходимо спрашивать разрешение на её использование.
Создание банков геномной регистрации повысит возможность стремительного идентификационного исследования исследуемых объектов и уже находящихся в базе, что существенно сократит сроки проводимых экспертиз и денежные затраты.
Литература:
- Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ// КонсультантПлюс.
- Перепечина И. О., Пименов М. Г., Кондрашов С. А. Особенности формирования базы данных о генетических признаках на основе автоматизированных информационных систем // Экспертная практика. 1996. N 40. С. 4.
- Иванов П. Л. Индивидуализация человека и идентификация личности: молекулярная биология в судебной экспертизе // Вести РАН. 2003. Т. 73, № 12. С. 1085–1086.