Понятие и признаки корпораций в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 03.04.2022

Статья просмотрена: 2437 раз

Библиографическое описание:

Краузов, И. Н. Понятие и признаки корпораций в Российской Федерации / И. Н. Краузов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89960/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор пытается определить понятие и признаки корпораций в РФ и вносит предложения по внесению в законодательство понятия «корпорации».

Ключевые слова: корпорация, объединение, самоуправление, учредители.

Само понятие «корпорация» является сложной правовой категорией.

По мнению Грицай Н. В. корпорацией может называться объединение лиц и капиталов, целью которых является осуществление предпринимательской деятельности. Общность лиц и капиталов подразумевает членство в данной корпорации, на деление лиц определенными правами и ответственностью. Корпорация должна иметь внутреннюю структуру и органы управления, которые могли бы организовывать деятельность данной корпорации [2]. Однако не всегда предполагается непосредственное участие лиц в управлении деятельностью корпорации.

Другие правоведы под корпорацией понимают объединение множества предприятий, либо же лиц и объемов деятельности, которые имеют единую стратегию деятельности и единые методы управления вкупе с общей культурой. [3]

Корпорациями, согласно ст. 65.1 ГК РФ, называются «юридические лица, учредители или участники которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган». Чтобы отделить корпорации от других юридических лиц, следует понимать сущность и цели корпорации как таковой.

Об определении корпорации в ст. 65.1 ГК РФ известный правовед Е. А. Суханов пишет: «Ведь такое определение вполне применимо, например, к Российской академии наук, члены которой составляют ее общее собрание и формируют другие ее высшие органы, хотя сама РАН прямо и вполне обоснованно отнесена законодателем к унитарным юридическим лицам — государственным учреждениям (подп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Дело в том, что в данном определении отсутствует такой важнейший признак гражданско-правовой корпорации, как добровольное (договорное) объединение ее учредителями (участниками) определенного имущества для достижения согласованной ими совместной цели (что, разумеется, отсутствует в РАН и в других бюджетных учреждениях, наделяемых имуществом за счет государства и действующих под его субсидиарную ответственность)» [5].

Также можно найти и правовую дефиницию понятия государственной корпорации как разновидности любой корпорации в целом.

Под конкретной государственной корпорацией в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона «О государственной корпорации по содействию разработки, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» следует понимать юридическое лицо, которая создано Российской Федерацией, имеет печать с изображением государственного герба Российской Федерации, имеет собственное наименование, геральдический знак, флаг и эмблему [1]. Аналогичные требования можно найти и в иных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность и на их корпорации (например, таких как Роскосмос). Основным нормативным правовым актом, определяющим понятие государственной корпорации является Федеральный закон «О некоммерческих организациях». В соответствии с положениями статьи 7.1. данного закона, под государственной корпорации следует понимать некоммерческую организацию без членства, которая учреждена Российской Федерацией на основании имущественных взносов.

Итак, под корпорацией следует понимать крупное объединение лиц и капиталов, образованное с целью экономической деятельности в определенной сфере рынка. которые имеют общую цель-реализацию предпринимательской деятельности.

Характерные отличительные черты корпорации:

— присутствие совета директоров;

— присутствует коллективная собственность;

— самоуправление;

— наличие концепции маркетинга;

— незначительная ответственность;

— абсолютная правовая независимость корпорации по отношению к ее владельцам.

Сделав логический вывод о сущности понятия «корпорация», предлагаем следующее определение, которым считаем важным дополнить ст. 65.1 ГК РФ: «Корпорация (корпоративное объединение) — это юридическое лицо, созданное при объединении капиталов и собственности учредителей (основателей организации, акционеров), обладающих правом на участие в управлении объединением и формирование высшего органа, реализующих это право, и иных участников, в целях совместного ведения и распоряжения этим имуществом, социального партнёрства, участия в хозяйственном обороте и выдачи обществу полезного результата (продукта) своей деятельности».

Корпорации должны иметь как юридические, так и фактические признаки, поэтому эти объединения должны руководствоваться, в том числе, и принципами социальной ответственности и социального партнёрства. Для некоторых муниципальных унитарных предприятий (например, для образовательных учреждений) участие в хозяйственном обороте не является главной целью, хотя они выдают обществу результат своей деятельности, и также могут участвовать в хозобороте [4].

Прямое участие государства как регулятора, являющегося основным или главным учредителем, в управлении таких юридических лиц минимально или отсутствует, в принятии рядовых решений они независимы от своего учредителя (создателя).

Для большого количества некоммерческих организаций участие в хозяйственном обороте также не является главной целью, так как их основная цель — просветительская, социальная, культурная или благотворительная, они социально ориентированы, их деятельность направлена на достижение общественных благ, они исполняют общественно полезные услуги. Следовательно, по своей сути эти организации корпорациями не являются. В свою очередь, госкорпорации и корпорации с преобладающим государственным участием имеют главную цель — участие в хозобороте, а государство (как акционер или учредитель) в лице своих департаментов, ведомств, министерств или правительства принимает участие в управлении ими, назначает исполняющих директоров. Эти организации выдают обществу полезный физический продукт своей деятельности, в целях чего и созданы. Следовательно, по своей сути эти организации являются корпорациями.

