Учет влияния возрастных особенностей на поведение людей на пожаре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 01.04.2022

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Минина, А. Д. Учет влияния возрастных особенностей на поведение людей на пожаре / А. Д. Минина, Ю. В. Калегина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 302-307. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89891/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье авторы обосновывают необходимость дифференциации содержания и форм подготовки людей к корректному поведению на пожаре по возрастному критерию. Предложены психолого-педагогические основания отбора содержания и форм подготовки, полезные сотрудникам противопожарных служб в методической, просветительской и пропагандистской деятельности.

Ключевые слова: возрастные особенности образования человека, противопожарная просветительская деятельность, противопожарная пропаганда, возрастные особенности поведения.

Поведение человека, особенности его ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображение и речи, а также основания и способы принятия решений имеют не только природой определенные основы, но и во многом формируются под влиянием социума, культурно-образовательной среды. Процесс формирования продолжается всю жизнь человека и имеет на каждом возрастном этапе свои характерные черты, особенно выраженно проявляющиеся в чрезвычайных ситуациях, например, на пожаре.

Поэтому и подготовка населения к корректному поведению на пожаре и управление поведением людей на пожаре не может не учитывать их возрастных особенностей. Учет возрастных особенностей человека должен носить психолого-педагогическую направленность и быть отражен и в содержании, и в формах подготовки человека к поведению на пожаре.

У представленной проблемы есть практические предпосылки. В ежегодном сборнике МЧС России «Статистика пожаров и их последствий» представлена следующая гистограмма за 5 лет, которая показывает, что количество людей, погибших на пожарах, каждый год примерно одинаковое. Для математической точности количество погибших взято на один миллион человек каждой возрастной группы. Распределение людей, погибших на пожарах в 2016–2020 гг. по возрастным группам, позволило получить зависимость, представленную на рис. 1.

Распределение людей, погибших на пожарах в 2016–2020 гг. по возрастным группам

Рис. 1. Распределение людей, погибших на пожарах в 2016–2020 гг. по возрастным группам

Анализ представленных данных свидетельствует о том, что большинство погибших при пожарах являются представителями возрастных групп от 41 до 60 лет (34 %) и старше 60 лет (38,1 %). Поэтому особое внимание в области подготовки населения к действиям на пожаре следует уделить этим возрастным группам.

МЧС России проводит государственную политику в области пожарной безопасности в соответствии с [1]. Элементом этой политики является подготовка населения к корректным действиям на пожаре, основной формой которой признана противопожарная пропаганда. Противопожарная пропаганда на протяжении многих лет является приоритетным направлением политики государства в области пожарной безопасности. Формы противопожарной пропаганды постоянно обновляются и совершенствуются. Практика иллюстрирует экспертную оценку эффективности разных форм пропаганды в соответствии с возрастом аудитории. Основные формы описаны и представлены в таблице 1 [2].

Таблица 1

Распределение форм противопожарной пропаганды в различных возрастных аудиториях

Форма противопожарной пропаганды

Описание

Для какой возрастной группы наиболее эффективна

Обучающие теле- и радиопередачи, в том числе с участием работников пожарной охраны

Транслируется на большие группы населения. Обладает высокой информативностью.

От 41 до 60 лет,

старше 60 лет

Публикации в газетах и журналах, плакаты, буклеты

Обладает максимальной наглядностью и достоверностью информации, но имеет высокую стоимость

От 41 до 60 лет,

старше 60 лет

Просмотр фильмов на противопожарную тематику

Вызывает эмоции, заставляет задуматься. Однако занимает большое количество времени

Старше 65 лет

Лекции, индивидуальные беседы

Устная речь способна более четко, с помощью интонации, жестов и голоса донести до населения необходимый материал, имеет обратную связь.

