В статье рассматривается и описывается значение стратегии развития бизнеса в качестве одного из основных инструментов управления организацией, а также все, что связано с построением стратегии: ключевые этапы, способы и инструменты анализа, важные компоненты. Анализируются и выявляются актуальные проблемы, связанные с отсутствием четкой и эффективной стратегии развития. Проведен сравнительный анализ стратегий развития неправительственных организаций в мире, СНГ и Казахстане. На основе полученных результатов проведенного исследования представлены ключевые выводы, касающиеся основных принципов, на которые стоит опираться при составлении стратегии развития бизнеса.
Ключевые слова: стратегия, развитие, управление, менеджмент, инструменты развития, планирование.
The article discusses and describes the importance of a business development strategy as one of the main tools for managing an organization. Moreover, there is everything related to building a strategy: key stages, methods and tools of analysis, important components. Actual problems are analyzed and identified. Those problems are associated with the lack of a clear and effective development strategy. A comparative analysis of the development strategies of non-governmental organizations is carried out. There are non-governmental organizations in the world, the CIS and Kazakhstan. Based on the results of the study, key conclusions are presented. There are the basic principles that should be relied.
Keywords: strategy, development, management, management, development tools, planning.
Современные условия требуют от организаций особой устойчивости. Стабильность работы зависит от намеченных планов и настроенных механизмов управления. Любая компания сталкивается с такими проблемами как: кризис, нестабильная ситуация на рынке, конкуренция, текучесть кадров. Профилактическими мерами тяжелых ситуаций может являться заранее проясненные шаги развития компании. Теория и практика менеджмента для этого предлагает различные методы и технологии управления организацией таким образом, чтобы компания обрела устойчивость и стабильность. При этом, современные реалии ужесточают условия жизнедеятельности бизнеса. Поэтому следует опираться не только на новые технологии, но и на проверенные и фундаментальные. К таким относится написание и реализация стратегии развития бизнеса. Отсутствие формализованной стратегии организации и регулярной деятельности компании тормозит развитие любой организации, препятствует созданию финансовой устойчивости и самостоятельности.
Развитие бизнеса — это процесс, который подразумевает открытие возможностей, способствующих росту организации. Стратегия развития — это план, согласно которому организация намерена действовать в течение определенного времени для увеличения прибыли, расширения и улучшения процессов. Согласно Ф. Котлеру, стратегия предприятия основывается на постановке целей и выработке соответствующих мер по их достижению [1]. Тем не менее, в науке имеют место быть различные трактовки данного понятия. Например, И. Ансофф говорит о том, что стратегия является скорее программой (стратегическим планом) действий, которая определяет приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели [2]. Д. Аакер считает, что система организационно-экономических мер по достижению долгосрочных целей предприятия это и есть стратегия [3]. О. С. Виханский сформулировал определение стратегии как генеральное направление деятельности предприятия, обеспечивающее согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников [4]. Наиболее простое пояснение термина у Б. Карлоффа — исследование будущего, анализ возможных сценариев развития предприятия [5]. Обширное значение стратегии можно встретить у Дж.Траута, который говорит о том, что стратегия представляет собой систему способов управления деятельностью предприятия [6].
В таблице 1 рассмотрены компоненты или темы, которые обязательно должна затронуть стратегия развития бизнеса. Данные компоненты имеют под собой особое значение. Так как стратегия составляется для того, чтобы эффективно управлять организацией, то она должна включать в себя все основные стороны менеджмента. Это и финансовая сторона, и управленческая. Чем более обширная стратегия, тем более амбициозны планы и конкретнее задачи в ней. Со стратегией должны ознакомится не только руководители, но и каждый сотрудник организации. Это один из важнейших корпоративных документов. Именно поэтому язык написания стратегии должен быть деловым и наиболее понятным. Успешность организации зависит от точной стратегии.
