Согласно конституционно-правовой доктрине, иностранный гражданин — это физическое лицо, которое не является гражданином государства местонахождения, при этом обладает гражданством иностранного государства и имеет документальное подтверждение своей принадлежности к гражданству указанного иностранного государства. Таким образом, в качестве основания для отнесения физического лица, не обладающего российским гражданством, к числу иностранных граждан признается наличие у данного лица должным образом оформленных документов, которые подтверждают его отношение к гражданству другой страны. Указанная позиция предусмотрена в действующем Законе об иностранных гражданах [1, c. 140].
Ст. 10 Закона об иностранных гражданах предусматривает, что к числу документов, удостоверяющих личность и гражданство иностранного физического лица в Российской Федерации, относятся паспорт иностранного гражданина, любой другой документ, который предусмотрен в действующем законодательстве об иностранных гражданах, либо документ, который признается таковым в соответствии с действующим международным соглашением, в котором участвует Российская Федерация.
По нашему мнению, не совсем юридически грамотным является отнесение к числу иностранных граждан физического лица по причине его фактического нахождения на территории государства, чьим гражданством он не обладает. Это связано с тем, что институт пребывания и проживания, имея целый ряд схожих признаков, всё же отличаются друг от друга. Категория «пребывание лица на территории государства» вбирает в себя, такой вид административно-правового режима как «следование транзитом через территорию иностранного государства». Сам режим следования через территорию иностранного государства транзитом не влечет за собой оснований для отнесения данного физического лица к временно, либо постоянно проживающим иностранным гражданам, однако во время следования транзитом, физическое лицо — негражданин — физически пребывает, то есть находится на территории иностранного государства. Таким образом, для иностранного государства данное физическое лицо — негражданин — будет считаться иностранным гражданином только в связи с тем, что это лицо передвигается через территорию указанного государства.
Кроме того, в отечественной конституционно-правовой доктрине существует точка зрения, что иностранный гражданин — это физическое лицо, которое не является гражданином России и обладает гражданством другого, то есть иностранного государства. Указанная теоретическая позиция в отношении иностранных граждан в общих чертах правильна, однако не совсем корректна с точки зрения правоприменительной практики.
В настоящее время для государственных органов Российской Федерации важно наличие именно документального подтверждения принадлежности физического лица к гражданству того или иного иностранного государства. Это связано с защитой конституционных прав данного лица, поскольку в случае применения к иностранному гражданину административных мер, связанных с ограничением прав и свобод, либо применением мер уголовно-процессуального принуждения российская сторона обязана проинформировать о своих действиях консульское подразделение дипломатической миссии иностранного государства. Соответствующее уведомление возможно осуществить только при наличии у российских правоприменителей документальных свидетельств, что конкретное физическое лицо является подданным именно того или иного иностранного государства, а в случае отсутствия необходимых документов (подтверждающих гражданство лица) такое уведомление не представляется возможным осуществить.
Таким образом, позиция С. А. Авакьяна, фактически воспроизводит положения Закона об иностранных гражданах, согласно которому, иностранный гражданин — «это физическое лицо, которое не является гражданином государства пребывания и обладающее доказательством наличия гражданства другого государства», предельно точно раскрывает юридическую природу категории «иностранный гражданин» [2, c. 112].
В связи с тем, что иностранный гражданин обязан подчиняться не только действующему законодательству государства, в котором он находится, но, наравне с ним, и государства, гражданством которого он обладает, данное лицо обязано подчиняться правовым нормам обоих стран, в связи с этим правовой статус иностранного гражданина несколько шире, нежели у апатрида, то есть лица без гражданства.
