Роль контролирующих органов кредитного потребительского кооператива в делах о банкротстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 01.04.2022

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Петросова, К. М. Роль контролирующих органов кредитного потребительского кооператива в делах о банкротстве / К. М. Петросова, И. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 226-233. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89874/ (дата обращения: 16.11.2024).



Автор исследует юридические аспекты взаимодействия контролирующих органов кредитного потребительского кооператива в процессе выявления признаков банкротства, применения мер по предупреждению банкротства, а также в самих процедурах банкротства. В статье делается вывод, что ввиду выделения кредитного потребительского кооператива в качестве отдельной категории должников, привлечение внешних контролирующих органов, как-то Банка России, саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов и временной администрации является необходимой мерой для сохранения финансовой стабильности организации в добанкротный период и защиты участников процесса в период ее банкротства. Также, автор замечает четко урегулированную нормативно-правовую базу, в том числе включение в нее актов, издаваемы ЦБ РФ как главенствующего контролирующего органа. Подотчетность и подконтрольность саморегулируемых организаций и временных администраций Банку России дает возможность избежать злоупотребления полномочиями участников данных органов или недобросовестности как со стороны участников кооператива, так и со стороны самих контролирующих органов. Автором проанализированы нормы российских законов о банкротстве, о кредитном потребительском кооперативе, Банке России и о саморегулируемых организациях, и иных, в том числе подзаконных нормативных актов. В процессе исследования установлено, что Банком России издаются инструкции и указы, регулирующие его взаимодействие с временными администрациями и саморегулируемыми организациями кооперативов, а также устанавливающие определенны стандарты деятельности самих кредитных потребительских кооперативов. Однако, несмотря на наличие объемной правовой базы, на практике не всегда удается избежать правовых споров, затрагивающих вопросы обоснованности тех или иных действий контролирующих органов в отношении кредитных потребительских кооперативов.

Ключевые слова: временная администрация, банкротство, Банк России, кредитный кооператив, финансовая организация, саморегулируемая организация

Кредитные потребительские кооперативы (далее — КПК) как вид микрофинансовой организации за долгую историю существования твердо заняли свое место на российском рынке финансовых услуг. Популярность кооперативов объясняется выгодностью условий выдачи займов, а также обособленностью и ограниченностью круга кредитуемых лиц. Однако, опираясь на статистику, приведенную Банком России (далее — ЦБ РФ) в годовых отчетах, можно сделать вывод, что в последнее время, замечается общее ухудшение положения КПК. Так, по данным годового отчета Банка России за 2015 год [17] совокупный портфель займов, выданных КПК, по состоянию на начало 2015 года оценивался в 50 млрд рублей, а под конец года вырос на 10 % и составил 55 млрд. По данным Годового отчета Банка России за 2020 год [18] профильные активы уменьшились на 13 % и на конец 2020 года составили 46,5 млрд рублей. Финансовая нестабильность отразилась на количестве КПК: если в годовом отчете Банка России за 2015 год указывалось, что снижение количества КПК не превышало 1 %, а общее количество по данным реестра составляло 3500 организаций, то в отчете за 2020 год Банк России отметил снижение по состоянию на 01.01.2021 на целые 4,2 % (т. е. до 1971 организации). Несомненно, на эти изменения отчасти повлияло общее состояние экономики, пошатнувшееся в результате пандемии коронавируса. Одним из следствием ухудшения экономического положения и последствием снижения численности КПК является увеличение количества банкротств, что отражается на судебной статистике. Так, по данным интернет-журнала «Вопросы кредитной кооперации», число дел о банкротстве кредитных потребительских кооперативов в судах за те же пять лет возросло в 3 раза. «Если 2015 году было подано 45 заявлений, то уже 2019 году — 88 заявлений» [19], сообщает источник, а соответственно возросло количество открытых конкурсных производств. В связи с этим, возросла и активность Банка России как контролирующего органа. По данным того же журнала, в 2014 и 2015 годах регулятор подал всего по одному заявлению в суд, когда в 2019 их количество достигло 20. «При этом каждое второе заявление Банка России о банкротстве КПК приводит к введению наблюдения или конкурсного производства». В связи с этим, повысилась актуальность вопросов, связанных с особенностями процесса банкротства при участии Банка России и иных контролирующих КПК органов.

Кредитный потребительский кооператив является разновидностью микрофинансовой организации, и выполняет ссудо-сберегательные функции на финансовом рынке. Деятельность КПК регулируется в большей части Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» [5] (далее — закон о кредитной кооперации). Положения о КПК содержаться в Гражданском кодексе Российской Федерации (частью первой)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ [1] (далее — ГК РФ) и Федеральном законе «О потребительском кредите (займе)" от 21.12.2013 N 353-ФЗ (далее — закон о потребительском займе). Дополнительное регулирование производится актами, выпускаемыми ЦБ РФ и внутренними документами организации, составленными в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ [2] (далее — закон о банкротстве) КПК относятся к отдельной категорий должников. В соответствии с законом о кредитной кооперации (ст. 1), кредитный потребительский кооператив представляет собой «основанное на членстве добровольное объединение физических и (или) юридических лиц по территориальному, профессиональному и (или) социальному принципам, в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков)». Таким образом, КПК является некоммерческой структурой, созданной группой граждан для осуществления финансовой поддержки каждого из его участников (пайщиков). Несмотря на осуществление кооперативом кредитной деятельности, кредитной организацией он не является. т.к во-первых представляется некоммерческой организацией и создается с целью взаимопомощи, во-вторых, уполномочен выдавать займы ограниченному кругу лиц (только пайщикам, входящих в него и вносящих паи), в-третьих, не требует обязательной лицензии и, наконец, не участвует в государственной программе страхования вкладов, что подразумевает полную его самостоятельность и самоконтролируемость.