От 16 до 19 лет,

от 20 до 40 лет,

от 41 до 60 лет

Экскурсии в пожарные подразделения и показ пожарной техники, тематические выставки

Обладает хорошей наглядностью, но имеет сложность в организации экскурсии

От 7 до 13 лет,

от 14 до 15 лет,

от 16 до 19 лет

Противопожарная реклама

Охватывает большую аудиторию, поэтому отсутствует индивидуальный подход

Старше 60 лет

Рассмотрев существующие формы противопожарной пропаганды, а также статистику по пожарам и их последствиям в РФ, можно сказать, что существующие на сегодняшний день методы профилактических мероприятий не в полной мере охватывают вопрос корректного обучения мерам пожарной безопасности. Не существует универсальной формы пропаганды, которая подходила бы для всех возрастов. Важно их совершенствовать с учётом системного подхода, культуры пожаробезопасного поведения населения; улучшать и создавать новые методы формирования поведения граждан на пожаре, учитывая особенности возрастных групп. Для обеспечения наиболее эффективной пропаганды важно и нужно понимать суть проводимой пожарно-профилактической работы; уметь на практике применять формы, методы и средства; пользоваться информационными и обучающими материалами в нужном объеме с учетом возрастных особенностей различных слоев населения.

Поэтому целесообразно использовать и другие образовательные формы коррекции поведения человека на пожаре: подготовка, просветительская работа. Следует, также, изучить потенциал не традиционных образовательных форм влияния на поведение человека на пожаре: обучающие теле- и радиопередачи, публикации, индивидуальные беседы и реклама, эффективные для возрастных групп, подверженных наибольшему риску на пожаре (от 41 до 60 лет, старше 60 лет). Необходим как ориентир для практиков-методистов, адаптированный к разному возрасту, актуальный качественный учебно-методический материал, который можно было бы распространять на широкие группы населения.

Современная психолого-педагогическая наука, также, как и практика, способна предоставить нам теоретические предпосылки для выбора содержания подготовки человека к безопасному поведению на пожаре: в их основе лежит возрастная периодизация. Вообще выделение общих закономерностей в развитии человека называется периодизацией психического развития и берет начало со времен античности. Одной из первых примеров периодизаций развития является классификация Пифагора. Создание возрастной периодизации, имеющей научное обоснование, началось к началу XX века. Однако эти классификации делают предметом своих интересов лишь ранний период жизни человека. Примером последних может служить возрастная периодизация 1965 г., принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации.

К началу XXI столетия число периодизаций исчислялось несколькими десятками. Среди них есть как возрастные классификации, построенные на основе изучения жизненного пути человека, исходя из места работы в нашей жизни на том или ином ее жизненном отрезке, так и международные нормативные классификации. В работах современных авторов, например, в фундаментальной монографии Г. Крайга и Д. Бокума преобладает комплексный подход, с позиции которого развитие предстает как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, психологических [3]. В настоящее время существует множество различных концепций возрастной периодизации, основанных на различных признаках. Признаки выделяются как психологические, так и физиологически, и все же большинство концепций возрастной периодизации выделяют примерно одни и те же жизненные циклы человека. Каждому этапу соответствует своя степень физиологического и психического развития человека, диапазон желаний, предпочтительные формы деятельности и особенности поведения. Периодизация Г. Крайга сочетает в себе несколько признаков развития, поэтому взяв её за основу, мы совместили ее с возрастными возможностями человека совершать необходимые действия на пожаре и представили в таблице 2.

В возрастной периодизации Г. Крайга выделяются следующие этапы, описанные в и представленные в таблице 2.

Таблица 2

Возрастные этапы периодизации по Г. Крайгу

Возрастной этап

Описание этапа психологом

Действия на пожаре

Младенческий возраст — от рождения до 2 лет

Формируется способность распознавать лица, соблюдение распорядка дня, речь. Дети успокаиваются, слыша привычные звуки, колыбельные. Рефлексы заменяются произвольными действиями. Возраст, когда дети начинают свободно ходить, различается в зависимости от индивидуального развития и социокультурных факторов. Ребенок с доверием относится к миру, без тревоги и гнева.

Ребенок зависим от матери и не способен сам совершать какие-либо осознанные действия. Может почувствовать страх и панику матери, наблюдая за ней.

