Особенности развития активного словаря у детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 01.04.2022

Статья просмотрена: 2647 раз

Библиографическое описание:

Гришкина, Н. В. Особенности развития активного словаря у детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Гришкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89900/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье раскрывается сущность понятия «активный словарь» с точки зрения разных авторов, рассмотрены особенности развития активного словаря у детей среднего дошкольного возраста. Описаны методы и приемы развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: развитие, активный словарь, средний дошкольный возраст, особенности.

The article reveals the essence of the concept of «active vocabulary» from the point of view of different authors, the features of the development of an active vocabulary in children of middle preschool age are considered. The methods and techniques of developing an active vocabulary of children of middle preschool age in a preschool educational institution are described.

Keyword: development, active vocabulary, average preschool age, features.

В настоящее время процесс формирования и развития словаря в условиях ДОУ является одним из важных направлений речевого развития дошкольников. Этот вопрос привлекает к себе внимание различных отечественных и зарубежных авторов на протяжении многих лет, и не теряет своей актуальности и на сегодняшний день.

Процесс формирования активного словаря у дошкольников является одной из основных задач в системе работы по обучению родному языку в детском саду. Основу активного словаря составляют слова, которые говорящий понимает и употребляет. Благодаря активному словарю, можно определить богатство и культуру речи индивида. У любого человека активный словарь преобладает над пассивным словарем.

На сегодняшний день большинство детей имеет низкий уровень развития словаря, у них наблюдаются тенденции ухудшения уровня речевого развития детей, включая скудность их активного словаря. Основными причинами данного явления являются наследственность, врожденные патологии развития, несовершенство образовательной системы, а также недостаточность компетентности педагогов по вопросам речевого развития дошкольников. Актуальность заключается в том, что обогащение и активизация словаря детей среднего дошкольного возраста является длительным процессом количественного накопления слов, освоения их социально-закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения. И именно от качества работы педагогов дошкольного учреждения зависит уровень развития активного словаря детей.

Сущность понятия «активный словарь» раскрывается с точки зрения разных авторов.

Так, В. В. Гербова отмечает: «активный словарь является частью лексического и фразеологического состава языка, которая употребляется в данный период в той или иной речевой сфере» [4].

Г. Н. Бавыкина, считает: «активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях может входить ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка» [2].

М. М. Алексеева и Б. И. Яшина, указывают на то, что активный словарь ребенка совершенствуется в ходе речевого общения с окружающими людьми и с окружающим миром [1].

Процесс развития активного словаря приводит к:

– накоплению и уточнению представлений;

– формированию понятий;

– развитию содержательной стороны мышления [1].

Обогащение активного словарного — это необходимое условие, которое требуется для развития коммуникативных умений среднего дошкольника. Богатая и правильная речь позволяет дошкольнику легко высказывать свои мысли, дает возможность более полно познавать окружающую действительность, лучше и полноценнее строить отношения со сверстниками и взрослыми. Все эти условия способствуют активному психическому развитию ребенка. Бедность активного словаря приводит к затруднениям в общении, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Богатство активного словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития [2].

Средний дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями в развитии речи детей. В этом возрасте дети уже не только понимают просьбы взрослого, но и могут свободно разговаривать друг с другом. Ребенок среднего дошкольного возраста при нормальном речевом развитии должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

В среднем дошкольном возрасте происходит активное увеличение словаря, что позволяет ребенку более полно и правильно высказывать свое мнение, излагать свои мысли и т. д. Речь детей указанного возраста все больше наполняется прилагательными, наречиями, личными местоимениями и сложными предлогами.

О. С. Ушакова отмечает, что словарь детей среднего дошкольного возраста активно обогащается прилагательными и глаголами. Дети могут определять назначение предмета, функциональные признаки. Дети среднего дошкольного возраста начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова [6].

В результате специальной работы по ознакомлению со словом у ребенка формируется представление о том, что слово имеет смысловую и звуковую стороны [3].

Таким образом, у детей среднего дошкольного возраста при нормальном речевом развитии и благоприятных условиях воспитания, словарный запас очень быстро увеличивается. Дети правильно называют окружающие предметы и явления, словесно обозначают их качества и свойства, действия и функции. Они стараются активно пользоваться видовыми и родовыми понятиями посредством слов-обобщений. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и круга его общения. В тоже время у детей наблюдаются большие индивидуальные различия в представлениях и лексике.

Для развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения используются различные методы и приемы, которые объединены в две основные группы:

– методы накопления содержания детской речи;

– методы, которые направленны на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

К первой группе методов относятся:

– непосредственное ознакомление с окружающим миров и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

– опосредованное ознакомление с окружающим миром и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря. Ко второй группе методов относятся такие методы как:

– рассматривание игрушек;

– рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием;

– дидактические игры и упражнения.

Особой популярностью пользуются дидактические игры.

Дидактические игры — это игры обучающие, познавательные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

Дидактические игры — широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

– игры с предметами (игрушками, природным материалом);

– настольно-печатные;

– словесные игры [4].

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому на сегодняшний день дошкольная педагогика рассматривает развитие активного словаря у детей среднего дошкольного возраста как одну из важных задач развития речи. А развитие речи и активного словаря детей среднего дошкольного возраста, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, тем самым подтверждая приоритет в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Литература:

  1. Алексеева М. М. Методика развития речи дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 296 с.
  2. Бавыкина Г. Н. Методика развития активного словаря дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г. Н. Бавыкина. — Москва: Академия, 2016. — 256 с.
  3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 160 с.
  4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: методическое пособие. / В. В. Гербова. — Москва: Мозаика-Синтез, 2017. — 120 с.
  5. Зотова И. В. Особенности развития словаря дошкольников // Наука, техника и образование, 2017. — С. 77–80
  6. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника / О. С. Ушакова — М., 2018. — 254 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, активный словарь, ребенок среднего, игра, ребенок, активный словарь детей среднего, группа методов, слово, детский сад, дошкольная педагогика.


Похожие статьи

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Педагогические условия развития словаря младших дошкольников посредством использования дидактических игр

В статье рассматриваются основные педагогические условия развития словаря младших дошкольников посредством использования дидактических игр, рассматриваются какие именно игры, целесообразно использовать на разном педагогическом этапе.

Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку

В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста

В статье автор исследует роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста.

Педагогические условия формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

В статье изучаются проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста как основы формирования личности дошкольника. Актуальность проблемы обуславливается актуализацией в систематизации знаний о педагогических условиях формирования труд...

Похожие статьи

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Педагогические условия развития словаря младших дошкольников посредством использования дидактических игр

В статье рассматриваются основные педагогические условия развития словаря младших дошкольников посредством использования дидактических игр, рассматриваются какие именно игры, целесообразно использовать на разном педагогическом этапе.

Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку

В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста

В статье автор исследует роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста.

Педагогические условия формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

В статье изучаются проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста как основы формирования личности дошкольника. Актуальность проблемы обуславливается актуализацией в систематизации знаний о педагогических условиях формирования труд...

Задать вопрос