Иерархия правовых норм, закреплённая в Конституции Российской Федерации, позволяет выстраивать сбалансированную структуру защитных механизмов для любой отрасли российского права, уголовное не является исключением.
Определение основных принципов сохранения и защиты от преступных посягательств при разработке действующего Уголовного кодекса Российской Федерации способствовало эффективному решению первоочередных задач в области уголовной политики, которые были актуальны на момент его принятия в 1996 году [2].
Однако, за прошедшую четверть века произошли кардинальные изменения, как в формализованных общественно-экономических отношениях, происходящих ежедневно и многократно, так и в области личностного восприятия — изменилась ментальность, психология преступника.
Для целей эффективной профилактики, а также своевременной разработки и принятия, при необходимости, внесения в уже действующие уголовно-правовые нормы, предлагается рассмотреть возможность систематизации с целью их дальнейшего совершенствования норм, предусматривающих уголовную ответственность за хищение культурных ценностей, а именно:
— определение основных угроз национальной безопасности в случаях безвозвратной утраты предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;
— определение приоритетных направлений по формированию механизмов совершенствования норм, предусматривающих уголовную ответственность за хищение культурных ценностей, представляющих собой совокупность целей и задач по сохранению и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;
— создание из ныне действующих специалистов различных министерств, федеральных служб, единой координирующей структуры и наделение её максимально возможными полномочиями, позволяющими решать весь спектр задач по сохранению и профилактике хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям и др.
Для обеспечения полноценного и эффективного функционирования единой координирующей структуры в области сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям, предлагается наделить её следующими полномочиями:
— прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;
— определение основных направлений государственной политики и стратегического планирования в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;
— мониторинг, анализ, разработка и дальнейшее обеспечение актуального состояния Единого кодифицированного нормативно-правового документа в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям не только в уголовной, но и в остальных, имеющих значение для должной реализации, отраслях права;
— разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;
— организация научной деятельности в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;
— координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при реализации любых, предусмотренных механизмами по совершенствованию мер, связанных с обеспечением мероприятий в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;
— выделение финансирования из средств, формируемых в структуре федерального бюджета, с наделением полномочиями по распределению в рамках предусмотренной бюджетом сметы на год, а также возможностью их дальнейшего аудита и контроля за целевым расходованием выделенных средств в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;
— международное сотрудничество в целях решения, поставленных механизмами по совершенствованию мер, связанных с обеспечением мероприятий в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям;
— осуществление других мероприятий в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям.
Также следует обратить пристальное внимание на стратегически важный нормативно-правовой документ, определяющий структурные цели и принципы их реализации с учётом стоящих перед управлением государством задач, которым на наш взгляд является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [4], утвержденная 02.07.2021 года Указом Президента России № 400 (далее — Стратегия).
Следует понимать, что сама по себе Стратегия представляет собой нормативно закреплённый базис в области государственного строительства, принимаемый для всех отраслей права, поэтому, используя её как скелет (основу) для построения, необходима дальнейшая разработка с учётом спецификаций в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям.
В статье 5 указанной Стратегии даётся базовое понятие национальной безопасности Российской Федерации: «состояние защищённости национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [4].
Как следует из процитированного определения государство берёт на себя персональную ответственность за обеспечение состояния защищённости национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз. Безусловно, вопросы сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям, являются национальными интересами Российской Федерации.
В подтверждение сказанного процитируем ещё один фрагмент документа, так согласно подпункту 15 пункта 33 Стратегии:
«Достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала обеспечивается путём решения следующих задач:
— развитие сферы культуры, повышение доступности культурных благ для граждан» [4], что будет невозможно реализовать в случае безвозвратной утраты предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям.
Кроме того, в подпункте 11 пункта 40 Стратегии непосредственно указано о том, что:
«Достижение целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путём стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм применения и способов действий Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Вооруженные Силы), других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны. При этом особое внимание уделяется решению следующих задач
— планирование и проведение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов» [4], то есть непосредственно в самой Стратегии заложен базовый стратегический механизм в области обеспечения сохранения и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям и учитываются все потенциально возможные риски при проведении мобилизационных мероприятий, а также в случаях возникновения опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Таким образом, основываясь на вышеизложенном, мы можем сделать вывод об актуальности и необходимости безотлагательной разработки механизмов совершенствования норм, предусматривающих уголовную ответственность за хищение культурных ценностей, представляющих собой совокупность целей и задач по сохранению и профилактики хищений предметов и объектов, отнесённых к культурным ценностям, основанных на конституционном праве на доступ к культурным ценностям каждого гражданина и закреплённых в базовом стратегическом механизме.
Литература:
- Келина С. Г., Кудрявцев В. Н. Принципы советского уголовного права. — М., 1988, 176с.
- Уголовный кодекс РФ. // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст.2954
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ. // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст.4921
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ, 05.07.2021, № 27 (ч. II), ст.5351