Таблица 1
Компоненты стратегии развития
Компонент |
Характер влияния |
Миссия |
Миссия организации представляет собой духовно важную задачу перед обществом. Например, нести красоту в мир или очищать природу от загрязнений, способствовать развитию производственной промышленности в стране. Миссия нужна для того, чтобы мотивационная сторона компании также имела влияние на работу и общий настрой сотрудников. |
Основное направление |
Необходимо определиться, какое направление организации является основным. И вокруг него формулировать тактику развития. |
Инструменты достижения целей |
Стратегия развития останется просто текстом без ее реализации. Реализация стратегии — это отдельный важный процесс, который определяет успешность компании. Поэтому необходимо выделить наиболее эффективные инструменты по достижению намеченных целей. |
Позиционирование |
Позиционирование компании является важным инструментом влияния на внешнюю политику организации. А также имеет влияние на конкурентоспособность. Конкурентоспособность — это главный показатель востребованности компании. |
Порядок действий при кризисе |
План действий при нестабильных, негативных внешних и внутренних условиях это гарантия того, что организация сохранит свою жизнеспособность в изменяющихся условиях. Важно учесть заранее все риски. |
Социальная сторона |
Важно позаботиться о сотрудниках, учесть мотивационную составляющую. Также продумать план расширения клиентов, способы привлечения и лояльности. |
Финансовая сторона |
Финансовые планы должны быть реальными и при этом амбициозными. Финансовая сторона стратегии имеет большое влияние на успешность и реализацию бизнеса. |
Примечание: составлено автором на основании источников [7,8] |
|
Как обобщение представленной информации, автором составлена схема функций стратегии развития (рис. 1).
Рис. 1. Классификация функций стратегии развития бизнеса
Примечание: разработано автором
Доходная функция подразумевает то, что стратегия так или иначе способствует продажам. Мотивационная — увеличивает мотивацию сотрудников, воодушевляет и настраивает на успех, создает уверенность в завтрашнем дне. Защитная функция заключается в том, что стратегия оберегает компанию от различных угроз, снижает ущерб и вероятность различных рисков. Функция планирования подразумевает за собой важность целеполагания и видения будущих шагов. Управленческая означает влияние стратегии на менеджмент в целом.
Интересным представляется исследование стратегий развития неправительственных организаций в мире, СНГ и Казахстане. Международный опыт обогащает и позволяет расширить возможности развития организации. Сравнивая и сопоставляя плюсы и минусы различных стратегий, можно сделать основные рабочие принципы, которые позволят улучшить алгоритм и методику написания эффективной стратегии. Учась на примере других, удается избежать лишних ошибок, приумножить свой опыт ведения и управления.
Стратегии развития международных неправительственных организаций. Составлен список 100 лучших неправительственных организаций мира по версии журнала The Global Journal [9]. Это организации из разных сфер: от науки до благотворительности. В пятерку лучших относятся: Wikimedia Foundation (Соединённые Штаты Америки, сфера свобода информации); Partners in Health (Соединённые Штаты Америки, здравоохранение); Oxfam (Великобритания, общественное развитие, гуманитарная помощь); BRAC (Бангладеш, сокращение бедности, микрофинансирование); International Rescue Committee (Соединённые Штаты Америки, проблемы беженцев). Ознакомиться с некоторыми стратегиями можно на официальном сайте организации. Особенность мировых организаций и их стратегий заключается в том, что данный документ охватывает обширную сферу влияния организации на внешний рынок. Это, во многом, объясняется, спецификой сферы деятельности организации. Большое значение уделяется миссии. Стратегии разрабатываются на большой промежуток времени от 5 до 15 лет.
Примеры неправительственных организаций в России: Российский Союз Молодежи (массовые, культурные, спортивные, досуговых мероприятия и конкурсы, занятость); ПК «Гардемарины» (клуб для занятий с детьми); Обновление (помощь многодетным семьям в Красноярске); Культурно-Социальное Общественное Движение «Народное Братство» (досуговые мероприятия, просвещение) и т. д. Проанализировав способы взаимодействия неправительственных организаций с государством и международными организациями, можно заметить, что форматы имеются разные. Это несколько базовых форм: сотрудничество, делегирование прав на оказание социальных услуг и так далее.