Раннее детство — от 2 до 6 лет

Приобретается способность формировать настоящие лингвистически грамотные понятия. Возникает способность реально оценивать свои силы. Происходит обобщение опыта, овладение речью в той мере, в какой это необходимо для выражения своих эмоций, мыслей, чувств и потребностей. Рассуждения становятся логическими.

своих мыслей, потребностей и чувств. Бурное развитие головного мозг приводит к расширению когнитивных возможностей ребенка и совершенствованию грубой (бег, прыжки, метание предметов) и мелкой (письмо, пользование вилкой и ложкой) моторики. Игра используется для того, чтобы больше узнать о физическом окружении, освоить символическое представление и расширить социальные знания.

Отсутствует защитная психологическая реакция на пожарную опасность, которая свойственна взрослым.

Не знает, что нужно делать во время пожара, чтобы уцелеть.

Прячутся под кровать, в шкаф, в укромные углы комнат, не пытаются бежать и тогда, когда двери не закрыты.

В своих разнообразных играх повторяют поступки и действия взрослых, имитируют их труд.

Хотят немедленно все узнать и испытать самостоятельно. Интересуются яркими и запоминающимися явлениями, такими как огонь.

Стремятся к самостоятельности, когда остаются одни.

Среднее детство — от 6 до 12 лет

Воспитывается трудолюбие, необходимость получения новых знаний и умений. Это время испытания ребенком своих сил для решения сложных задач, которые возникают как

следствие взаимодействия с окружающей средой. Улучшаются двигательные способности, появляется самостоятельность. Начинается профессиональная идентификация, ощущение связи с представителями определенных профессий. Дети хорошо справляются с задачами на узнавание и плохо — с задачами на воспроизведение по памяти.

Избегают ответственности на пожаре.

Чувствуют тревогу, изоляцию и опустошенность.

Остро переживают неумелость, невыгодное положение среди сверстников.

Боятся сделать что-то неправильно, поэтому часто повторяют действия других людей.

Подростковый и юношеский возраст — от 12 до 19 лет

Происходит быстрое развитие навыков, способностей, процессов мышления, рост сознания, воображения, суждений и интуиции. Накапливаются знания, которые ставят ряд вопросов и проблем. Когнитивное развитие характеризуется абстрактным мышлением и использованием метапознания. Эти процессы оказывают влияние на границы и содержание памяти, способы решения проблем, особенности мышления в социальном контексте, принятия нравственных решений. Подростки считают свои чувства и эмоции уникальными, и поэтому поглощены ими.

Они думают, что с ними не может случиться ничего плохого и что они будут жить вечно.

Используют конфликт и агрессию как средство независимости от родителей.

Пытаются доказать, что способны на многое и совершают необдуманные действия на пожаре. Испытывают тревогу, когда не могут принять решения.

Социальные изменения, культурные потребности могут поддерживать, развивать или разрушать устоявшиеся модели поведения, заложенные в подростковом возрасте. Существует необходимость в принятии решений и преодолении трудностей, исходя из повседневной жизни. Отличительная черта зрелости  способность реагировать на изменения и адаптироваться к новым условиям жизни. Почти все аспекты физического развития достигают своего пика.

Снижение физических навыков и способностей более заметно в критических ситуациях и в других экстремальных ситуациях, требующих максимальной концентрации сил.

Спешат организовать эвакуацию.

Часто переоценивают свои возможности и совершают поступки, способные навредить не только им, но и окружающим.

Средняя взрослость — от 40 до 60 лет

Представление человека о своем среднем возрасте может быть определено экономическими условиями жизни, социальным статусом и особенностями того времени, в которое

ему довелось жить. Люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. Теперь при принятии решений учитываются не только собственные интересы, но и интересы супруга, детей, коллег, общества в целом. Снижение физических возможностей, остроты зрения и слуха.

Принимают на себя полную ответственность за то, что происходит на пожаре.

Начинают самостоятельно тушить пожар, оповещают окружающих и звонят в пожарную охрану.