При этом контроль за деятельностью КПК все-таки ведется. Так, в соответствии со статьей 5 закона о кооперации, регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России. В соответствии со ст. 35 Закона о кредитной кооперации, контроль за деятельностью кооперативов осуществляется саморегулируемыми организациями кредитных кооперативов в случаях, если они являются их членами. Таким образом, постоянную контролирующую функцию выполняют ЦБ РФ и саморегулируемые организации, в которых состоят кредитные потребительские кооперативы. Однако, существует временный орган, в чьи полномочия также входит контроль за деятельностью внутренних органов кооператива. Им является временная администрация, назначаемая ЦБ РФ в случаях обнаружения им нарушений в деятельности финансовой организации. Важность всех перечисленных органов возрастает в случае банкротства кредитного кооператива. В связи с этим, предлагаем подробнее разобрать их взаимодействие в процедурах банкротства КПК.

В соответствии с законом, важную роль в банкротстве финансовых организаций играют меры применяемые для предупреждения их неплатежеспособности. Как верно отмечают С. П. Иванова, Д. Н. Земляков и А. Л. Баранников, «Необходимость особого правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, продиктована тем, что в отличие от большинства других коммерческих организаций кредитные организации обладают специальной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять банковские операции и совершать определенные сделки» [15].

В соответствии со ст. 183.16 закона «О несостоятельности (банкротстве)» финансовая организация считается неплатежеспособной при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства:

1) сумма требований по денежным обязательствам в совокупности составляет не менее чем сто тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения

2) наличие неисполненных в течение четырнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;

3) стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;

4) платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.

Соответственно, по общему правилу, в случае возникновения признаков банкротства, «руководитель должника обязан включить сведения о наличии таких обстоятельств в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение десяти рабочих дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении, а также в разумный срок предпринять все зависящие от него разумные необходимые меры, направленные на предупреждение банкротства должника» (ст. 30 Закона о банкротстве). Статья 15 Закона о кредитной кооперации выделяет следующие органы входящие в структуру КПК: общее собрание членов кооператива (пайщиков), правление кооператива, единоличный исполнительный орган, контрольно-ревизионный орган (наблюдательный совет, ревизионная комиссия или ревизор). Данные органы должника обязаны принимать меры по предупреждению банкротства, тем самым гарантировать отсутствие недобросовестного умысла, т. е. преднамеренного банкротства.

Применительно к КПК, статьей 189.2 закона о банкротстве установлены дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства. Во-первых, неоднократное нарушение финансовых нормативов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, в течение двенадцати месяцев с даты выявления первого такого нарушения. В данном случае упомянутые финансовые нормативы устанавливаются ЦБ РФ. В качестве примера можно привести Указание Банка России от 28 декабря 2015 года N 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов» [12], которое, что важно для предупреждения несостоятельности, устанавливает граничные значения рисков финансовой неустойчивости кооператива и формулы их расчета. Во-вторых, вынесение контрольным органом предписания о запрете кредитному кооперативу осуществлять привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов. Данный запрет должен быть опубликован официальном сайте Центрального банка. В качестве примера такового можно привести предписание № Т1–52–3-10/74724 о запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов, выданное Банком России 17.09.2020 КПК «ФКПП» [20].

При возникновении оснований для применения мер по предупреждению банкротства кредитного кооператива уполномоченный орган направляет план восстановления своей платежеспособности в ЦБ РФ или в СРО, членом которой является кооператив. Таким образом, ответственность за своевременное выявление сложностей и реагирование на них ложится на Банк России и саморегулируемые организации. В связи с этим, стоит подробнее рассмотреть порядок взаимодействия двух этих органов.

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [3] (далее — закон о СРО), под саморегулируемой организацией (далее — СРО) понимается некоммерческая организация, созданная в целях, предусмотренных законом о саморегулируемых организациях и законами, регулирующих деятельность лиц и организаций, состоящих в ней. Саморегулируемые организации основаны на членстве и объединяют субъекты предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяют субъекты профессиональной деятельности определенного вида. В случае с кредитными кооперативами, последние, за исключением кооперативов второго уровня, в обязательном порядке вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» [4] и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России (статья 35 закона о кредитной кооперации).

