Интеграция трудовых мигрантов в культуру безопасности Российской Федерации как научно-практическая проблема. Исследование проблемы базируется на комплексном подходе, включающем нормативный, теоретический и практический аспекты интеграции трудовых мигрантов в культуру безопасности Российской Федерации. Автором выявлены предпосылки обострения проблемы и намечены пути их нивелирования.
Ключевые слова: интеграция трудовых мигрантов, трудовые мигранты, проблема интеграции мигрантов, мигранты
Миграционная политика во всем мире является сложным и многоуровневым процессом, направленным на эффективное использование мер по поддержанию баланса рабочей силы, регулярный анализ проблем миграции, осуществление контроля за выполнением принятых договоренностей, а также реализацию важных мероприятий по культурной интеграции трудовых мигрантов.
Миграционная политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей. Политика должна проводиться в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т. д.). Политика не сводится только к системам мер, хотя еще не так давно к ней относили лишь совокупность мероприятий, регулирующих данный процесс [1].
За последние несколько лет мобильность граждан выросла во всем мире, это напрямую связано с международной политикой разных государств. Ежегодный прирост трудовых мигрантов в России в среднем достигает ста тысяч человек. Несмотря на социально-политический, эпидемиологический кризисы, приток прибывающих граждан в Россию не прекратился. Всего, по данным Росстата, в 2020 году в страну прибыло около 455 тысяч человек. Отметим структуру миграционной мобильности:
– 40 % иностранных граждан приезжают в Россию в трудовых целях;
– 39 % граждан посещают страну в особых целях (на короткое время пребывания находят работу в России).
Более 97 % иностранных граждан, принятых в гражданство Российской Федерации, являются выходцами из государств — участников СНГ (636 тыс.). Основные потоки трудовых мигрантов в Россию образуют такие страны как:
– Узбекистан — 42 %.
– Таджикистан — 16 %;
– Украина — 11 %;
– Киргизия, Молдова и другие составляют не менее 10 %.
Среди других иностранных граждан, принятых в гражданство Российской Федерации, большинство составляют выходцы из Китая, Грузии, Афганистана, Турции, Вьетнама и Сирии [6].
Анализ структуры именно трудовых мигрантов РФ позволяет представить ее следующим образом:
– строительство — 32 %;
– услуги — 17 %;
– обрабатывающая промышленность — 11 %;
– торговля — 9 %;
– сельское хозяйство — 7 %;
– транспорт и связь — 5 % [2].
Концептуально миграционная политика РФ направлена на восполнение трудовыми мигрантами на рынке труда позиций, не востребованных гражданами страны по разным причинам, среди которых:
– опасность условий трудовой деятельности
– физическая тяжесть исполнения трудовых функций;
– малооплачиваемые, непрестижные сектора экономики, требующие исполнения трудовых функции низкой или средней квалификации (для России это преимущественно сфере услуг, например, розничная торговля);
– сезонная работа, подверженная сильным колебаниям в востребованности рабочей силы (в период сезонного пика востребована рабочая сила для «бессистемной, неквалифицированной» работы, не представляющей интерес для местных жителей);
– трудовые функции технического обслуживания в частной зоне;
– деятельность в теневом и криминальном секторах экономики [6].
Вышеприведенная структура распределения занятости мигрантов в целом характерна ежегодной ситуации в России. Характерной для трудовой миграции в нашей стране являются и культурные различия трудовых мигрантов между собой и местным населением, что исследователями позиционируется как проблема их интеграции в культурную среду РФ.
Федеральная служба государственной статистики ФНИСЦ РАН представила в отчете за 2005–2014 годы социальный портрет трудового мигранта:
– 36 % — 20–30 лет
– 29 % — 30–40 лет
– 20 % — 40–60 лет
– Остальные — лица от 18–20 и 60+.
Из представленной возрастной структуры:
– 48 % — имеют среднее общее образование,
– 24 % — средне-специальное,
– 19 % — высшее образование,
– 3 % — неполное среднее общее,
– 6 %– начальное профессиональное [5].
Сопоставление структуры распределения мигрантов по секторам экономики, причины свободы в них рабочих мест, а также уровень травматизма именно в секторах, заполненных рабочей силой трудовых мигрантов позволяет говорить о правомерности предположения о низком уровне культуры безопасности трудовых мигрантов, обусловленном образовательным уровнем и необходимости поиска путей его повышения.
Для подтверждения выдвинутого предположения необходимы статистические данные по травматизму и жертвам в разных секторах экономики страны с указанием принадлежности пострадавшего к категории трудового мигранта. Однако, такого учета в публичной печати нами не обнаружено. Приходится признать, что сбор и обработка корректных статистических данных для изучения путей интеграции трудовых мигрантов в культуру безопасности РФ одним из важнейших направлений в статистической деятельности, тем более, что трудовая миграция имеет и другие скрытые аспекты, и, постепенно, без их изучения может стать одним из самых трудно учитываемых социально-экономических явлений.
Важным источником информации о проблемах интеграции трудовых мигрантов в культуру безопасности России могут стать административные данные, получаемые в рамках деятельности миграционных служб, органов внутренних дел, учебных центров предприятий, союзов работодателей и общественных организаций, занимающихся вопросами миграции.
