В статье рассматривается проблема развития самостоятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации, описываются возрастные особенности формирования самостоятельности детей в возрасте 2–7 лет.
Ключевые слова: инициативность, самостоятельность, игровая деятельность, дошкольный возраст.
Одной из актуальных проблем в системе образования становится развитие самостоятельности у дошкольников. Такие свойства как самостоятельность и инициативность играют важную роль в характере человека. Для дальнейшего формирования как личность, эти качества закладываются с детства.
Первые попытки проявления самостоятельности у маленького человека начинаются уже с того момента, как малыш начинает тянуться к яркой погремушке или пытаться всеми силами перевернуться или сесть. К концу дошкольного возраста самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью, присущей, однако, не всем детям. Родителям важно вовремя начать развивать в своем ребенке эту самую «самостоятельность», чтобы избежать в дальнейшем сложно исправимых последствий. Отсутствие самостоятельности или ее сведению к минимуму, может привести человека к невозможности самоопределения, деформации его личности, которое проявляется в пассивности, аморфности, обрастании ленью, так как самостоятельность можно отразить в тесной взаимосвязи с другими характеристиками, такими как: самосознание, самореализация, саморегуляция, самооценка, самоутверждение, самоуправление [1, с. 173-178].
Психологические исследования приводят к выводу о дошкольном возрасте как о благоприятном периоде для воспитания основ самостоятельности (А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн), разработки представителей передовой педагогической мысли в области изучения активности и самостоятельности дошкольников (К. Д. Ушинский, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, А. Л. Венгер); исследования о значении труда как одного из условий развития личности ребенка (П. П. Блонский, Н. К. Крупская. А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.).
Как указывал А. Н. Леонтьев, дошкольное детство является периодом «первоначального фактического складывания личности». Леонтьев А. Н. считает, что самостоятельность развивается в основных видах деятельности, свойственных для дошкольника, как познавательная и игровая деятельности, деятельность общения, элементарная трудовая деятельность. Поэтому в современных педагогических исследованиях на первый план выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый из обучаемых мог бы стать субъектом собственного развития находиться в поиске тех видов деятельного отношения к миру, в которых могут полнее всего, развиться как личность [2, с. 153–156].
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество, а также принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником образовательных отношений.
В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени [3, с. 17–23].
Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
Вторая ступень — ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, Мартисия не просто пришла покушать, когда позвала ее мама, но и пришла заранее, без просьбы мамы, чтобы помочь маме Любе накрыть на стол, так как они в детском саду помогают «нянечке» с этими обязанностями. Или еще пример, Егор с утра без требований своего папы, самостоятельно заправил свою постель.
На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
Самостоятельность в понимании ребенка, значит быть независимым, свободным от родителей человеком. Это важный этап в становлении личности. Начало формирования самостоятельности происходит еще в раннем возрасте. Например, дети 2–3 лет, уже умеют держать ложку, бегать, коммуницировать со сверстниками, но при этом для них важна поддержка и защита взрослых [4, с. 416].
Возраст от 2 до 4 лет называют «младшим дошкольным». К пяти-шести годам у ребенка начинают проявляться черты, свойственные старшему дошкольному возрасту: произвольность психических процессов, познавательная активность и самостоятельность. Эти черты в свою очередь оказывают благотворное влияние на поведение и психику детей в этом возрасте [5].
Развитие самостоятельности зависит от уровня сформированности эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам, так как самостоятельность формируется как нравственное качество, которое связано с воспитанием у детей способности управлять своим поведением проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата деятельности, его уровня мышления, которое отвечает за умение решать новые задачи, ориентироваться в новой ситуации, который влияет на сформированность уровня самостоятельности.
С целью определения уровня самостоятельности младших дошкольников в октябре 2021 г. было проведено эмпирическое исследование. В нашей работе используется анкета «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста» Кичапина Н. Д.