Поздняя взрослость — старше 60 лет

Прекращение активной производительной и общественной деятельности; снижение физических сил и возможностей, утрата многих психологических способностей; прекращение родительской функции. Старение сопровождается снижением эффективной работы сенсорной и других систем организма. Проявляется паническая реакция на опасность.

Уязвимы на пожаре.

Начинают паниковать и не совершают действий, ведущих к их спасению.

Рассмотрев особенности поведения возрастных групп, необходимо выработать индивидуальный подход к каждой из них в коррекции поведения на пожаре. На кафедре БЖД Южно-Уральского государственного университета в рамках научно-исследовательской работы студентов были разработаны с учетом представленных практических и теоретических предпосылок рекомендации для сотрудников противопожарных служб, задействованных в образовании населения в сфере безопасного поведения на пожаре [4].

Во-первых, организация работы с детьми дошкольного возраста, требует:

  1. Учитывать их психологические и физические особенности: они быстро утомляются и переключают внимание, у них сильная впечатлительность, активность и склонность к подражанию;
  2. Отбирать содержание образования, направленного на усвоение элементарных правил, связанных с возможной угрозой пожара, отбирать содержание неспособное шокировать ребенка, так как чрезмерное преувеличение в изображении пожара может негативно воздействовать на детскую психику, травмировать ее.
  3. Повышать качество художественного оформления наглядных образовательных средств для того, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми.
  4. Проводить образовательную деятельность систематически, разнообразить её формы и методы, повышая интерес детей к пожарной безопасности.
  5. Вовлекать родителей в активное участие подготовки детей к безопасному поведению на пожаре. Только при их участии противопожарная образовательная деятельность дает положительные результаты.

Во-вторых, организация работы с учащимися общеобразовательных учреждений требует:

  1. От учителей быть ориентированными на изучение, исследование эмоционального состояния обучающихся при наличии опасности.
  2. Использовать потенциал школьных психологов в диагностике и коррекции поведения детей с учетом их возрастных особенностей при возникновении опасности и в формировании у них конструктивного отношения в условиях пожарной опасности и чрезвычайных ситуациях.
  3. Совершенствования программ обучения предмету ОБЖ и выделения большего времени, направленного на изучение вопросов пожарной безопасности и действиям на пожаре в базисном учебном плане.
  4. Информировать родителей о необходимости проведения систематических бесед с детьми о пожарной безопасности дома, о поведении в случае пожара дома.
  5. Наглядную агитацию делать яркой, интересной, но призывающей действовать по правилам и не совершать «героических» действий.

В-третьих, организуя работу с молодыми и взрослыми людьми от 20 до 40 лет, необходимо:

  1. Разработать и доступно изложить рекомендации по организации эвакуации окружающих людей.
  2. Применять фрагментарность и краткость подачи информации, поскольку люди указанного возраста предпочитают воспринимать информацию короткими фрагментами.
  3. Использовать короткие видеоролики.

В-четвертых, организация работы с людьми от 40 до 60 лет требует:

  1. Объяснять, как правильно тушить пожар, не подвергая себя опасности.
  2. Обучать безопасному использованию домашнего печного, газового, электрооборудования.
  3. Проводить регулярные обучающие теле- и радиопередачи по вопросам пожаробезопасного поведения, индивидуальные беседы.
  4. Делать акцент на экономической целесообразности соблюдения правил пожарной безопасности.
  5. Обучать корректным способам подготовки и проведения эвакуации детей и стариков.
  6. Разрушать негативно-пассивное отношение к проблемам пожарной безопасности задачу: и массово, и точечно воздействовать на сознание через убеждение.

В-пятых, организуя работу с людьми старше 60 лет, необходимо:

  1. При проведении противопожарной пропаганды применять упрощенное изложение, крупный шрифт, материалы в виде памяток.
  2. Проводить беседы в домашних условиях на противопожарную тематику сотрудниками МЧС.
  3. Организовывать просмотр фильмов на противопожарную тематику.
  4. Проводить организационные мероприятия, исключающие образование паники.