До настоящего времени остается актуальным вопрос о правовом положении граждан бывшего СССР на территории прибалтийских стран, и не признанных её гражданами. Схожая ситуация в настоящее время наблюдается в Казахстане и Таджикистане. Указанных лиц Российская Федерация, согласно действующему законодательству, не считает своими гражданами, и это несмотря на то, что она признала себя правопреемником СССР [3, c. 22]. При этом и Латвия не считает указанных лиц своими гражданами, то есть эти лица по своей сути считаются лицами без гражданства, то есть апатридами. В рассматриваемом случае Латвия, несмотря на все международно-правовые соглашения и конвенции, ограничила право людей на выбор гражданства, что является недопустимым. Таким образом, по нашему мнению, латвийское государство прямо нарушает права человека. Указанной точки зрения придерживаются многие исследователи, в том числе и один из ведущих исследователей в сфере отечественного конституционного права С. Н. Бабурин. по мнению указанного исследователя: «...какие бы то ни было ограничения на право оптации гражданства принципиально не являются допустимыми. Государство абсолютно законно вправе распоряжаться собственной территорией в установленных законодательством рамках, выносить решение о вычленении из своей территории нового независимого государства, а также при передаче части своей территории другому государству, однако государство не должно отказываться от собственных граждан и передавать их кому-либо без их собственного согласия»... [4, c. 34].
В современный период российское законодательство в значительной степени ориентируется на сокращение числа и круга физических лиц, которые не обладают гражданством, о чем прямо указано в ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации» [5]. В действующем международном праве указанный принцип впервые был предложен и закреплен в 1961 году в Конвенции о сокращении без гражданства [6].
В то же время ст. 62 Конституции РФ указывает, что все иностранные граждане, а также физические лица, не обладающие гражданством, пользуются на территории Российской Федерации правами, свободами и несут возложенные на них обязанности так же как и граждане Российской Федерации, за исключением тех ситуаций, которые установлены в действующем федеральном законодательстве, либо в международных договорах и соглашениях Российской Федерации.
Таким образом, Конституция РФ предусматривает практически полную идентичность правового статуса иностранных граждан и лиц, не обладающих признаком гражданства. В то же время указанные категории неграждан обладают достаточно специфическими, характерными только для них правами, свободами и обязанностями, поэтому в данном магистерском исследовании категории «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» при отсутствии различий в их правовом положении будут рассматриваться исключительно как равнозначные, а при наличии различий в правовом статусе, об этом будет указывать специально.
В процессе установления, какое правовое положение в Российской Федерации имеет апатрид, встречаются определенные сложности, которые вызваны употреблением в некоторых отраслях отечественного права различных правовых понятий. Так, например, российское налоговое право использует такие понятия как «резидент» и «нерезидент». Причем иностранный гражданин может выступать и как резидент, и как нерезидент, в зависимости от срока его нахождения на территории России [7].
Следует также отметить, что правовое положение иностранных граждан существенно различается, в зависимости от государства их пребывания. Так, например, в конституционном законодательстве Болгарии и Словакии, Российской Федерации, для иностранных граждан устанавливается национальный режим, который означает, что правовое положение иностранного гражданина и апатрида практически идентично правовому положению собственных граждан, если не считать небольшое количество прав и обязанностей, которые могут быть предоставлены только собственным гражданам [8, c. 168]. Так, например, согласно ст. 32 Конституции РФ, активным и пассивным избирательным правом в отношении органов государственной власти обладают только граждане Российской Федерации, а ст. 59 Конституции РФ говорит о том, что защита Отечества — долг и прямая обязанность каждого гражданина России.
Помимо вышеперечисленных режимов, могут действовать ещё и специальные правовые режимы, когда отдельные права, свободы и даже обязанности получает строго определенная социальная или профессиональная группа иностранных граждан. Так, например, дипломатическим иммунитетом обладают исключительно дипломат и члены семьи дипломата, тогда как на другие группы иностранных граждан такой иммунитет не распространяется.
Литература:
- Филиппова Е. О. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. М., 2017. С. 140.
- Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2015. С. 112.
- Герасименко Ю. В., Залевский Л. А. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами России: проблемы теории и практики: монография. Омск, 2013. С. 22.
- Бабурин С. Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М., 2018. С. 34.
- О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031.
- Конвенция о сокращении безг ражданства. Заключена в г. Нью-Йорке 30.08.1961 г. // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 247–255.
- Герасименко Ю. В., Залевский Л. А. Указ. соч. С. 22.
- Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М., 2016. С. 168.