Особенность российских неправительственных организаций в том, что они достаточно успешно создают партнерские союзы с государствами и бизнесом, их функции пересекаются. Также можно увидеть связь данных организаций с гражданским обществом России. Проблематика становления и развития гражданского общества в Российской Федерации всегда была предметом острых дискуссий. Яркой чертой современного развития НПО в России является последовательное возрастание их количества, что связано с увеличением назревших проблем в различных сферах жизни страны и всего мирового сообщества. Анализ ряда исследований по проблеме гражданских институтов в России говорит о том, что в России отсутствует «гражданское общество» в западном понимании этого термина. То есть, уникальность российской ситуации формирования институтов гражданского общества заключается в их тесной связи и зависимости от государства. В то время как на Западе гражданскими объединениями считаются структуры, которые полностью независимы от государства. Отличие стратегий развития российских неправительственных организаций заключается в более легком прочтении, нежели у мировых организаций. Это касается как языка написания, так и основных компонентов, которые затрагивает стратегия. Как правило, в стратегиях уделяется особое внимание финансовой стороне и миссии. План на случай кризисных ситуаций обычно составляется как отдельный документ. Период стратегии имеет непродолжительный период. Например, это 1–3 года.
К неправительственным организациям в Казахстане относятся: Некоммерческое партнерство «Зеленый клуб» (сфера экология); Общественное объединение «Жасыл Ел» (экология); ОФ «Жана Алатау» (экология); Общественный фонд «Жомарт-Айтеке би» (социальная сфера); ОФ «Жайдарлы жастар» (поддержка молодежи); ОФ «Умбетей» (историческое наследие); Общественное объединение «Дакия» (укрепление единства) и так далее. Проанализировав список организаций, можно проследить тот факт, что направления деятельности различны. Зарегистрированные НПО успешно функционируют в следующих сферах: наука и образование; спорт и физкультура; здравоохранение; экология; молодежная политика; демография; гендерная тематика; оказание помощи социально уязвимым слоям населения; трудоустройство; защита прав и свобод; искусство и культура; охрана историко-культурного наследия; укрепление общественного согласия и национального единства; информация; контроль качества оказания госуслуг и т. д. Особенностью стратегий является то, что стратегии представляют собой план развития на ближайший год или три года. Редко 5–10 и более лет. Возможно, это связано с нестабильной экономической и международной ситуацией в современном мире. Преимуществом стратегий является продуманный план действий во время кризисных ситуаций. Часть стратегий выполнены с использованием SWOT-анализа.
Отдельным примером некоммерческой организации в Казахстане следует привести ОО «Жан». Этот пример интересен отсутствием формализованной стратегии организации и регулярной деятельности компании. ОО «Жан» работает, по большей части, на достижение краткосрочных результатов. Как правило, это цели на 1 год, являющиеся в основном целями в рамках социальных проектов. По завершению проектов и прекращению финансирования спонсорами проектов, главной задачей организации становится поиск конкурсов на получение грантов, затем цикл повторяется. Отсутствует видение долгосрочных целей, и то, какой организация должна быть спустя 2, 3 и более лет.
Первой причиной такого положения дел является отсутствие собственного коммерческого направления, достаточно устойчивого, стабильно приносящего прибыль, которой можно было бы оплачивать труд работников и вкладывать её в развитие. Из неё вытекает вторая причина: зависимость от ЦЗН города Алматы, покрывающих большую часть заработных плат сотрудников через государственные программы занятости.
