В статье описаны возможности, которые получает компания после принятия решения о внедрении и усовершенствовании технологий и процессов, протекающих в организации. Также в статье освещены этапы проведения цифровых изменений и проблемы, с которыми может столкнуться компания во время внедрения новых технологий в свою работу.
Ключевые слова: цифровая трансформация, стратегия бизнеса, проблемы при внедрении цифровых технологий, этапы внедрения цифровых изменений в компании.
Прежде чем начинать разговор о проблемах, с которыми сталкиваются компании в эпоху цифровой трансформации в экономике, давайте посмотрим, что это такое и для чего это нужно. Что понимается под цифровой трансформацией?
Под цифровой трансформацией подразумевается способ внедрения новых технологий в протекающие в компании процессы.
С появлением цифровых технологий многие руководители компаний смогли внести определенные изменения в подходах к управлению своим предприятием, автоматизировать простые производственные процессы, исключив промежуточные этапы в более сложных. Большинство рутинных задач получилось возложить на искусственный интеллект. Тем самым появилась возможность выполнять возникающие задачи более качественно и продуктивно, сосредотачивая свои силы на более важных стратегических направлениях. Это позволило гораздо эффективнее использовать имеющиеся ресурсы и поспособствовало укреплению позиций компании на рынке и повышению ее привлекательности для потенциальных клиентов.
Цифровая трансформация подразумевает новый взгляд на функционирование бизнеса. Внедрение цифровых технологий в компанию может существенно помочь руководителю облегчить работу по ряду направлений: [1]
— Отслеживание расходов компании и их оптимизация;
— Оптимизация протекающих в компании бизнес — процессов;
— Сбалансированное планирование производством;
— Широкий спектр возможностей для потребителей;
— Улучшение обслуживания партнёров компании;
— Укрепление лидерских позиций компании на рынке;
— Освоение новых рынков предоставления услуг;
Внедрение цифровых технологий позволяет изменить стратегию развития бизнеса и всю бизнес-структуру, отладить процесс управления персоналом и создать новые горизонты для развития.
Можно выделить три основных направления, в рамках которых может осуществляться цифровая трансформация: имеющийся клиентский опыт, операционные процессы и комплексный план управления компанией. При этом для каждой компании присуща определённая стратегия, которой она придерживается для повышения производительности и укрепления своих позиций на рынке.
Внедрение цифровых технологий на предприятии требует определённой подготовки, которая проводится в несколько этапов. [2]
- Этап планирования
На данном этапе происходит создание дорожной карты, включающей в себя определение текущего состояния дел в компании, которая позволит выявить слабые места и предпринять соответствующие меры по их ликвидации.
В процессе проработки недостатков можно будет в короткие сроки выявлять и анализировать получаемые результаты.
Следующим шагом, выполняемым на данном этапе, является выработка стратегии компании. Чтобы грамотно проработать стратегию, следует оценить цифровые инструменты и область их применения. В качестве одного из примеров для проработки может выступать имеющийся клиентский опыт, или же работа различных внутренних служб компании.
- Административный ресурс
Руководство компании должно чётко представлять себе все возможные нюансы, которые могут возникнуть в ходе реализации процесса, а также его последствия. Это будет являться одним из главных признаков готовности компании к внедрению цифровых технологий. В процессе цифровой трансформации в компании может возникнуть необходимость в привлечении технических специалистов, связанных с IT сферой.
- Доведение плана до сотрудников
Для успешного выполнения поставленной задачи необходимо своевременно объяснить всем сотрудникам важность принимаемых решений, мотивировать их для внедрения поставленной задачи и получения нужного результата. К предстоящим изменениям они должны быть подготовлены заранее.
- Начало трансформации
Разработанная стратегия должна затрагивать все уровни организации. В процессе перехода к цифровой трансформации важно сосредоточиться на поставленных бизнес-целях.
Внедрение цифровых технологий позволит компаниям развить новые направления в бизнесе и послужит хорошей опорой для возможных перемен в будущем.
Цифровая трансформация для современной экономики делает возможным построение новых цифровых моделей бизнеса, обеспечивает поддержку долгосрочной конкурентоспособности компании на рынке, повышает эффективность работы компании за счет оптимизации различных процессов и сокращения затрат, а также помогает выявлять перспективы роста в будущем.
Однако, несмотря на достаточно серьёзные преимущества, внедрение цифровых технологий может повлечь за собой ряд проблем.
Одной из главных проблем цифровой трансформации является проблема цифровой компетентности руководства и сотрудников компании — для них это может быть трудным, иногда им гораздо проще придерживаться традиционных методов управления. Вследствие этого возникает необходимость в обучении, которое необходимо для понимания процесса работы с помощью цифровых технологий и их применения в конкретных условиях.
При внедрении цифровых технологий в производство, компания вынуждена перестраивать ряд отлаженных до этого бизнес процессов и развивать их уже с применением новых для себя технологий
Неизбежным является большое количество нововведений. Из-за того, что процессы в компании выстраиваются иначе, предприятия должны уделять большое внимание организации учебных занятий и обучению сотрудников навыкам работы с различными программами. Для успешной работы компании, знаниями и практическими навыками, должны обладать не только руководители компаний, но и сотрудники, занятые в производственной сфере компании. Цифровая трансформация является достаточно затратным процессом, поэтому нужно понимать, какое количество финансовых ресурсов компания готова выделить на проведение цифровых изменений. Это позволит правильно спланировать и осуществить переход на цифровые технологии.
С каждым днем спрос на цифровые технологии в сфере бизнеса становится все более востребованным. Клиенты хотят получать качественный сервис, с учетом всех своих пожеланий.
Тем не менее, сегодня на рынке присутствует достаточное количество компаний, которые испытывают сложности, связанные с цифровыми технологиями.
Причиной может послужить недостаток компетентных специалистов, обладающих навыками постоянного обновления цифровых инструментов и технологий. Имеет место бумажный документооборот. Сбор, анализ и обработка информации осуществляется не на современном уровне. Цифровизация дает доступ к различным данным в режиме реального времени, помогает в обработке и хранении больших объемов информации с помощью специальных программ. У компаний, не использующих в работе цифровые ресурсы, слабо развиты различные онлайн сервисы. Зачастую, также, их сайты недостаточно информативны и неудобны для клиента.
Все это, безусловно, понижает конкуренцию и сдачу своих позиций на рынке. Компании, обладающие более развитыми цифровыми технологиями, своим штатом грамотных специалистов, умеющие грамотно применять цифровые инструменты, имеют значительное конкурентное преимущество, так как могут предоставить в широком диапазоне свои услуги на более высоком и качественном уровне.
В заключение можно сказать, что цифровая трансформация компании является достаточно сложным процессом, требующим большого внимания, вложения сил и времени руководства. Но если подходить к данному вопросу взвешенно и грамотно, можно кратно улучшить положение компании на рынке, тем самым обеспечив себе конкурентное преимущество.
Литература:
- Багаутдинова, Н. Г. Новые конкурентные преимущества в условиях цифровизации / Н. Г. Багаутдинова, Р. А. Никулин // Инновации. — 2018. — № 8. — С. 80–83.
- Барабаш, К. С. Влияние цифровой экономики на изменение рынка труда / К. С. Барабаш // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2018. — № 6 (97). — С. 52–54.