В данном случае, стоит отметить, что саморегулируемые организации активно взаимодействуют с Банком Росси во многих вопросах, не относящихся к несостоятельности. Так, Банк России принимает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы. Соответственно, саморегулируемая организация осуществляет контроль за соблюдением состоящими в ней кредитными кооперативами требований, установленных законом о кредитной кооперации, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Банк России осуществляет контролирующие функции только в случае, когда КК не входит в СРО (п. 4 статьи 35 закона о кредитной кооперации). ЦБ РФ ведет реестр кооперативов, состоящих в СРО, и имеет право направлять им, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в его компетенции. В качестве примера акта, адресованного саморегулируемой организации, можно привести «Информационное письмо о взаимодействии саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка с Банком России» от 02.12.2021 ИН-015–44/92 [14]. В нем также указывается на разграничение надзорных и контрольных функций, осуществляемых Банком России и саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими субъекты рынка микрофинансирования. В данном письме ЦБ дает рекомендации саморегулируемым организациям в действиях при выявлении нарушений в деятельности своих членов, в том числе и кредитных потребительских кооперативов. Так, Указание Банка России от 4 апреля 2019 г. N 5116-У «О требованиях к мерам (включая размеры штрафов), применяемым саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные потребительские кооперативы (сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы) [11], в отношении своих членов» включает разъяснения относительно действий СРО в случаях выявления нарушений со стороны КПК.

Говоря о нарушениях, происходящих в кооперативах, стоит выделить прямую взаимосвязь между такими обстоятельствами и приобретением организацией статуса банкрота. Как отмечают в своей научной статье Добрыднев С. И. и Добрыднева Т. С., в работе кредитных кооперативов не редко допускаются, на первый взгляд, несерьезные нарушения, которые незаметно «практически программируют нарастание финансовых трудностей кооператива по мере его роста вплоть до неплатёжеспособности» [16]. Главной причиной авторы выделяют часто появляющуюся разницу между объёмами получаемых вкладов и выдаваемых займов, которую связывают со специфическим механизмом движения средств. Сложность в разрешении проблемы вызывает обособленность кооперативов от банковской системы и существующий запрет на получение кредитов в банках. Создание резервного фонда сможет помочь только в небольших финансовых затруднениях. Еще одной причиной утечки средств являются расходы, возникающие в связи с обеспечением деятельности кооперативов. В отдельный блок можно выделить причины, связанные с неграмотным или недобросовестным управлением кооперативом, в том числе, намеренным нарушением законодательства и иных нормативных актов, злоупотребление своими полномочиями руководителями, превращение кредитных кооперативов в нелегальные организационно-правовые формы (финансовые пирамиды). При таких обстоятельствах банкротство организации становится неизбежным.

Ввиду растущего количества нарушений ЦБ РФ в своем Информационном письме от 02.12.2021 № ИН-015–44/92 рекомендует саморегулируемым организациям, в которых числится несостоятельный кооператив, информировать его о всех нарушениях законодательства со стороны КПК. В свою очередь, Банк России также обязан направлять информацию о возможных нарушениях со стороны руководства кооператива в саморегулируемую организацию, если общее число членов КПК не превышает три тысячи юридических лиц, а размер активов не превышает 100 миллионов рублей хотя бы в одном из отчетных периодов Банка России значение (п. 4.1 ст. 35 Закона о кредитной кооперации). Таким образом, КПК с размером активов свыше 100 млн руб. находятся под надзором Банка России. Деятельность остальных кооперативов контролируется СРО. Требование об информировании Банка России саморегулируемой организацией распространяется и на случаи, когда последней выявляются основания для исключения КПК из реестра или основания для направления в суд заявления о ликвидации КПК.

Соответственно, своевременное выявление контролирующими органами нарушений играет главенствующую роль в предупреждении несостоятельности кредитного потребительского кооператива. Однако, в случаях, когда принятые меры не помогают предотвратить несостоятельность организации, у контролирующих органов возникает право на подачу заявления о банкротстве КПК. При возникновении оснований для признания КПК банкротом, заявление о признании лица несостоятельным в Арбитражный суд подает ЦБ РФ (ст. 189.1 Закона о банкротстве), либо по собственному решению, либо по ходатайству СРО. В соответствии с Указанием Банка России от 29 декабря 2014 г. N 3520-У «О порядке подачи Банком России заявления о признании кредитного потребительского кооператива банкротом по ходатайству саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов» [10], в полномочия СРО, в котором состоит КПК входит подача в территориальный орган Банка России соответствующего ходатайства. Рассмотрим взаимодействие органов на примере банкротства КПК «Народная казна», [Дело № А76–15873/2016]. В данном деле ЦБ РФ был представлен Отделением по Челябинской области Уральского главного управления ЦБ РФ (далее — Отделение Челябинск). К нему поступило ходатайство Саморегулируемой организации «Межрегиональный союз кредитных кооперативов» о признании кредитного потребительского кооператива «Народная казна» банкротом. Отделение Челябинск в ходе оценки финансового состояния КПК «Народная казна», с учетом анализа приложенных к Ходатайству материалов установил наличие ряда исполнительных производств в отношении КПК. В подкрепление своего ходатайства Отделение ссылалось на данные Банка исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, в соответствии с которыми требования указанных исполнительных листов, выданных на основании вступивших в законную силу решений Правобережного районного суда г. Магнитогорска, КПК «Народная казна» не были исполнены в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу судебных актов о взыскании. Суд, рассмотрев заявление контрольного органа и приложенные к нему документы, пришел к выводу об обоснованности требования о признании КПК «Народная казна» банкротом.

