Административно-правовое регулирование управления в сфере здравоохранения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 05.04.2022

Статья просмотрена: 430 раз

Библиографическое описание:

Темлякова, А. К. Административно-правовое регулирование управления в сфере здравоохранения / А. К. Темлякова, Ю. В. Сидоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89932/ (дата обращения: 16.10.2024).



Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения напрямую связано с правовым обеспечением качества жизни населения. Причем упущения и ошибки государственного управления напрямую отражаются на данной отрасли. Таким образом, актуальным направлением являются вопросы контрольно-надзорной деятельности в сфере здравоохранения, ведь именно от реализации данной деятельности зависит решение и устранение существующих проблем и недостатков в сфере здравоохранения на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: здравоохранение, контрольно-надзорная деятельность, государственное регулирование, управление в здравоохранении.

Administrative and legal regulation in the field of health care is directly related to the legal provision of the quality of life of the population. Moreover, omissions and mistakes of public administration in this industry directly affect the quality and life expectancy of the population. Thus, the topical area is the issues of control and supervision activities in the field of health care, because the quality of health protection of citizens on the territory of the Russian Federation depends on the implementation of this activity.

Keywords: health care, control and supervision activities, government regulation, health care management.

Обеспечение населения качественным и доступным медицинским обслуживанием всегда является одной из ключевых социальных задач общества и государства, поскольку именно это влияет на качество трудового потенциала и человеческого ресурса государства и, как следствие, на уровень экономического развития общества. Поэтому социально-экономическая значимость здравоохранения определяет необходимость ее развития.

Законодательство в сфере охраны здоровья граждан отличается большим количеством нормативно-правовых актов. Важнейшие положения закреплены в статье 41 Конституции Российской Федерации. Согласно конституционным нормам, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В современных реалиях на территории Российской Федерации существует сформированная организационная система административного управления и административно-правового регулирования, получившая наименование «Здравоохранение».

Рассматривая буквальное толкование наименования «здравоохранение», можно понимать данный термин как область масштабной деятельности огромного общественного значения, обеспечивающей здоровье людей и его охрану. Охрана здоровья — это полноценная система сформированных «мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-эпидемиологического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления».

В статье 4 Федерального Закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлены основные принципы охраны здоровья. Одним из перечисленных является принцип разделения властей.

В сфере административно-правового регулирования здравоохранения данный принцип находит свое отражение в разграничении компетенции между всеми ветвями государственной власти, а также в обеспечении их взаимодействия. Данный принцип можно рассмотреть с разных сторон. С одной стороны, это невозможность вторжения одной ветви власти в сферу деятельности другой, а с другой, это полное исключение тотальной независимости каждой из ветвей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что существующие ветви власти в тесном взаимодействии, но и одновременно ни одна из них не может осуществлять свою деятельность без другой.

Разделение властей представляет собой разделение полномочий основных отраслей государственной власти при сохранении единства в осуществлении деятельности в той или иной сфере.

Подведя итог, можно сказать о том, что именно на основе рассматриваемого принципа создаются органы государственной власти, осуществляется их взаимодействие друг с другом.

Административно-правовое регулирование рассматриваемой области включает в себя две группы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление. В первую группу органов входят Министерство здравоохранения Российской Федерации, а также подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и Федеральное медико-биологическое агентство. Если рассмотреть Вторую группу органов, то в нее входит: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Руководство деятельностью непосредственно Министерства здравоохранения РФ и деятельностью Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека возложено на Правительство Российской Федерации.

Среди субъектов управления в сфере здравоохранения основным регулятором является Министерство здравоохранения РФ. Именно на данный орган возложены функции выработки и реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и связанных со здравоохранением сферах деятельности. Данный орган власти осуществляет координацию и контроль деятельности за находящимися в его ведении Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, Федеральным медико-биологическим агентством, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями.

Задача региональных отраслевых исполнительных структур — оказывать содействие в совершенствовании и повышении качества предоставления медицинских услуг всем слоям населения, профессионализма медицинского персонала и их ответственности за здоровье людей и др.

В муниципальных образованиях ответственными за организацию деятельности системы здравоохранения являются органы муниципального образования в области здравоохранения в соответствии с уставами муниципальных образований. К ведению органов местного самоуправления в области здравоохранения относятся: контроль за соблюдением законодательства о здравоохранении и защита прав граждан в этой области; формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения и создание условий для развития частной системы здравоохранения, развитие сети учреждений здравоохранения на территории муниципального образования, организация первичной медико-санитарной помощи и обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи и т. д.

Помимо этого, вопросы контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны здоровья граждан в условиях отсутствия системного регулирования данной деятельности в сферы на сегодняшний день достаточно актуален. В связи с этим существует еще один субъект управления — это Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор). В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ N 323 от 30 июня 2004 г. указанная Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Именно данный орган уполномочен осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда.

Можно сделать вывод о том, что совокупность органов управления здравоохранением и система их взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними образуют систему органов управления здравоохранением, которая обусловлена федеративным государственным устройством Российской Федерации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ № 314 от 09 марта 2004. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ № 314 от 09 марта 2004. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 608 от 19 июня 2012 (в ред. от 3 апреля 2021 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Об утверждении положения о Федеральной Службе по надзору в сфере здравоохранения: Постановление Правительства № 323 от 30 июня 2004 г. (в ред. от 24 ноября 2020 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 (в ред. от 30 апреля 2021 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Голикова Г. В., Ремезова Л. С. К вопросу о совершенствовании системы государственного управления сферой здравоохранения // Социально-экономические проблемы современного общества: Сборник статей / Отв. ред. Ю. Г. Просвирин. Воронеж, 2015. С. 14–16.
  8. Батиевская В. Б. Повышение качества государственного управления здравоохранением как необходимое условие его успешного развития // Социогуманитарный вестник. 2013. N 2. С. 42–44.
  9. Зеленевская, А. А. Административно-правовое регулирование здравоохранения / А. А. Зеленевская.// Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 234–236.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, сфера здравоохранения, Федеральная служба, государственная власть, административно-правовое регулирование, контрольно-надзорная деятельность, орган, исполнительная власть, медицинская помощь, Федеральное медико-биологическое агентство.


