Роботизированная автоматизация бизнес-процессов (далее — RPA) — это технология, основанная на внедрении ботов в действующую экосистему государственной или частной организации. Преимущество технологии заключается в том, что она включает в себя функциональную особенность искусственного интеллекта и способна распознать необходимую информацию в данных разного формата. Например, технология способна идентифицировать слова в аудиоданных из входящего вызова, на основе этого самостоятельно определить категорию запроса абонента и направить звонок в необходимый отдел организации.
Однако, внедрение RPA в процессы организации не гарантирует положительный результат. Степень влияния нововведений и изменений процессов, в том числе внедрения RPA, на каждую организацию различна, что связано с разнообразием и несходством как в деятельности, так и с внутренним потенциалом организаций. Проблематика кроется в методике оценки эффективности. Критерий, по которому оценивается результат, для каждого процесса различен. Практическая база внедрения RPA богата опытом крупных игроков на рынке, однако, перед отдельными компаниями остается открытым вопрос оценки эффективности.
Наконец, новые перемены в мире диктуют условия и выдвигают в приоритет задачи касательно разработки эффективной стратегии развития организации, с учетом влияния RPA, а также критериев для мониторинга результатов и реализации гармоничного стратегического управления в условиях развивающейся рыночной экономики в стране, которая в перспективе позволяет стабилизировать фактор экономического риска. Однако, достижение таких результатов подразумевает системный подход, анализ лучших практик и инновационные методы исследования воздействующих факторов.
Внедрение RPA возможно во многих отраслях, но существует ряд сфер, для которых данная технология наиболее востребована. Это финансовый сектор, банковское дело, складское хозяйство, логистика, ритейл, электронная коммерция, страхование, фармацевтика и др. В этих сферах присутствует объем задач, зачастую стабильных и редко поддающихся изменениям, что позволяет их с легкостью автоматизировать с помощью роботов.
Для успешного внедрения и последующей работы RPA в компании необходимо провести следующий ряд действий:
— поиск и выбор процессов для автоматизации в компании;
— расчет экономического эффекта от внедрения;
— подготовка стратегии RPA-роботизации в компании;
— разработка, тестирование и отладка роботов;
— настройка и интеграция роботов;
— подготовка и обучение сотрудников правильному взаимодействию с роботизированной системой процессов производства;
— поддержка и сопровождение роботов;
— анализ и оценка эффективности показателей. [1]
Несмотря на то, что программных роботов на рынке представлено с каждым днем всё больше — они производятся под конкретные нужды заказчиков и интегрируются с разными серверами.
Несмотря на большой спектр задач, который может выполнять внедренный бот, абсолютная замена специалиста роботами невозможна: не весь объем задач, выполняемых человеком, возможно автоматизировать.
Одним из ярких примеров внедрения и использования RPA в операционные процессы стала относительно новая практика российской коммерческой организации банковского сектора АО «Альфа-Банк».
На основе собственного опыта компания АО «Альфа-Банк» отметила преимущества, недостатки и способы эффективного внедрения RPA в операционные процессы организации. Изучая и анализируя деятельность коммерческой организации, на представленном ниже рисунке 1 необходимо обратить внимание на ось «объем и ценность процессов». Таким образом, взяв в работу 95 операционных процессов, было принято решение 12 из них перенести на полноценную автоматизацию, также 14 оставить в традиционном формате, не внедряя «ботов».
Рис. 1. Результаты анализа экосистемы АО «Альфа-Банк» на эффективность внедрения RPA [2]
Опыт АО «Альфа-Банк» является примером качественной оценки и анализа внутренних процессов для подготовки экосистемы к внедрению новой технологии.
Также, необходимо отметить, что внедрение технологии RPA имеет цель не только сэкономить ресурсы, но и позволяет масштабировать деятельность компании, которая оптимизирует работу большей части штатных единиц.
Подводя итоги статьи, сделаны следующие выводы: работа начинается задолго до процесса и на внедрении технологии не заканчивается. Необходимо использовать ресурсы для оценки текущей ситуации, также на разработку стратегии развития и управления. При этом большинство крупных игроков российского рынка к настоящему времени готовы делиться опытом, пока другая часть экономических агентов стоит на начальном пути — оптимизации текущей системы и интеграции.
Литература:
- Якупова, А. Э. RPA как инструмент цифровой трансформации производства / А. Э. Якупова, О. В. Демьянова. — Текст: непосредственный // IX Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам. — Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2020. — С. 670–673.
- Презентация, подготовленная Департаментом по операционной деятельности АО «Альфа-Банк», 2019.