Отсутствие формализованной стратегии организации и регулярной деятельности компании тормозит развитие данной организации, препятствует созданию финансовой устойчивости и самостоятельности. ОО «Жан» является НПО (неправительственная организация), деятельность которой по большей части никак не представлена на арене рыночных отношений. За период существования с 2001 по 2021 год, организация осуществила более 30 проектов, среди которых 100 % проекты социального сектора, направленные на решение/смягчение социальных проблем. Например, проект по обучению цифровым навыкам подростков с инвалидностью по зрению. Цель проекта: 120 подростков с инвалидностью по зрению в городе Алматы от 10 до 22 лет умеют использовать ноутбуки, смартфоны на базе различных операционных систем. Услуги по преподаванию детям оказываются на бесплатной основе, затратная часть покрывается за счёт грантовых денежных средств от спонсора проекта. Очевидно, что без спонсорской поддержки, ОО «Жан» не сможет продолжать проект, как и функционировать на своём текущем уровне.
В истории организации не было ни одного бизнес проекта. Команда ОО «Жан» не имеет опыта в сфере бизнеса. Это и порождает зависимость от государственных программ поддержки занятости населения и спонсорской помощи.
Периодически, в мире и в стране, возникают ситуации неопределённости со стороны государственной поддержки или фондов, финансирующих социальные проекты. К примеру, в 2020 году во время пандемии COVID — 19 и суровых карантинных мер, вопрос о прекращении существования многих НПО в городе Алматы. ОО «Жан» в частности стоял первым на повестке дня. Но благодаря государственным субсидиям, худшего сценария не случилось. Однако, субсидий могло и не быть. То есть, ОО «Жан» переживший 2020 год, является результатом счастливого стечения обстоятельств, но сама организация никак на это не влияла. То есть, при наличии коммерческого ответвления деятельности, опыта в бизнесе, была бы возможность подстраиваться под условия рынка или как-то иначе управлять доступными ресурсами самостоятельно в сложившихся условиях. Из этого следует вывод, что стратегия развития является необходимым инструментом управления компанией.
Проанализировав стратегии развития НПО в мире, СНГ и Казахстана, можно сделать следующие выводы. Основные способы разработки стратегии бизнеса основываются на анализе внутренней и наружной среды организации. Это связано с тем, что возможности предприятия определяют рыночные обстоятельства экономики. От них зависит путь становления и развития компании. Главные ресурсы компании — это люди. В стратегиях уделяется особое внимание грамотному распределению ресурсов, полномочий, обязанностей. Это невозможно без делегирования. Плюс ко всему, время является также ценным ресурсом. Поэтому важны четко заданные сроки. Сроки задают необходимые рамки, которые позволяют мобилизовать все силы организации. Стратегия развития обеспечивает конкурентоспособность. Стратегия развития представляет собой необходимый план действий и является эффективным инструментом управления организацией.
Литература:
- Котлер, Ф. Маркетинг, менеджмент. Пер. с англ. — Спб.: Питер-ком, 2000. — 752 с.
- Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия. Пер. с англ. — Спб.: Питер, 1999. — 416 с.
- Аакер, Д. А. Бизнес — стратегия. От изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных решений. Пер. с англ. — М.: ЭКСМО, 2007. — 464 с.
- Виханский, О. С. Стратегическое управление: учебник [для студ. высш. уч. зав.]. -М.: Гардарика, 2002. — 296 с.
- Карлофф, Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы — М.: Экономика, 1991. — 239 с. 58
- Траут, Дж. Траут о стратегии. Рынок ошибок не прощает. Пер. с англ. — Спб.: Питер, 2007. — 176 с.
- Наумов А. О. Введение в теорию и практику деятельности международных неправительственных организаций. М., 2008.
- Жемчугов А. М., Жемчугов М. К. Развитие организации // Проблемы экономики и менеджмента. Ижевск, 2016. № 11 (63). С. 3–29.
- Рейтинг 100 лучших неправительственных организаций мира / Гуманитарный портал: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2022. URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-top-100-best-ngos