Однако, не всегда выводы о финансовом состоянии КПК, сделанные СРО достоверны, а следовательно, не всегда у СРО имеются основания для подачи ходатайства в ЦБ РФ. Так, у СРО «Содействие» в деле Дело № А11–12285/2015 не было оснований для направления ходатайства в Банк России о назначении временной администрации кооператива. Как установил суд, план восстановления платежеспособности кооперативом не разрабатывался и не был представлен в СРО, что подтверждало отсутствие оснований для направления в Банк России ходатайства о назначении временной администрации кооператива. Кроме того, в судебном акте отсутствовали выводы о наличии оснований для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности. В актах проверки СРО неоднократно фиксировался факт превышения доходов над расходами и угроза возникновения убытков, однако само по себе это никак не было связано с основаниями для применения мер по предупреждению банкротства или с признаками банкротства кредитного кооператива. СРО акцентировала это обстоятельство, в целях предупреждения пайщиков кооператива о возможном наступлении их солидарной ответственности в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из пайщиков (т. к. текущие убытки, не покрытые в течение года, должны были быть погашены пайщиками кооператива путем внесения дополнительных взносов, как это предусмотрено ст. 123.3 ГК РФ и ч. 3, ст. 26 Закона о кредитной кооперации). Соответственно, факт испытываемых кооперативом убытков был безосновательно определен арбитражным судом как основание для применения мер по предупреждению банкротства.

Следовательно, можно сделать вывод, что возложение на ЦБ РФ и его территориальные органы обязанностей по перепроверке сведений СРО усложняет процесс подачи заявления в суд, но носит вынужденный характер. В случае банкротства КПК слабозащищенным звеном становятся участники кооператива — банкрота, а потому повторный анализ обстоятельств гарантирует отсутствие недобросовестного умысла. СРО, в данном случае являются вспомогательным органом, целью которых является «разгрузка» Банка России в плане осуществления анализа экономического состояния КПК. Объединяя множество кредитных коопераций, СРО имеет возможность осуществлять своевременный контроль и выявлять нарушения или признаки несостоятельности на ранней стадии.

Помимо СРО и ЦБ РФ, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании КПК банкротом, в соответствии со ст. 183.21 закона о банкротстве, возникает у временной администрации как контролирующего кооператив органа. Такое полномочие возникает в случаях, когда контроль за деятельностью кредитного кооператива не осуществляется непосредственно контрольным органом.

В целом, временная администрация является специальным контрольным органом, который назначается по решению Банка России, в том числе по ходатайству СРО КПК. В соответствии с Указанием Банка России от 12 января 2015 г. N 3531-У «О временной администрации кредитного потребительского кооператива», в случаях, когда основания для назначения временной администрации выявляются саморегулируемой организацией, она направляет ходатайство в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее контроль и надзор за кредитными кооперативами по месту нахождения указанного в ходатайстве кредитного кооператива. К ходатайству прикладываются (при наличии) заверенные руководителем и скрепленные печатью саморегулируемой организации кредитных кооперативов документы, подтверждающие наличие соответствующих оснований для направления ходатайства. В ходатайстве указываются сведения о кооперативе, доказательства наличия оснований, возможный по усмотрению организации срок действия временной администрации и иные существенные сведения. Банк, при получении ходатайства может запросить дополнительные сведения. После этого в течение 12 рабочих дней с момента получения ходатайства территориальное учреждение направляет его копию, с прилагающимся заключением о целесообразности назначения временной администрации, в структурное подразделение центрального аппарата Банка России, к компетенции которого относятся полномочия по контролю и надзору за кредитными кооперативами. Само решение принимает Комитет финансового надзора Банка России, о котором потом уведомляет саморегулируемую организацию кредитных кооперативов и территориальное учреждение.

В соответствии со ст. 189.2 закона о банкротстве, назначение временной администрации возможно в случае возникновения необходимости применения мер по предупреждению банкротства КПК. На основании анализа плана по восстановлению неплатежеспособности организации, который составляется ее правлением, ЦБ РФ приходит к выводу о целесообразности назначения временной администрации, и отвечает за формирование ее состава. Общие правила назначения временной администрации содержаться в статье 183.5 закона о банкротстве, а особенности назначения временной администрации для КПК содержатся в статье 189.3 Закона о банкротстве. В соответствии с общими положениями, контролирующий орган финансовой организации, а именно — Банк России, уполномочен назначить временную администрацию в случаях, если во-первых им выявлено, что руководство организации неоднократно в течении месяца отказывается удовлетворить требований кредиторов по денежным обязательствам или не исполняет обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше десяти рабочих дней со дня наступления даты исполнения, и при этом не уведомляет об их наличии сам контролирующий орган; во-вторых, если им, в ходе выездной проверки, назначаемой по результатам анализа плана по восстановлению платежеспособности, выявлена необходимость назначения временной администрации для реализации такого плана. В случае с КПК, на основании ст. 73 Закона «О Банке России», совершать выездные проверки уполномочен ЦБ РФ. Порядок для Центробанка содержится в Инструкции Банка России от 15.01.2020 N 202-И «О порядке проведения Банком России проверок поднадзорных лиц» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2020 N 58159). Еще одним общим основанием для назначения временной администрации служит не исполнение или ненадлежащее исполнение организацией плана восстановления ее платежеспособности. В данном случае стоит упомянуть, что временная администрация не признается органом финансовой организации-должника, даже если его замещает, т. к. является самостоятельным субъектом отношений, и подконтрольна только Банку России. Поэтому, в случае нарушения его действиями прав КПК, управление последней имеет право оспаривать ее действия как в органах ЦБ РФ, так и в арбитражном суде. Причем п.6 ст.183.6 Закона о банкротстве закрепляет индивидуальную ответственность руководителя временной администрации при причинении вреда финансовой организации-должнику и его кредиторам.

