В статье рассмотрена роль ДПС ГИБДД в обеспечении безопасности дорожного движения. Раскрыто организационное построение ДПС, описаны основные функции службы.
Ключевые слова: Министерство внутренних дел РФ, дорожно-патрульная служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения, полиция, дорожное движение.
Ключевые задачи по обеспечению безопасности дорожного движения возложены на Министерство внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699, данное ведомство в сфере безопасности дорожного движения осуществляет общее руководство деятельностью подразделений, осуществляющих контроль и надзор в сфере безопасности дорожного движения [1].
К функциям МВД РФ относится формирование государственной политики в сфере безопасности дорожного движения, организация порядка осуществления контрольных и надзорных функций в сфере безопасности дорожного движения.
Непосредственно функции общего руководства контрольной и надзорной деятельностью осуществляет Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения. Оно представляет собой самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД России, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения безопасности дорожного движения [2].
В сфере совершенствование государственного контроля и надзора в сфере безопасности дорожного движения Главное управление выполняет следующие функции:
– организация и осуществление в пределах компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения;
– ведение учета показателей деятельности ГИБДД, ведение информационных баз данных;
– руководство внедрением информационных технологий в деятельности ГИБДД.
Следующий уровень управления ГИБДД представлен территориальными органами внутренних дел, включающий в себя подразделениями по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по республикам, главным управлениям, управлениям МВД России по иным субъектам Российской Федерации. Они являются самостоятельными структурными подразделениями министерств и руководят деятельностью подчиненных им специализированных и иных подразделений ГИБДД.
Управления ГИБДД в субъектах Федерации согласно Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации для организации управления в сфере надзора и контроля за безопасностью дорожного движения выполняет следующие функции:
– организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях.
– участвует в охране общественного порядка;
– организует работу информационных баз данных по линии ГИБДД [3].
Низовым уровнем ГИБДД являются подразделения в районах, городах, округах и районах городов. Юридически они являются самостоятельными структурными подразделениями соответствующих ОВД (района, города и т. п.). Руководители этих подразделений назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих УМВД по согласованию с руководителями УГИБДД региона. Руководители подразделений ГИБДД являются по должности главными государственными инспекторами по безопасности дорожного движения районов, городов, округов и районов в городах. Структура и штатная численность подразделений ГИБДД устанавливается по предложению руководителя подразделения ГИБДД по согласованию с руководителем УГИБДД района.
Организационное построение районного (городского) подразделения ГИБДД предполагает работу нескольких служб, выполняющих функции надзора и контроля. Одной из них является дорожно-патрульная служба ГИБДД.
ГИБДД как орган контроля и надзора за безопасностью дорожного движения была создана в 3 июля 1936 года на основании «Положения о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР». В этот период времени к полномочиям милиционеров относился надзор за порядком движения транспорта, пешеходов и техническим состоянием дорог и мостов. В обязанности постовым милиционерам вменялось поддержание на улицах свободного и безопасного движения [4].
Организационно д орожно-патрульная служба (ДПС) является структурным подразделением ГИБДД, которая осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.
Строевые подразделения ДПС ГИБДД МВД делятся на полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области безопасности дорожного движения, проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также группы.
Функционально строевые подразделения ДПС ГИБДД делятся на следующие группы:
1) обеспечивающие безопасность дорожного движения на федеральных трассах, региональных трассах с интенсивным дорожным движением. В их задачи входит обеспечение контроля и надзора на дорогах федерального и местного значения, участвуют в регулировании дорожного движения в зонах с высокой аварийностью, участвуют в специальных мероприятиях, связанных с регулированием дорожного движения
2) группы оперативного реагирования принимают участие в ликвидации аварийных ситуаций, участвуют в регулировании дорожного движения в период проведения массовых мероприятий, участвуют в проведении мероприятий, где необходимо регулирование дорожного движения;
3) Группы по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения, участвующие в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в период проезда кортежей специального назначения [5].
Функции строевых подразделений ДПС состоят в следующем:
– осуществление действий, направленных на регулирование дорожного движения, защита прав и интересов участников дорожного движения;
– осуществление контрольных мероприятий в сфере безопасности дорожного движения, с правом выявления административных правонарушений и составления протоколов об административных правонарушениях;
– оперативное реагирование на факты совершения административных правонарушений, выполнение действий по фиксированию фактов ДТП, организация оказания помощи пострадавшим в авариях;
– участие в действиях по выявлению правонарушителей, допустивших преступления и правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, совершивших угоны транспортных средств;
– осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств специального назначения;
– выявление недостатков работы дорожных служб, выявления недостатков дорожного полотна, освещения и др.;
– участие в осуществлении контроля над соблюдением водителями транспортных средств и юридическими лицами правил перевозки различных грузов и пассажиров автомобильным транспортом [6].
Таким образом, ГИБДД, являясь самостоятельным подразделением МВД РФ, призвана осуществлять административный надзор за дорожным движением.Дорожно-патрульная служба как п одразделение Госавтоинспекции МВД осуществляют специальные контрольные, надзорные полномочия в сфере безопасности дорожного движения. Административно-правовой статус ДПС ГИБДД обусловлен ее принадлежностью к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять надзорные мероприятия.
Литература:
- Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел РФ и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 52 (Часть V). Ст. 7614.
- Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 678 «Об утверждении Положения о Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/(дата обращения: 3.02.2022).
- Калюжный Ю. Н. Содержание государственного управления деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2019. № 1. С. 54.
- Белокуров В. П., Кораблев Р. А., Трофимов Ю. И., Лихачев Д. В. История государственной инспекции безопасности дорожного движения. Воронеж, 2015. С. 100.
- Бакулина И. П., Петренко Ш. Ш. Особенности деятельности органов государственного управления в обеспечении безопасности дорожного движения // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в российской федерации». 2017. С. 39.
- Головко В. В., Бекетов О. И., Майоров В. И. Реформирование контрольно-надзорных функций государственной инспекции безопасности дорожного движения: история и перспективы // Научный вестник Омской академии МВД России. 2016. № 2 (61). С. 42.