Целесообразно утверждать, что фактором, усугубляющим проблему, является низкий уровень административной и культурно-образовательной работы по социальной адаптации трудовых мигрантов в России. Почти половина трудовых мигрантов, прибывающих в Российскую Федерацию, не имеют контактов с местным населением. Анализ исследований показывает, что трудовые мигранты часто выступают в роли замкнутого сообщества, противостоящего принимающему обществу [5, 7]. Закрытость сообщества трудовых мигрантов влияет и на характер взаимодействия внутри этого сообщества. Анализ научных публикаций в области социологической науки позволяет ограничить перечень ведущих причин, вызывающими проблему замкнутости и сложности интеграции
– в языковом барьере между приезжими и местным населением;
– в низком уровне культуры безопасности и образования прибывающих мигрантов;
– в этнокультурных и конфессиональных особенностях приезжих и принимающей стороны [2, 4, 7].
Однако, все исследователи склоняются к выводу о том, что следствием проблемы является виктимность трудовых мигрантов, ограничивающая их интеграцию в российскую культуру безопасности, снижающая социально-экономический эффект от трудовой миграции. Устранение этих причин могло бы помочь решить главную проблему: интеграцию трудовых мигрантов в культуру безопасности в России.
Одновременно, следует помнить, что трудовая миграция, как перемещение иностранцев в принимающую страну с целью временного трудоустройства — это источник пополнения трудовых ресурсов, а не постоянное население страны. Однако в случае России трудовые миграции имеют постоянную тенденцию трансформироваться в общую миграцию населения, поскольку многие трудовые мигранты легально натурализуются и де-факто остаются в России (легально и нелегально) на постоянное место жительства. Это также актуализирует проблему интеграции трудовых мигрантов в культуру безопасности РФ и указывает пути ее решения: нормативное и образовательное сопровождение трудовой миграции в аспекте повышения уровня их культуры безопасности до приемлемого. При решении проблемы следует учитывать разницу в развитии системы образования, культуры безопасности, нормативного обеспечения трудовой деятельности в странах-донорах трудовых мигрантов.
Состояние проблемы в практической плоскости позволяет констатировать: работодатели нанимают трудовых мигрантов на отечественные предприятия без подтверждающих документов об уровне, продолжительности и содержании их профессионального образования (базового или дополнительного). Поэтому определить уровень развития культуры безопасности иностранных работников не представляется возможным. Одновременно, статистические источники иллюстрируют проблему низкой культуры безопасности у трудовых мигрантов, как в части исполнения ими трудовых функций, отсутствие их требований к работодателю в обеспечении безопасных условий труда, так и несоблюдение культурных норм взаимодействия, требований пожарной безопасности в социальной жизни [3].
Для решения поставленной проблемы повышения уровня культуры безопасности трудовых мигрантов сложились предпосылки, прежде всего, нормативно-регламентирующего характера. До 2020 года законодательство Российской Федерации не содержало отдельного законодательного акта, регулирующего положение и права трудящихся-мигрантов. Однако, в настоящее время для нивелирования проблемы интеграции трудовых мигрантов в культуру безопасности России есть предпосылки в нормативно-регламентирующем поле, в части правового обеспечения трудовой деятельности, а также в части образовательного аспекта.
Своевременным является Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (документ вступил в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.). Документ был разработан на основании статьи 20 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В документе регламентируется организация, периодичность, форма (инструктаж), методическая обеспеченность (специальные программы), содержание (в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации) обучения трудовых мигрантов мерам, прежде всего пожарной безопасности, а также установлена ответственность руководителя организации за обучающие мероприятия. Такая предпосылка перспективны для обобщения с исключительно пожарной безопасности на всю сферу безопасности как профессиональной, так и социальной жизни трудового мигранта в России.
В связи с недавним выходом документа важным вопросом является разработка соответствующего, актуального методического обеспечения подготовки трудящихся-мигрантов к безопасному выполнению трудовой деятельности с учетом исходного уровня культуры безопасности трудящихся-мигрантов [4]. Такая задача могла бы быть решена силами методистов учебных центров организаций, академическим и научно-педагогическим сообществом. Очевидно, что решение проблемы методического обеспечения интеграции трудящихся-мигрантов в культуру безопасности в организации ее нельзя рассматривать отдельно от более общей проблемы их интеграции в культуру безопасности страны.
Литература:
- Рыбаковский А. Демографический понятийный словарь. Центр социального прогнозирования. М 2003. С. 170–173.
- Лайкам К. Э. и др. Труд и занятость в России. 2021. Стат.сб./Росстат Т78 M., 2021. С. 16–108.
- Полехин П. В., Чебуханов М. А., Козлов А. А. и др./ Под общей редакцией Д. М. Гордиенко. — М.: ВНИИПО, Пожары и пожарная безопасность в 2020 году: Cтатистический сборник, 2021. — С. 12–15.
- Калегина Ю. В. Методическое обеспечение подготовки по вопросам безопасности: социальный и профессиональный аспекты: учебное пособие. — Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2021. С 135.
- Федеральная служба государственной статистики ФНИСЦ РАН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fnisc.ru/ (дата обращения 22.03. 2022)
- Статистические сведения по миграционной ситуации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/29153018/(дата обращения 22.03. 2022).
- Рындина А. Р. Специальное образование для трудовых мигрантов как фактор их социально-правовой адаптации. Миграционное право, 2009. № 3. С. 22–25.