Ключевые слова: металлоконструкции, сложные климатические условия, транспортировка, проектирование, строительство.
Введение
Большая часть территории России находится на Крайнем Севере или за полярным кругом. Эту область, занимающую почти две трети площади РФ, традиционно считают кладовыми России, ее топливно-энергетической базой. Именно в этой зоне расположена большая часть комбинатов, шахт, карьеров. Увы, в настоящее время проводится явно недостаточно научных исследований в области создания новых методов проектирования и проведения строительного надзора в арктической зоне. Крайний Север и заполярье занимают около 9 млн км 2 территории, на этой площади постоянно проживает 2,5 млн человек [1].
Актуальность выбранной темы связана с тем, что темпы роста городов и поселений на Крайнем Севере будут расти из-за освоения новых месторождений полезных ископаемых. Кроме того, в настоящее время отчетливо прослеживается динамика роста пассажиропотока в северных городах. В Якутии растет интерес к арктическому туризму. Спрос на туризм в свою очередь требует строительства новых гостиниц и улучшения качества инфраструктуры.
Доля транспортных издержек в оценке стоимости строительства для северной зоны составляет почти 60 % (среднее значение в России — 10 %).
Строительные материалы и методы строительства
Не существует кардинальных отличий в технологиях и используемых материалах при возведении домов на Севере и на территориях с обычными климатическими условиями. Однако существуют нюансы, которые зависят от региона строительства.
Во-первых, поведение грунтов в условиях вечной мерзлоты может быть абсолютно непредсказуемым. Поэтому строительство оснований зданий на мерзлоте возможно только приняв специальные меры для поддержания постоянной температуры грунта. Кроме того, при низких температурах повышается хрупкость стали. Поэтому она лопается, появляются трещины от нагрузок, ударов.
Важный момент, на который стоит обратить внимание проектировщику в работе над объектом на Крайнем Севере — это резкое удорожание стоимости строительства из-за транспортировки материалов и техники [3]. Кроме того, на технологию строительства на Севере заметно влияет ответственность и сложность обеспечения устойчивости зданий и сооружений. По этой причине здесь наибольшее распространение получили свайные фундаменты.
Методики проведения строительного надзора
В задачи строительного надзора при проектировании в сложных климатических условиях входят: контроль и проверка выполнения работ и применяемых строительных материалов. Строительный надзор особенно актуален при строительстве опасных производственных объектов, т. к. отступления от проектной документации могут привести к нарушениям, связанным с обеспечением надежности, прочности, устойчивости, долговечности и безопасности конструкции [4]. Строительный надзор необходим для качественного проведения строительных работ, для предотвращения обрушений объектов, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы и материальный ущерб.
Строительные технологии для сложных климатических условий
Основные технологии строительства, которые широко применяются в настоящее время — это монолитный и традиционный сборный железобетон, а также обыкновенная каменная кладка. Строить здания по этим технологиям в условиях Крайнего Севера почти невозможно. Одно из наиболее эффективных решений для строительства на Севере — модульное строительство.Модульные здания обладают рядом достоинств, такие как максимально ускоренные сроки строительства, минимальный вес строительных материалов для перевозки, обеспечение экологической и пожаробезопасности, долговечности зданий и сооружений; энергосбережение при эксплуатации зданий и сооружений; минимизация стоимости строительства [5].Именно поэтому модульное строительство так актуально для районов Крайнего Севера, ведь там всегда существует потребность во временном жилье, быстровозводимых сооружениях.
Заключение
Строительство в арктической зоне сейчас достаточно актуальное направление.
Для Арктической зоны характерны экстремальные природные условия: низкие в течение всего года температуры, длительная полярная ночь и длительный полярный день, частые магнитные бури, сильные ветры и метели, плотные туманы, однообразные арктические пустыни и тундры, вечная мерзлота; высокая, значительно опережающую среднемировую, динамика изменений климата в последние десятилетия. Природная экстремальность усиливается негативным действием социально-экономических факторов — транспортной недоступностью, высокими производственными издержками и стоимостью жизни, неразвитостью экономики и тенденциями к ее монополизации, изолированностью и дисперсностью расселения.
В Арктической зоне РФ создан самый мощный индустриальный слой, а масштабы хозяйственной деятельности значительно превосходят показатели других полярных стран. Здесь беспрецедентно высока доля добавленной стоимости добывающих отраслей и предприятий. Она составляет 60 % (например, в Гренландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии — не более 15 %; на Аляске и в арктической Канаде — около 30 %). Две трети общего богатства Арктики создается в России.
Литература:
- Горенштейн Б. В. Железобетонные пространственные конструкции для строительства на Севере. / Научное издание. — Л.: Издательство Стройиздат, 1979. — 160 с.
- Велли Ю.Я, Докучаева В. И., Федорова Н. Л. Справочник по строительству на вечномерзлых грунтах / Научное издание. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1977. — 652 с.: ил.
- Забудский Д. А., Посвятенко Ю. В. Особенности строительства в условиях Крайнего Севера [Электронный ресурс] // (http:// https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38075237)
- А. Е. Местников. Тепловая защита зданий на Севере: материалы, изделия и конструкции / Научное издание. — Л.: Издательство АСВ, 2009. — 236 с.
- СП 25.13330.2012 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах. Актуализированная редакция СНиП 2.02.04–88. Дата введения 2013–01–01.
- СП 131.13330.2018 Строительная климатология. Дата введения 2019–05–29.