Административный иск и требования к нему | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 01.04.2022

Статья просмотрена: 370 раз

Библиографическое описание:

Гильманова, В. Р. Административный иск и требования к нему / В. Р. Гильманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89944/ (дата обращения: 18.12.2024).



Административное судопроизводство демонстрирует несопоставимость с гражданским процессом, поскольку такие принципы как обеспечить сторонам состязательность, не упустить равноправия акцентируют, что суд должен активно участвовать в решении перечисленных вопросов (п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ). Роль суда закреплена доминантной.

Гражданин, осознавая, что его права и свободы нарушены, подаёт административный иск, вскоре открывается административное дело, физическое лицо будет его стороной. От гражданина требуется не уклоняться от административного процесса, участвовать в нём лично.

В КАС РФ уточнены названия, закреплённые за сторонами административного дела:

— «административный истец» и «административный ответчик» (но до этого в применении были другие определения — подателя иска называли «заявителем», а ответчика «заинтересованным лицом»);

— новое название присвоено процессуальному средству защиты, обозначенному как «административный иск» (хотя ранее речь шла о жалобе или заявлении).

Поскольку природа административного иска состоит в причастности к одной из форм административных дел в ходе соответствующего судопроизводства, следует внимательно рассмотреть единицы соответствующего понятийного аппарата. Законодатель на данный момент умалчивает, что именно вкладывают в понятие «иск», подобная ситуация сложилась и с понятием «административный иск».

Обычно иск является средством, без которого не обратиться в суд, чтобы защитить право, если такое право нарушено или оспаривается, а также интерес, охрану которого обеспечивает закон.

Подавая административный иск, лицо стремится защитить права свободы, интересы в случае их нарушения, ещё одним поводом административного иска будет любое препятствие, которое нужно устранить, чтобы реализовать права, свободы, интересы. Через административный иск также защищается неопределённый круг лиц, публичные интересы, если права таковых в определённом случае ущемлены. Многообразие исков нацелено на разрешение различных споров, тогда как административный требует дать ответ сторонам публично-правового спора.

Разрабатывая классификатор, чтобы различать административные иски, использованы самые разнообразные основания. Например, истец предъявляет ответчику неравнозначные требования, из-за чего выделяют несколько категорий исков:

1) подавая объективно-административный, гражданин стремится, чтобы предписания в законе или нормативно-правовой норме исполнены были в точности;

2) оформляя субъективно-административный, подразумевается, что будут защищаться права и законные интересы истца, а видов таких исков несколько:

— после разбирательства обязывающих ответчик будет принужден действовать определенным образом или же не действовать, если деяние неправомерное;

— с установлением истины по устанавливающему иску признается, что правоотношения либо действительно связывают стороны, либо такой связи не выявлено;

— группа применительных исков направлена на правоотношения, которые нужно изменить или прекратить.

Так как возникший спор возможно урегулировать в различных сферах, среди административных исков выделяют ряд категорий, связанных с необходимостью защищать права и свободы в сфере экономики, политики, личной жизни, социальных аспектов.

Объем доказывания исков не равнозначен, а в связи с этим классифицируют иски, по которым дополнительного изучения не требуется, а также те, где дополнительная проверка будет обязательной процедурой.

Вступление в силу КАС РФ привело к тому, что появились требования, с которыми должен соотноситься административный иск. Суд, принимая административный иск, требует, чтобы документ подавался оформленный письменно и разборчиво или в электронном виде, через сайт, ведущийся конкретным судебным органом и заполнить форму. На заявлении обязательно ставится дата, подпись административного истца или же представителя такового. От момента, когда суд зафиксировал поступление административного иск, в течении 3 дней судья рассматривает, примет или нет к производству поступивший иск.

Из практики известно, что действие или бездействие лица не всегда затрагивает права и интересы одного человека, а могут ущемить достаточно широкий круг лиц, из-за чего в правовом конфликте фигурирует несколько истцов. Логично, что названная проблема требует решения, из-за чего законодатель закрепил коллективный иск (ст. 42 КАС РФ).