К особым основаниям законодатель относит случаи, когда либо Банком России, либо СРО выявляется хотя бы одно из дополнительных оснований к применению мер по предупреждению банкротства кредитного кооператива (п. 1 ст. 189.2 Закона о банкротстве) при условии, что кооператив не уведомил их о наличии таких оснований. К особенностям порядка назначения временной администрации для КПК можно отнести, во-первых требование мотивировки решения о ее назначении; во-вторых, обязательность присутствия в ее составе членов саморегулируемой организации, членом которой является кооператив. Порядок назначения временной администрации КПК Банком России регулируется Указанием Банка России от 12 января 2015 г. N 3531-У «О временной администрации кредитного потребительского кооператива» и содержит требования о:

1) порядке направления саморегулируемой организацией кредитных кооперативов в Банк России ходатайства о назначении временной администрации кредитного кооператива

2) порядке назначения временной администрации кредитного кооператива по ходатайству саморегулируемой организации кредитных кооперативов

3) порядке принятия Банком России решения о приостановлении полномочий органов управления кредитного кооператива

4) порядке взаимодействия временной администрации, Банка России и представителей Банка России при осуществлении своих полномочий, формы контроля за временной администрацией, осуществляемого Банком России и его представителями

5) порядке принятия Банком России решения об освобождении руководителя временной администрации от исполнения возложенных на него обязанностей

Говоря о решении контролирующего органа о назначении временной администрации, стоит обратить внимание на Указание Банка России от 18 декабря 2018 г. N 5015-У «О порядке выбора Банком России кандидатуры руководителя временной администрации финансовой организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственным пенсионным фондом, не осуществляющим деятельность по обязательному пенсионному страхованию, клиринговой организацией, организатором торговли, кредитным потребительским кооперативом, микрофинансовой организацией, и ее членов, порядке утверждения Банком России состава временной администрации такой финансовой организации, порядке и основаниях изменения ее состава» [9], которое регламентирует порядок выбора кандидатур не только в руководители, но и в члены временной администрации, а также форму взаимодействия СРО арбитражных управляющих и финансовых организаций, которые, в свою очередь, предоставляют такие кандидатуры. Список саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, из числа членов которых должен утверждаться руководитель временной администрации КПК должен публиковаться на официальном сайте Банка России. Состав временной администрации финансовой организации должен быть утвержден Председателем Банка России (первым заместителем Председателя Банка России) путем подписания приказа Банка России о таком назначении в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения Банком России уведомления СРО арбитражных управляющих. Принятое решение подлежит опубликованию и размещению на официальном сайте контрольного органа в сети «Интернет» (как и решение о продлении срока ее деятельности). Сообщение должно содержать идентификационные данные кооператив; наименование контрольного органа, принявшего решение о назначении временной администрации финансовой организации, дату принятия такого решения и срок, на который эта временная администрация назначена; основания назначения временной администрации финансовой организации; сведения об ограничении или о приостановлении полномочий исполнительных органов финансовой организации; идентификационные данные руководителя временной администрации. Информация о саморегулируемой организации, членом которой является руководитель временной администрации финансовой организации, в случаях, когда назначен арбитражный управляющий также подлежит опубликованию. Примером сообщения, содержащими информацию о назначении Центробанком временной администрации и о прекращении ее деятельности, могут служить решения в отношении КПК «Касса взаимного кредита» [21]. Так, ЦБ РФ заявляет, что в связи с достижением целей временной администрации кредитного потребительского кооператива «Касса Взаимного Кредита» и решением поставленных задач Банк России 27 ноября 2017 года принял решение о прекращении деятельности временной администрации кредитного потребительского кооператива «Касса Взаимного Кредита». Решение контролирующего органа о назначении временной администрации финансовой организации, в том числе решение об ограничении или о приостановлении полномочий исполнительных органов финансовой организации, может быть обжаловано финансовой организацией в суд или арбитражный суд. Обжалование решения контрольного органа о назначении временной администрации финансовой организации не приостанавливает деятельность временной администрации финансовой организации. В случае возникновения оснований, указанных в акте, ЦБ РФ имеет право вносить изменения в состав временной администрации. В соответствии с п. 2.3. Указа № 5015 изменение состава временной администрации финансовой организации осуществляется Банком России на основании:

— заявления руководителя временной администрации об освобождении члена временной администрации от исполнения возложенных на него обязанностей;

— заявления члена временной администрации об освобождении его от исполнения возложенных на него обязанностей;

— заявления саморегулируемой организации в сфере финансового рынка об освобождении члена временной администрации, назначенного по представлению этой саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, от исполнения возложенных на него обязанностей;

— заявления руководителя временной администрации или саморегулируемой организации в сфере финансового рынка о представлении кандидатур членов временной администрации, выразивших согласие быть назначенными членами временной администрации, в отношении которых представлены сведения, подтверждающие отсутствие в отношении них обстоятельств, препятствующих их назначению (содержаться в пункте 7 статьи 183.6 Федерального закона «О банкротстве»).

Изменение состава временной администрации финансовой организации также должно быть утверждено Председателем Банка России (первым заместителем Председателя Банка России) путем подписания соответствующего приказа.

В свою очередь, временная администрация, в соответствии с главой 3 Указания 3531-У, может подать в контролирующий орган ходатайство о приостановлении полномочий органов управления кредитного кооператива. Решение о приостановлении полномочий органов управления кредитного кооператива также принимается Комитетом и размещается в сети «Интернет» не позднее трех рабочих дней со дня его принятия. Комитетом принимается и решение Банка России об освобождении руководителя временной администрации кредитного кооператива на основании ходатайства об освобождении руководителя временной администрации.

Особый интерес представляет порядок взаимодействия временной администрации, Банка России и представителей Банка России. В соответствии с п. 4.1. акта, контроль за деятельностью временной администрации кредитного кооператива осуществляется Банком России и его представителями. Ими осуществляются проверка и утверждение представленного временной администрацией кредитного кооператива заключения о финансовом состоянии кредитного кооператива, проверка отчетов временной администрации кредитного кооператива о проведенных мероприятиях в рамках исполнения плана восстановления платежеспособности кредитного кооператива, анализ информации, представленной временной администрацией кредитного кооператива при выполнении возложенных на нее функций. Также, в определённых случаях осуществляется направление представителя Банка России для участия в работе временной администрации кредитного кооператива. Для обеспечения участия представителей Банка России в общих собраниях членов (пайщиков) и заседаниях иных органов управления кредитного кооператива руководитель временной администрации обязан за три дня известить их о месте, времени и форме проведения такого собрания. В обязанности представителя входит выявление фактов в деятельности администрации, требующих незамедлительных надзорных действий, о которых он сообщает в ЦБ РФ.

В целом, взаимодействие временной администрации и ЦБ РФ, в том числе его представителями заключается в направлении запросов к администрации со стороны Банка России и направления отчетов и иной информации о своей деятельности со стороны администрации. Данные органы обязаны согласовывать все действия, касающиеся направляемых администрацией в правоохранительные органы обращений о привлечении к ответственности исполнительного органа кредитного кооператива.

Важную роль временная администрация играет в случаях, когда в отношении КПК принимается решение о его ликвидации. В данном случае контролирующая функция администрации распространяется на деятельность ликвидационной комиссии. Их взаимодействие регулирует Положение Банка России от 10 декабря 2015 г. N 516-П «О порядке осуществления временной администрацией кредитного потребительского кооператива контроля за деятельностью ликвидационной комиссии в случае принятия решения о ликвидации кредитного потребительского кооператива в период деятельности временной администрации» [7]. В соответствии с ним временная администрация КПК осуществляет контроль за деятельностью ликвидационной комиссии, в том числе принимаемыми ею решениями и соблюдением установленного порядка процедуры и сроков ликвидации, непрерывно со дня назначения такой комиссии и до внесения записи о ликвидации КПК в Единый государственный реестр юридических лиц либо до прекращения деятельности самой временной администрации на основании положений ст. 183.14 закона «О банкротстве». По итогу проведения контрольных мероприятий временная администрация составляет подробное досье о деятельности ликвидационной комиссии и направляет его Банку России.

Таким образом, Банк России является важнейшим органом, осуществляющим контроль как за КПК непосредственно, так и за иными контролирующими органами — саморегулируемыми организациями, и назначаемыми им временными администрациями. Уникальность взаимодействия этих органов заключается в том, что в полномочия ЦБ РФ входит не только принятие важных решений на основании отчетов саморегулируемых организаций и временных администраций, но и создание нормативно-паровой базы и рекомендаций по порядку их деятельности. Как отмечается в годовых отчетах Банка России, принимаются активные меры по развитию законодательства, его адаптированию к постоянно изменяющимся условиям финансового рынка, а также производится работа по улучшению системы контроля за деятельностью КПК, саморегулируемых организаций КПК, временных администраций и иных поднадзорных органов. Особое внимание Банк России отдает совершенствованию процедурам, применяемым для предупреждения банкротства КПК и защиты подверженных рискам пайщиков.

