Механизмы совершенствования норм, предусматривающих ответственность за хищение культурных ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 03.04.2022

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Данилов, В. А. Механизмы совершенствования норм, предусматривающих ответственность за хищение культурных ценностей / В. А. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89959/ (дата обращения: 16.11.2024).



Иерархия правовых норм, закреплённая в Конституции Российской Федерации, позволяет выстраивать сбалансированную структуру защитных механизмов для любой отрасли российского права, уголовное не является исключением.

Определение основных принципов сохранения и защиты от преступных посягательств при разработке действующего Уголовного кодекса Российской Федерации способствовало эффективному решению первоочередных задач в области уголовной политики, которые были актуальны на момент его принятия в 1996 году [2].

Однако, за прошедшую четверть века произошли кардинальные изменения, как в формализованных общественно-экономических отношениях, происходящих ежедневно и многократно, так и в области личностного восприятия — изменилась ментальность, психология преступника.

Для целей эффективной профилактики, а также своевременной разработки и принятия, при необходимости, внесения в уже действующие уголовно-правовые нормы, предлагается рассмотреть возможность систематизации с целью их дальнейшего совершенствования норм, предусматривающих уголовную ответственность за хищение культурных ценностей, а именно:

— определение основных угроз национальной безопасности в случаях безвозвратной утраты предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;

— определение приоритетных направлений по формированию механизмов совершенствования норм, предусматривающих уголовную ответственность за хищение культурных ценностей, представляющих собой совокупность целей и задач по сохранению и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;

— создание из ныне действующих специалистов различных министерств, федеральных служб, единой координирующей структуры и наделение её максимально возможными полномочиями, позволяющими решать весь спектр задач по сохранению и профилактике хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям и др.

Для обеспечения полноценного и эффективного функционирования единой координирующей структуры в области сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям, предлагается наделить её следующими полномочиями:

— прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;

— определение основных направлений государственной политики и стратегического планирования в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;

— мониторинг, анализ, разработка и дальнейшее обеспечение актуального состояния Единого кодифицированного нормативно-правового документа в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям не только в уголовной, но и в остальных, имеющих значение для должной реализации, отраслях права;

— разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;

— организация научной деятельности в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;

— координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при реализации любых, предусмотренных механизмами по совершенствованию мер, связанных с обеспечением мероприятий в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;

— выделение финансирования из средств, формируемых в структуре федерального бюджета, с наделением полномочиями по распределению в рамках предусмотренной бюджетом сметы на год, а также возможностью их дальнейшего аудита и контроля за целевым расходованием выделенных средств в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;

— международное сотрудничество в целях решения, поставленных механизмами по совершенствованию мер, связанных с обеспечением мероприятий в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;

— осуществление других мероприятий в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям.

Также следует обратить пристальное внимание на стратегически важный нормативно-правовой документ, определяющий структурные цели и принципы их реализации с учётом стоящих перед управлением государством задач, которым на наш взгляд является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [4], утвержденная 02.07.2021 года Указом Президента России № 400 (далее — Стратегия).

Следует понимать, что сама по себе Стратегия представляет собой нормативно закреплённый базис в области государственного строительства, принимаемый для всех отраслей права, поэтому, используя её как скелет (основу) для построения, необходима дальнейшая разработка с учётом спецификаций в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям.

В статье 5 указанной Стратегии даётся базовое понятие национальной безопасности Российской Федерации: «состояние защищённости национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [4].

Как следует из процитированного определения государство берёт на себя персональную ответственность за обеспечение состояния защищённости национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз. Безусловно, вопросы сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям, являются национальными интересами Российской Федерации.

В подтверждение сказанного процитируем ещё один фрагмент документа, так согласно подпункту 15 пункта 33 Стратегии:

«Достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала обеспечивается путём решения следующих задач:

— развитие сферы культуры, повышение доступности культурных благ для граждан» [4], что будет невозможно реализовать в случае безвозвратной утраты предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям.

Кроме того, в подпункте 11 пункта 40 Стратегии непосредственно указано о том, что:

«Достижение целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путём стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм применения и способов действий Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Вооруженные Силы), других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны. При этом особое внимание уделяется решению следующих задач

— планирование и проведение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов» [4], то есть непосредственно в самой Стратегии заложен базовый стратегический механизм в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям и учитываются все потенциально возможные риски при проведении мобилизационных мероприятий, а также в случаях возникновения опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, мы можем сделать вывод об актуальности и необходимости безотлагательной разработки механизмов совершенствования норм, предусматривающих уголовную ответственность за хищение культурных ценностей, представляющих собой совокупность целей и задач по сохранению и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям, основанных на конституционном праве на доступ к культурным ценностям каждого гражданина и закреплённых в базовом стратегическом механизме.

Литература:

  1. Келина С. Г., Кудрявцев В. Н. Принципы советского уголовного права. — М., 1988, 176с.
  2. Уголовный кодекс РФ. // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст.2954
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст.4921
  4. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ, 05.07.2021, № 27 (ч. II), ст.5351
Основные термины (генерируются автоматически): профилактика хищений предметов, Российская Федерация, область обеспечения сохранения, ценность, национальная безопасность, уголовная ответственность, базовый стратегический механизм, безвозвратная утрата предметов, государственная политика, единая координирующая структура.


Похожие статьи

Актуализация норм, предусматривающих ответственность за хищение культурных ценностей

Вопросы усовершенствования законодательных норм, предусматривающих ответственность за состав террористического акта

Особенности личности женщин, совершающих преступления

Особенности применения электронных средств контроля и надзора при исполнении наказаний

Направления совершенствования современных форм налогового контроля, повышение их эффективности

Совершенствование механизмов управления качеством медицинских услуг

Законодательство об охране культурных ценностей: проблемы и перспективы развития

Проблемы квалификации преступлений, связанных с хищением безналичных и электронных денежных средств

Правовые аспекты вовлечения несовершеннолетних лиц в религиозные объединения

Особенности внедрения системы менеджмента качества в образовании

Похожие статьи

Актуализация норм, предусматривающих ответственность за хищение культурных ценностей

Вопросы усовершенствования законодательных норм, предусматривающих ответственность за состав террористического акта

Особенности личности женщин, совершающих преступления

Особенности применения электронных средств контроля и надзора при исполнении наказаний

Направления совершенствования современных форм налогового контроля, повышение их эффективности

Совершенствование механизмов управления качеством медицинских услуг

Законодательство об охране культурных ценностей: проблемы и перспективы развития

Проблемы квалификации преступлений, связанных с хищением безналичных и электронных денежных средств

Правовые аспекты вовлечения несовершеннолетних лиц в религиозные объединения

Особенности внедрения системы менеджмента качества в образовании

Задать вопрос