Содержательный ракурс административного иска в законодательстве (ч. 2 ст. 125 КАС) также регламентирован требованиями в отношении данных, без которых исковое заявление силой обладать не будет:

— назвать суд, куда обращается подающий административный иск;

— указать, как именуется административный истец, если таковой представлен лицом юридическим или должностным, указать, где находится, а предприятие дает указание на номер в государственном реестре;

— истец, по административному делу, являющийся лицом физическим приводит фамилию, имя, отчество, указывает места — где проживает или пребывает, где родился и дату рождения;

— именуется представитель с указанием фамилии, имени, отчества, данные о почтовом адресе, наличии образования по юридическому профилю, если статья подразумевает сопровождение разбирательства представителем; данные для контакта (телефон, факс, электронная почта); [4]

— именовать лицо, являющееся административным ответчиком, если таковым выступает юридическое лицо, представленное органом, организаций, лицом на определенной должности, а также указать, где оно находится, внести данные о записи в государственный реестр, если истец таковыми располагает;

— по гражданам, в административном деле являющимися административными ответчиками, указывают фамилию, имя и отчество, где проживает или пребывает, данные о дате и месте рождения, а также информация для контакта — по телефону, факсу, электронной почте;

— данные о том, как административный истец видит факты нарушенных прав и свобод, равно как и тех лиц, интересы которых отстаивает административный иск, перечисляет причины, из-за которых ожидаются нарушения;

— описать, в чём состоят требования, на которые будет отвечать административный ответчик, перечислить основания и доводы, чтобы доказать обоснованность требований;

— информировать о том, что соблюдено предписание урегулировать спор в досудебном порядке, если в федеральном законе установлен такой пункт;

— отразить, что жалоба подавалась, соблюдая порядок подчинённости, к каким итогам пришло предыдущее разбирательство;

— прочие данные, если их указывает КАС РФ как сведения или условия, предопределяющие делопроизводство конкретной категории;

— пакет документов, которым должно сопровождаться подача административного иска.

Руководствуясь ч. 1 ст. 126 КАС административный истец, подавая иск, должен приложить документы следующего рода:

1) подтверждения того, что стороны получили копию административного иска, а также копии документов, прилагаемых к иску из числа тех, которыми участники дела не располагают. В случае его невыполнения, документы прилагаются как копия к поданному иску, а суд обязан разослать их и копию иска перечисленным сторонам;

2) документальное подтверждение того, что произведена уплата пошлины в пользу государства;

3) формулирование требования из-за конкретных обстоятельств, однако отдельные административные дела не требуют, чтобы истец приступал к их доказыванию;

4) документ, подтверждающий высшее образование или ученую степень по юриспруденции административного истца, предполагающего, что он лично займется ведением административно процесса;

5) документ-подтверждение диплома бакалавра или магистра юриспруденции представителя, если им подаётся административный иск;

6) документы, подтверждающие то, что истец поступал к досудебному урегулированию, но таким способом административный иск подписан к разрешению федеральным законодателем, равно как и документы, которые отражают ходатайство, жалобу, учитывая подчиненность, сформированные по рассмотрению результаты, если жалоба подавалась ранее [5].

Литература:

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Российская газета. № 49, 11.03.2015.
  4. Василевич Г. Ю., Василевич С. О., Добриян С. Л. Административно-деликтное право. Учебник. — М.: Академия, 2019. — 648 с.
  5. Фадеева И. В. Административные исковые заявления по Кодексу административного судопроизводства РФ // Международный журнал «Актуальные проблемы административного права и процесса». 2016. № 2. С. 62–65.
Основные термины (генерируются автоматически): административный иск, административный истец, РФ, иск, административное дело, административный ответчик, государственный реестр, данные, документ, электронная почта.


Задать вопрос