Статья посвящена анализу проблем правового регулирования в сфере образования. Рассмотрена нормативно-правовая база регулирования в сфере образования. Основным средством повышения эффективности административно-правового регулирования являются юридические инновации, анализ которых также представлен в статье.
Ключевые слова: образование, юридические инновации, административно-правовое регулирование.
The article is devoted to the analysis of the problems of legal regulation in the field of education. The regulatory framework of regulation in the field of education is considered. The main means of increasing the efficiency of administrative and legal regulation are legal innovations, the analysis of which is also presented in the article.
Keywords: education, legal innovations, administrative and legal regulation.
Сфера образования связана со всеми областями общественной жизни и является приоритетной в Российской Федерации, что подтверждает актуальность данной темы исследования. Именно образование занимает важное место в парадигме ценностей современного человека. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) определяет образование как — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [1].
Право на образование является конституционным правом и закреплено в Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) [2]. Для предотвращения каких-либо нарушений в сфере образования и ущемлений прав человека и гражданина необходимо правовое регулирование, так каксистема образования является сложным и постоянно изменяющимся механизмом. Правовое регулирование в сфере образования в большей степени является административно-правовым. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования [1]. Нормативно — правовой базой правового регулирования в сфере образования служат: Конституция РФ, Федеральный закон № 273-ФЗ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Очевидно, что механизм правового регулирования в сфере образования требует совершенствования, так как имеет некоторые проблемы. Данные проблемы касаются следующих направлений: обеспечение государственных гарантий на реализацию права на образование и регулирование образовательных отношений. Необходимо отметить, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) присутствует существенная неполнота, что является следствием недостаточного внимания законодателя к вопросу административной ответственности за правонарушения в сфере образования [3]. Для совершенствования перечисленных направлений в КоАП РФ необходимо выделить самостоятельную главу, касающуюся административных правонарушений в сфере образования. Данные проблемы с разных точек зрения рассматривались Д. Н. Бахрахом, В. М. Сырых, Г. А. Нестеровой и другими исследователями. Но результаты и предложения данных исследований так и нашли своего отражения в законодательных и других нормативных актах. Что касается административно-правового регулирования отношений в сфере образования, то здесь необходимо соблюдение как общеправовых принципов, так и специальных принципов, а именно — обеспечение непрерывности образовательного процесса, сочетание государственного и общественного управления и т. д. Результативность административно-правового регулирования образовательных отношений зависит от качества, разработанности административных процедур. Также следует отметить отсутствие необходимого перечня мер ответственности, применяемого к нарушителям норм права в сфере образования, отсутствие проработанности института ответственности в данной сфере [4, с. 62].
Перечисленные проблемы в направлениях обеспечения государственных гарантий на реализацию права на образование и административно-правовом регулировании в сфере образования наиболее актуальны и требуют тщательной проработки. Для решения данных проблем, а также повышения эффективности административно-правового регулирования необходимо применения такого средства как инновации. А именно юридические инновации, так как они способны придать законный характер и распространить свою силу на всей территории Российской Федерации.
Юридические инновации в сфере образования можно определить как совокупность нормативных правовых актов, определяющих и регулирующих порядок организации, управления, функционирования и развития системы образования [5, с. 557]. Цель юридических инноваций состоит в создании государством совершенной модели образовательной системы, в которой обеспечение эффективного правового регулирования образования будет приоритетным.
Юридические инновации в образовании можно классифицировать на правотворческие, юридико-технические и нормативные. Правотворческие юридические инновации в образовании заключаются в участии общества при обсуждении законопроекта, направленное на легитимность принимаемого закона и повышение его качества, внесение в текст закона передовых педагогических и правовых идей, предложений по изменению и дополнению законопроекта субъектами отношений в сфере образования. Юридико-технические инновации в образовании направлены на обеспечение общепонятности правовых основ регулирования отношений в сфере образованияпедагогическому сообществу, что способствует правовому воздействию на сознание и поведение субъектов образования [5, с. 559]. Нормативные инновации в образовании направлены на установление правовых норм, регулирующих взаимоотношения, а также защиту прав и интересов субъектов образования, как на федеральном, так и на региональном уровне. Примером данного вида инновации является принятие Федерального закона № 273-ФЗ. Принятие нормативно-правовых актов позволяет последовательно организовывать целостную образовательную систему, которая будет обеспечивать юридические, социальные и культурные гарантии развития и из функционирования государства и многонационального народа нашей страны.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно заключить, что образование является одной из важнейших сфер, как для отдельного человека, так и для государства в целом. Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. Для достижения цели образования, а именно, интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, необходимо выстроить правильныйпроцессадминистративно-правового регулирования в данной сфере.
Юридические инновации являются действенным средством повышения эффективности правового регулирования в сфере образования. Инновации должныспособствовать достижению поставленной перед современным образованием цели, а также иметькомплексный характер, который заключается в необходимости применении и правотворческих, и юридико-технических, и нормативных инноваций. Комплексная работа в наибольшей степени способна придать образованию законный характер и обеспечить его соответствие потребностям человека и общества.
Литература:
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. № 303.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 октября 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 1. — Ч. 1. — Ст. 1.
- Бахрах Д. Н. Проблемы и пробелы правового регулирования ответственности в сфере образования / Д. Н. Бахрах, С. Н Барабанова. // Ежегодник Российского образовательного законодательства. — 2008. — С. 51–63.
- Скоробогатова А. В. Инновации в образовательном законодательстве как средство повышения эффективности правового регулирования отношений в сфере образования / А. В. Скоробогатова Н. Р. Борисова // Юридическая техника. — 2021. — С. 555–559.