Стоит отметить положительный эффект, связанный с деятельностью саморегулируемых организаций КПК. Выступая в роли промежуточного контролирующего органа, собирающего в единую группу множество мелких экономических субъектов, они разгружают Банк России, своевременно выявляя и разрешая множество мелких проблем, и оставляя вышестоящему органу действительно сложные вопросы. Идентичную роль, но в специфических ситуациях играет временная администрация. Назначаемая Центральным Банком, она, отличие от СРО, имеет четкую цель и ведет постоянное наблюдение за происходящими в КПК изменениями, о которых периодически отчитывается.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) // Российская газета. № 101. 07.05.2014 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 212
  2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ // «Российская газета» N 209–210. 02.11.2002 г. // Собрании законодательства РФ. N 43 ст. 4190
  3. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N 315-ФЗ // «Российская газета». N 273. 06.12.2007 г. // Собрании законодательства РФ. N 49. ст. 6076
  4. ФЗ О СРО КПК
  5. Федеральный закон «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 N 190-ФЗ // «Российская газета». N 136. 24.07.2009 г. // Собрании законодательства РФ. N 29. ст. 3627
  6. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ // «Российская газета». N 127. 13.07.2002 г.
  7. Положение Банка России от 10 декабря 2015 г. N 516-П «О порядке осуществления временной администрацией кредитного потребительского кооператива контроля за деятельностью ликвидационной комиссии в случае принятия решения о ликвидации кредитного потребительского кооператива в период деятельности временной администрации» // «Вестник Банка России» от 16 июня 2016 г. N 56
  8. Указание Банка России от 12 января 2015 г. N 3531-У «О временной администрации кредитного потребительского кооператива» // «Вестнике Банка России». N 21. 12.03.2015 г.
  9. Указание Банка России от 18 декабря 2018 г. N 5015-У «О порядке выбора Банком России кандидатуры руководителя временной администрации финансовой организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственным пенсионным фондом, не осуществляющим деятельность по обязательному пенсионному страхованию, клиринговой организацией, организатором торговли, кредитным потребительским кооперативом, микрофинансовой организацией, и ее членов, порядке утверждения Банком России состава временной администрации такой финансовой организации, порядке и основаниях изменения ее состава» // «Вестник Банка России» от 26 февраля 2019 г. N 13
  10. Указание Банка России от 29 декабря 2014 г. N 3520-У «О порядке подачи Банком России заявления о признании кредитного потребительского кооператива банкротом по ходатайству саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов» // «Вестник Банка России» от 12 марта 2015 г. N 21
  11. Указание Банка России от 04.04.2019 N 5116-У (ред. от 09.09.2021) «О требованиях к мерам (включая размеры штрафов), применяемым саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные потребительские кооперативы (сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы), в отношении своих членов» // Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2019 N 56300 // Электронный доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_336590/
  12. Указание Банка России от 28 декабря 2015 г. № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов» // Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 февраля 2016 г. Регистрационный № 41025
  13. Инструкция Банка России от 15.01.2020 N 202-И «О порядке проведения Банком России проверок поднадзорных лиц» // Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2020 N 58159 // Электронный доступ: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73857121/
  14. «Информационное письмо о взаимодействии саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка с Банком России» от 02.12.2021 ИН-015–44/92 // [Электронный доступ https://cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/5753]
  15. Иванова С. П., Земляков Д. Н., Баранников А. Л. Несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц: учебное пособие. М.: Юстиция, 2018.// Электронный доступ: http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/ivanova_sp_zemlyakov_dn_barannikov_al_nesostoyatelnost_bankrotstvo_yuridicheskih_i_fizicheskih_lic_uchebnoe_posobie/ © КонсультантПлюс, 1992–2022
  16. Добрыднев Сергей Иванович, Добрыднева Тамара Сергеевна Банкротство кредитного кооператива как системная ошибка // Алтайский вестник Финуниверситета. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bankrotstvo-kreditnogo-kooperativa-kak-sistemnaya-oshibka (дата обращения: 08.01.2022).
  17. Годовой отчет Банка России за 2015 год. — Текст: электронный // ЦБ РФ: [https://cbr.ru/Collection/Collection/File/7798/ar_2015.pdf]. — URL: (дата обращения: 21.02.2022).
  18. Годовой отчет Банка России за 2020 год Текст: электронный // ЦБ РФ: [https://cbr.ru/Collection/Collection/File/32268/ar_2020.pdf]. — URL: (дата обращения: 21.02.2022).
  19. «ИНФОГРАФИКА. Тенденции банкротств КПК» // Журнал «Вопросы Кредитной Кооперации» // Электронный доступ: http://vkk-journal.ru/infografika-tendenczii-bankrotstv-kpk/
  20. Информация о выдаче кредитному потребительскому кооперативу предписания о запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов//URL: https://cbr.ru/rbr/rbr_fr/doc/?id=27085
  21. Решения Банка России в отношении: кредитный потребительский кооператив «Касса взаимного кредита»/ Электронный доступ: https://cbr.ru/finorg/foinfo/rbr/?id=12909464
Основные термины (генерируются автоматически): временная администрация, Банк России, кредитный кооператив, саморегулируемая организация, финансовая организация, ЦБ РФ, кредитный потребительский кооператив, кредитная кооперация, кооператив, финансовый рынок.