Похожие статьи

Природоохранная деятельность органов прокуратуры Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)

В статье представлен анализ направлений деятельности органов прокуратуры РФ в сфере охраны окружающей среды и рассмотрены особенности реализации прокурорами своих полномочий. Сделаны выводы о том, что на сегодняшний день должностные лица органов прок...

Особенности правового обеспечения деятельности контрольно-надзорных органов в сфере высшего образования Российской Федерации

Рассматривая систему образования с точки зрения российского законодательства, необходимо отметить, что существует большое количество нормативных актов, регулирующих образовательный и воспитательный процессы в учебных заведениях всех уровней. Но помим...

Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности

В данной статье рассмотрены наиболее значимые особенности института государственного контроля (надзора) за осуществлением предпринимательской деятельности. Раскрыто понятие «предпринимательская деятельность». Рассмотрены принципы и формы осуществлени...

Административно-правовое регулирование управления государственной гражданской службой

Данная статья обсуждает вопросы, связанные с административно-правовым регулированием управления государственной гражданской службой. Анализируются основные аспекты этой проблемы, включая законодательные нормы, организационные структуры и правовые мех...

Особенности государственной и муниципальной политики в сфере развития культуры в Российской Федерации

В современном российском обществе развитие культуры оказывает значительное влияние на большую часть иных сфер и областей жизнедеятельности. Это касается личности, образа жизни общества, сферы мышления, досуга, быта и труда. В статье авторами проводи...

Организационно-правовые основы прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства

В данной статье рассматриваются организационно-правовые основы надзорной деятельности природоохранных прокуратур за соблюдением законодательства в экологической сфере. Приводятся научные точки зрения, статистические данные о количестве правонарушений...

Актуальные проблемы законодательного регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности

В статье приведены объективные факты, указывающие на необходимость реализуемых в настоящее время преобразований нормативно-правовой базы, регулирующей контрольно-надзорную деятельность в сфере промышленной безопасности, показана необходимость дальней...

Совершенствование форм и методов управления кадрами государственной службы Российской Федерации

Актуальность работы обусловлена тем, что многие ученые в настоящее время изучают государственную службу, и данный факт указывает на важность данной статьи. Государство является независимой организацией политической власти народа и выполняет определен...

Правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий

В данной статье акцентировано внимание на правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственное управление позволяет обес...

Место и роль государственных инспекций труда в системе государственного надзора и контроля в Российской Федерации

На сегодняшний день, государственная инспекция труда в системе государственного надзора и контроля Российской Федерации занимает весомое место в системе права РФ. Государственная инспекция труда является обособленной системой, которая занимается пров...

Похожие статьи

Природоохранная деятельность органов прокуратуры Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)

В статье представлен анализ направлений деятельности органов прокуратуры РФ в сфере охраны окружающей среды и рассмотрены особенности реализации прокурорами своих полномочий. Сделаны выводы о том, что на сегодняшний день должностные лица органов прок...

Особенности правового обеспечения деятельности контрольно-надзорных органов в сфере высшего образования Российской Федерации

Рассматривая систему образования с точки зрения российского законодательства, необходимо отметить, что существует большое количество нормативных актов, регулирующих образовательный и воспитательный процессы в учебных заведениях всех уровней. Но помим...

Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности

В данной статье рассмотрены наиболее значимые особенности института государственного контроля (надзора) за осуществлением предпринимательской деятельности. Раскрыто понятие «предпринимательская деятельность». Рассмотрены принципы и формы осуществлени...

Административно-правовое регулирование управления государственной гражданской службой

Данная статья обсуждает вопросы, связанные с административно-правовым регулированием управления государственной гражданской службой. Анализируются основные аспекты этой проблемы, включая законодательные нормы, организационные структуры и правовые мех...

Особенности государственной и муниципальной политики в сфере развития культуры в Российской Федерации

В современном российском обществе развитие культуры оказывает значительное влияние на большую часть иных сфер и областей жизнедеятельности. Это касается личности, образа жизни общества, сферы мышления, досуга, быта и труда. В статье авторами проводи...

Организационно-правовые основы прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства

В данной статье рассматриваются организационно-правовые основы надзорной деятельности природоохранных прокуратур за соблюдением законодательства в экологической сфере. Приводятся научные точки зрения, статистические данные о количестве правонарушений...

Актуальные проблемы законодательного регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности

В статье приведены объективные факты, указывающие на необходимость реализуемых в настоящее время преобразований нормативно-правовой базы, регулирующей контрольно-надзорную деятельность в сфере промышленной безопасности, показана необходимость дальней...

Совершенствование форм и методов управления кадрами государственной службы Российской Федерации

Актуальность работы обусловлена тем, что многие ученые в настоящее время изучают государственную службу, и данный факт указывает на важность данной статьи. Государство является независимой организацией политической власти народа и выполняет определен...

Правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий

В данной статье акцентировано внимание на правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственное управление позволяет обес...

Место и роль государственных инспекций труда в системе государственного надзора и контроля в Российской Федерации

На сегодняшний день, государственная инспекция труда в системе государственного надзора и контроля Российской Федерации занимает весомое место в системе права РФ. Государственная инспекция труда является обособленной системой, которая занимается пров...

Задать вопрос