Перед началом учебного года были поставлены следующие задачи:
1) Закрепить потребность в чистоте и аккуратности;
2) Завершить работу по освоению предметов гигиены — полотенце, расчёска, носовой платок, одежда и осмысленному их использованию;
3) Завершить работу основных культурно-гигиенических процедур — подготовка к еде, ко сну.
Для этого была использована анкета Кичапиной Н. Д.
По анкете были опрошены родители и воспитатели. Вопросы были направлены на определение уровня выявления самостоятельной деятельности и инициативности. В конце анкеты прилагалась интересная информация по развитию этих качеств. По мнению Кичапиной Н. Д., такие короткие мини-лекции могут поспособствовать постепенному, но все-таки улучшению и развитию инициативности и самостоятельности у детей в условиях ДОУ.
Для обработки результатов использовалась программа Google Forms для составления форм и быстрого занесения ответов в специальную таблицу, а также социальных сетей, которые послужили средой для распространения анкет. Опрос проводился на протяжении 3-х дней. Количество участников опроса составило 27 человек.
В работе с детьми, в начале учебного года была составлена диагностическая карта по развитию самостоятельности у детей младшей группы.
По результатам исследования процент детей, которые обладают умением самостоятельно одеваться и раздеваться составляет 28 %.
Умением правильно пользоваться столовыми приборами — 25 %.
Навыком правильного умывания обладают — 20 % детей.
И всего лишь 10 % детей, которые проявляют инициативу и самостоятельно убирают игрушки после игры за собой.
Так как мы видим у дошкольников низкие показатели проявления по навыкам самообслуживания, то нами были разработаны методические рекомендации. Методические рекомендации предусматривали, для того, чтобы справится с поставленными задачами, было необходимо выполнить обязательные правило: единство требований со стороны воспитателя, а также помощника воспитателя. Особое значение имеет соблюдение режима и последовательность проведения бытовых процедур; одевание, еды и т. д., соответствующих данному возрасту. При разработке методических рекомендаций мы учитывали, что значительно большую часть времени и жизни дети проводят дома с семьей, и, следовательно, влияние семьи (родителей, братьев и сестер, дедушек и бабушек, других родственников) играет решающую роль для воспитания личности. При этом детский сад в жизни ребенка играет немаловажную роль. Доказательством этого служит исследование, проведенное через полгода. Анализ исследования показал, что произошло увеличение детей, которые приобрели самостоятельные навыки самообслуживания. Это стало возможным благодаря тому, что были созданы условия приобретения навыков самостоятельного обслуживания.
С группой детей, над данной проблемой, была произведена работа на протяжении шести месяцев. Увеличилось количество детей, которые приобрели «Умение правильно пользоваться столовыми приборами» с 25 % до 40 %.
Увеличилось количество детей, которые приобрели навыки самостоятельно умываться с 20 % до 42 %.
Увеличилось количество детей, которые приобрели умение самостоятельно одеваться и раздеваться с 28 % до 32 %.
Увеличилось количество детей, которые проявляют инициативу и самостоятельно убирают игрушки после игры за собой с 10 % до 28 %.
В заключении можно сказать, что младший дошкольный возраст является важным периодом для формирования самостоятельности в самообслуживании жизненно навыков и умений. Дети, которые не умеют завязывать шнурки и не владеют мелкой моторикой, могут иметь отставание в умственном развитии. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности.
Литература:
- Осницкий А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики/ А. К. Осницкий [Текст] // Москва-Нальчик. Изд. Центр «Эльфа», 2007.- № 12. — С.173-178
- Красникова, А. Н. Воспитание инициативы и самостоятельности детей / А. Н. Красникова, А. К. Князькина, К. М. Огонькова. В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. — 2015. С. 153–156
- Микляева Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности. // Детский сад от А до Я. — 2012. № 3 — С. 17–23
- Реан А. А. Социальная педагогическая психология СПб.: Питер, 1999. С. 416
- Максимова, М. В. Особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе самообслуживания / М. В. Максимова, Н. В. Логина. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 12–15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3665/ (дата обращения: 25.03.2022)