Похожие статьи

Проблемы и пути решения правового регулирования предпринимательской деятельности

В данной статье автор предоставляет материалы своих научных исследований о проблемах, возникающих в кредитных отношениях, и пути их решения. В условиях рыночной экономики субъекты малого и среднего предпринимательства остро ощущают нехватку дополните...

Привлечение ломбардов к судебной ответственности

В последнее время, в связи с обострившейся экономической ситуацией в стране, среди населения существенно возрос спрос на использование краткосрочных займов, предоставляемых различными финансовыми учреждениями. Одним из учреждений такого типа являются...

Особенности правосубъектности арбитражного управляющего как участника трудовых отношений в рамках конкурсного производства

В статье на основе проведенного исследования приводятся подходы для решения вопроса, связанного с проблемой практической реализации правовой деятельности арбитражного управляющего в области регулирования трудовых отношений, возникающих между юридичес...

Отдельные аспекты введения процедуры финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства

В статье автором рассматриваются особенности процедуры банкротства — финансового оздоровления — крестьянского (фермерского) хозяйства, которая применяется для восстановления платежеспособности должника. Данная тема является актуальной прежде всего по...

Процедуры банкротства экономического субъекта согласно требованиям законодательства Российской Федерации

Развитие экономики направлено на усиление конкурентной борьбы между ее участниками, многие из которых допускают в своей деятельности ряд организационных ошибок. У предприятий снижается эффективность управления денежными потоками, что приводит к несво...

Гражданско-правовая ответственность единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью

Актуальность темы обусловлена тем, что в связи с реформированием гражданского законодательства о правовой форме юридических лиц, правовом статусе единоличных и коллегиальных органов управления, критериях ответственности за виновные действия и действи...

Признание недействительности трудового договора в процедурах банкротства

В статье исследуются основные пути к разрешению проблем участия работников в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) согласно законодательству Российской федерации. При этом основной акцент сделан с позиции защиты прав работников и к...

Проблемы процедуры банкротства кредитных организаций

В данной статье отражен ряд проблем процедуры банкротства кредитных организаций; охарактеризована практика ЦБ РФ в отношении банков-банкротов, определены условия признания судом преступных деяний банков; определено с чем связана коллизия при регулиро...

Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации. Необходимость особого пр...

Правовое регулирование финансового контроля государственных компаний (на примере государственной компании «Российские автомобильные дороги»)

Научная статья посвящена исследованию и анализу роли финансового контроля как инструмента воздействия государства на деятельность государственных компаний. Автор акцентирует свое внимание на рассмотрении положений, связанных с осуществлением финансов...

Похожие статьи

Проблемы и пути решения правового регулирования предпринимательской деятельности

В данной статье автор предоставляет материалы своих научных исследований о проблемах, возникающих в кредитных отношениях, и пути их решения. В условиях рыночной экономики субъекты малого и среднего предпринимательства остро ощущают нехватку дополните...

Привлечение ломбардов к судебной ответственности

В последнее время, в связи с обострившейся экономической ситуацией в стране, среди населения существенно возрос спрос на использование краткосрочных займов, предоставляемых различными финансовыми учреждениями. Одним из учреждений такого типа являются...

Особенности правосубъектности арбитражного управляющего как участника трудовых отношений в рамках конкурсного производства

В статье на основе проведенного исследования приводятся подходы для решения вопроса, связанного с проблемой практической реализации правовой деятельности арбитражного управляющего в области регулирования трудовых отношений, возникающих между юридичес...

Отдельные аспекты введения процедуры финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства

В статье автором рассматриваются особенности процедуры банкротства — финансового оздоровления — крестьянского (фермерского) хозяйства, которая применяется для восстановления платежеспособности должника. Данная тема является актуальной прежде всего по...

Процедуры банкротства экономического субъекта согласно требованиям законодательства Российской Федерации

Развитие экономики направлено на усиление конкурентной борьбы между ее участниками, многие из которых допускают в своей деятельности ряд организационных ошибок. У предприятий снижается эффективность управления денежными потоками, что приводит к несво...

Гражданско-правовая ответственность единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью

Актуальность темы обусловлена тем, что в связи с реформированием гражданского законодательства о правовой форме юридических лиц, правовом статусе единоличных и коллегиальных органов управления, критериях ответственности за виновные действия и действи...

Признание недействительности трудового договора в процедурах банкротства

В статье исследуются основные пути к разрешению проблем участия работников в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) согласно законодательству Российской федерации. При этом основной акцент сделан с позиции защиты прав работников и к...

Проблемы процедуры банкротства кредитных организаций

В данной статье отражен ряд проблем процедуры банкротства кредитных организаций; охарактеризована практика ЦБ РФ в отношении банков-банкротов, определены условия признания судом преступных деяний банков; определено с чем связана коллизия при регулиро...

Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации. Необходимость особого пр...

Правовое регулирование финансового контроля государственных компаний (на примере государственной компании «Российские автомобильные дороги»)

Научная статья посвящена исследованию и анализу роли финансового контроля как инструмента воздействия государства на деятельность государственных компаний. Автор акцентирует свое внимание на рассмотрении положений, связанных с осуществлением финансов...

Задать вопрос