На современном этапе развития общества требования к образованию призывают дошкольные образовательные учреждения проводить работу по воспитанию патриотических знаний через развитие познавательного интереса, любви к Родине, к её историко-культурному наследию. Успешность работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста зависит не только от мастерства педагога и методов, применяемых им, на работе, но и от привлечения внимания родителей (законных представителей) к данной проблеме.
Чувство патриотизма не возникает спонтанно — это результат длительного воспитательного процесса. В перспективном тематическом плане нашего дошкольного учреждения запланирована большая работа по патриотическому воспитанию, ознакомлению с историей Родины, родной страны, города, села, которая также отражена и в календарном плане детского сада.
В дошкольном учреждении собрано большое количество методической, художественно-исторической литературы, музыкальные репертуары по военно-патриотическому воспитанию и развитию детей. Прежде всего, знакомство дошкольников с музыкальными произведениями, нужно начать с того, чтобы привлечь внимание родителей по данному вопросу. Семья является традиционно главным институтом воспитания любви к своей Родине и стране. Родители, несомненно, помогают и педагогом и всему педагогическому коллективу по патриотическому воспитанию своих детей.
Прежде чем дети познакомятся с музыкальным репертуаром в саду, родители, бабушки, дедушки дома проводят беседы с детьми, просматривают военные фильмы, фотографии военных лет, альбомы с иллюстрациями, посещают музеи и многое другое. Такая методика в двойне способствует успешному формированию у ребёнка осознанной гражданской позиции.
В работе нашего коллектива по патриотическому воспитанию особое место выделяется датам 5 февраля освобождению нашего города Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков, и 9 мая празднованию «Дня Победы» нашей великой страны. Непрерывно на музыкальных занятиях проводятся беседы о тех днях войны, когда наш город находился в зоне оккупации и был освобождён советскими войсками. Воспитанникам показывают видеоматериалы, презентации по данной теме, используют наглядно-демонстрационный материал. Дети знакомятся с историей возникновения музыкальных произведений, заучиваются тексты песен, стихи военной направленности. Музыкальный руководитель старается вызвать у каждого ребёнка эмоции, чувство гордости за подвиг народа в ВОВ. В старших группах воспитанники наизусть поют такие песни как, «Вечный огонь», «Победа», «Землянка», «Катюша», «День Победы» и многие другие произведения военных лет. Старшие дошкольники с удовольствием участвуют в музыкально-театральных постановках посвящённым военной тематике. Показ таких театральных спектаклей, сценок, хорового пения происходит на каждом родительском собрании, родители с удивлением и радостью смотрят на своих детей. В музыкальном зале маленькие зрители младших групп смотрят с восхищением постановки театральных сказок. В воспитании патриотических чувств важную роль играет содержание песни и сила эмоционального воздействия на сферу воспитанника. В дошкольном учреждении уже с ранних лет педагоги формируют у воспитанников, различать зло и добро, чувство справедливости и сострадания, способность испытывать гордость за подвиг своих прадедов, за величие своей Родины.
Большую помощь в поддержке патриотического воспитания помогают образовательные организации, школы, в которых есть музеи «Боевой славы». Сотрудничество с музыкальной школой, библиотекой имени Пушкина. Наши воспитанники, педагоги и конечно родители, с удовольствием посещают такие заведения. Воспитанники с нетерпением ждут этот день, когда приходит пригласительное письмо на экскурсию в музей. Дети с восхищением и любопытством рассматривают экспонаты и макеты боевой техники. Столько эмоций у дошкольников вызывают рассказы экскурсовода о Великой Отечественной войне. Возвращаясь в детский сад, после экскурсии дети не могут нарадоваться своими впечатлениями. На занятиях по рисованию, лепке и конструированию, дети воплощают свои реальные фантазии после всего увиденного. Благодаря экскурсиям в библиотеку родители стали больше уделять внимания своим детям, читать им детскую литературу, сказки, рассказы. Всё это благоприятно воздействует, на развитие детского мышления, памяти и восприятия окружающего мира.
В детском саду и группах регулярно проводятся выставки, на самые удивительные и великолепные поделки, рисунки, стенгазеты, открытки, экспозиции, посвящённые празднованию Дня победы, Пасхи, 23 февраля, Новому году, 8 Марту, Дню семьи, Масленице и многим другим праздникам нашей страны. Дети и родители заслуженно получают свои награды в виде дипломов, грамот и благодарностей, которыми пополняют свои портфолио.
Кроме постоянной системы работы в нашем дошкольном учреждении по патриотическому воспитанию, наши музыкальные руководители и педагоги, ведут работу в направлении почитания и уважения к культурным народным традициям и обычаям. Совместно с родителями проводятся народные и фольклорные праздники, такие как «Осенены», «Масленица», игры и забавы в разное время года. Православные праздники, которые так ждут дети, «Рождество Христово» и «Пасха».
Дети старшего дошкольного возраста, переодетые в народные костюмы с музыкальными инструментами, вместе с воспитателями, ходят по детскому саду поют колядки, рассказывают шуточные стихи, и за это получают угощения. Родители воспитанников принимают активное участие в общественной деятельности детского сада, участвуют в семейных праздниках, таких как дни рождения своих детей, выпускные, День матери, День защиты детей, помогают в оформлении музыкального зала, шьют костюмы для праздников, готовят атрибуты, придумывают сценарии совместно с музыкантами. Дети вместе с педагогами регулярно участвуют во всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах, занимают достойные места.
В завершение статьи хочется сказать, что воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопительному предшествующими поколениями. Патриотическое воспитание подрастающего поколения напрямую связана с уровнем духовного развития личности. Поэтому педагог не пробудить в ребёнке чувство любви к Отечеству, её истории, восхищение красотой её природы, уважения к семье, к людям, к своему родному краю, если сам в душе не будет патриотом.
Литература:
- Баранова, О. Н. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
- Стручаева, Т. М. Белгородоведение: парциальная программа для дошкольного образования. — Белгород: ООО Эпицентр, 2015. — С.16.