Таким образом, действия людей разного возраста на пожаре значительно отличаются, и система противопожарной подготовки населения должна быть дифференцирована в зависимости от возраста. Каждая из групп людей имеет свою мотивацию в отношении мерам обучения пожарной безопасности и свои особенности поведения. При разработке методов обучения корректному поведению людей не следует сводить все рекомендации к единому шаблону, поскольку существуют группы людей, различающиеся по возрасту и особенностям поведения.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // СПС Консультант Плюс [электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/ (дата обращения 22.03.2022)
  2. Ратникова О. Д. Противопожарная пропаганда: учебное пособие для обучающихся в образовательных организациях высшего образования МЧС России. — М.: ВНИИПО, 2017. — 414 с.
  3. Крайг Г. Психология развития. — М.: Питер, 2008. — 940 с.
  4. Калегина, Ю. В. Методическое обеспечение подготовки по вопросам безопасности: социальный и профессиональный аспекты: учебное пособие / Ю. В. Калегина. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2021. — 135 с.
Основные термины (генерируются автоматически): пожар, пожарная безопасность, противопожарная пропаганда, возрастная периодизация, действие, особенность поведения, ребенок, безопасное поведение, организация работы, противопожарная тематика.


Ключевые слова

возрастные особенности образования человека, противопожарная просветительская деятельность, противопожарная пропаганда, возрастные особенности поведения

Похожие статьи

Методы подготовки слабослышащих людей к корректному поведению при пожаре

В статье авторы обосновывают необходимость просвещения слабослышащих людей в сфере пожарной безопасности. Предложены методы подготовки людей с нарушением слуха к корректному поведению при пожаре, полезные сотрудникам противопожарных служб в методичес...

Факторы, влияющие на боевую готовность военнослужащего при выполнении служебных и боевых задач

В условиях современного общевойскового боя определяется значительная важность психологической подготовки и ее влияние на все стороны служебно-боевой деятельности военнослужащих. В статье рассмотрены задачи, решаемые военной психологией. Выделены усл...

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков

В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, методической литературы в области основного общего образования с целью обоснования ведущей роли школы в профилактике информационной зависимости детей и подростков посредством изучения ими курса «Осно...

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...

Педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности при изучении курса безопасности жизнедеятельности

В статье анализируются педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности и выявляются важные аспекты — рекомендации для организации уроков по курсу.

Оценка эффективности лабораторных и практических методов обучения для формирования навыков безопасного поведения при химических авариях у учащихся общеобразовательной школы

Формирование навыков безопасного поведения при химических авариях учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения лабораторных и практических методов в процесс обучения.

Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В статье изложена проблема профилактического воздействия на причины и сущность агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрен субъективный подход к данной деятельности и опыт работы дошкольного образовательного учреждения.

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...

Похожие статьи

Методы подготовки слабослышащих людей к корректному поведению при пожаре

В статье авторы обосновывают необходимость просвещения слабослышащих людей в сфере пожарной безопасности. Предложены методы подготовки людей с нарушением слуха к корректному поведению при пожаре, полезные сотрудникам противопожарных служб в методичес...

Факторы, влияющие на боевую готовность военнослужащего при выполнении служебных и боевых задач

В условиях современного общевойскового боя определяется значительная важность психологической подготовки и ее влияние на все стороны служебно-боевой деятельности военнослужащих. В статье рассмотрены задачи, решаемые военной психологией. Выделены усл...

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков

В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, методической литературы в области основного общего образования с целью обоснования ведущей роли школы в профилактике информационной зависимости детей и подростков посредством изучения ими курса «Осно...

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...

Педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности при изучении курса безопасности жизнедеятельности

В статье анализируются педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности и выявляются важные аспекты — рекомендации для организации уроков по курсу.

Оценка эффективности лабораторных и практических методов обучения для формирования навыков безопасного поведения при химических авариях у учащихся общеобразовательной школы

Формирование навыков безопасного поведения при химических авариях учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения лабораторных и практических методов в процесс обучения.

Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В статье изложена проблема профилактического воздействия на причины и сущность агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрен субъективный подход к данной деятельности и опыт работы дошкольного образовательного учреждения.

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...

Задать вопрос