Эти замечания представляют собой перспективу расширения и коррекции действующего списка корпораций, отраженного в ст. 65.1 и далее в гл. 4 ГК РФ, а также списка унитарных юридических лиц, на которые и разделились юридические лица, так как организация их управления и основные цели создания и деятельности расходятся. В связи с обобщением, уточнением понятия «корпорация», следует обратить внимание и на корректировку термина «корпоративные правоотношения». Законодателем в ст. 2 ГК РФ указано определение корпоративных отношений: «…Отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими».

Цели корпоративных правоотношений совпадают с целями создания самой корпорации. Важно также разделить корпоративные правоотношения на внутренние и внешние. Внутренние правоотношения связаны с организацией деятельности и управлением юридическим лицом. Внешние разделяются на отношения корпорации с государственными органами (их можно назвать административными) и отношения с другими физическими и юридическими лицами (к примеру, инвесторами, дочерними организациями и контрагентами).

Обобщая проведённый анализ, исходя из вышесказанного, делая логические выводы, данную статью Кодекса можно дополнить таким содержанием: «Корпоративные отношения (правоотношения) — это правоотношения субъектов (аппарата управления, органов и отделов корпорации, учредителей, акционеров и собственников) корпорации внутри корпоративного объединения, связанные с участием, организацией деятельности и управлением в нём, а также сопровождающие этот процесс внешние отношения субъектов корпорации с государством, физическими и юридическими лицами, направленные на осуществление целей деятельности корпоративного объединения».

Исходя из предложенной трактовки термина «корпорация», можно сделать вывод, что совершенствование законодательства в целях эволюционного развития правовой основы деятельности корпораций и корпоративных правоотношений не завершено. Законодатель ещё не раз вернётся к трактовке данных понятий и корректировке списков корпоративных и унитарных юридических лиц.

На наш взгляд для того, чтобы избежать проблем в области правового трактования понятий, следует внести в законодательство понятие корпорации и указать её отличительные черты.

Литература:

  1. Федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ (ред. от. 31.07.2020) «О государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» // СПС Консультант Плюс
  2. Грицай Н. В. Понятие и сущность корпорации // Вестник Самарской гуманитарной академии серия: Право, 2015. — C. 20–22.
  3. Гукасян З. О. Теоретические подходы к изучению сущности корпорации в России // Вопросы регулирования экономики, 2013. — № 1. — C. 43–45
  4. Могилевский А. С. Термин «корпорация» и основы правоотношении корпораций, государства и общества // В сборнике: Проблемы защиты прав: история и современность. XV Международная научно — практическая конференция. Санкт-Петербург, 2021. — С. 41–46.
  5. Суханов Е. А. Об итогах реформы Гражданского кодекса Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — СПб. — 2016. — № 1(324). — С. 95–99.
Основные термины (генерируются автоматически): корпорация, ГК РФ, государственная корпорация, лицо, корпоративное объединение, Российская Федерация, участие, хозяйственный оборот, юридическое лицо, высший орган.


Похожие статьи

Модели множественного единоличного исполнительного органа корпорации

В статье автор описывает возникновение множественного единоличного органа в российском правопорядке, раскрывает сложившиеся на практике модели множественного единоличного органа, а также обозначает существующие проблемы при введении такого органа в к...

Государственные корпорации Российской Федерации: анализ законодательства и деятельности

В статье авторы исследуют появление государственных корпораций в Российской Федерации

Понятие, классификация и особенности правового статуса государственных корпораций

В данной статье говорится об особенностях правового статуса государственных корпораций при помощи анализа понятия, признаков и классификации. Обобщаются выводы об исключительности правового состояния данных юридических лиц.

Понятие и сущность холдинга

В данной публикации анализируются различные подходы к определению понятия «холдинг», предлагается авторская дефиниция исследуемой формы организации коммерческих субъектов.

Понятие и сущность ценных бумаг корпорации как объектов гражданского права

В статье рассматриваются существующие в науке подходы к определению корпоративных ценных бумаг, формулируется понятие корпоративных ценных бумаг. Рассматривается сущность ценных бумаг корпорации и их место в системе объектов гражданского права.

Правовое положение акционерных обществ

Статья посвящена актуальным вопросам правового статуса публичных и непубличных акционерных обществ в РФ. Автором рассмотрены положения действующего гражданского законодательства, определяющие понятие, природу и признаки указанных хозяйствующих субъек...

Понятие и признаки социального государства в Российской Федерации и зарубежных странах

В статье авторы пытаются изучить понятие социального государства в Российской Федерации и зарубежных странах.

История развития и современное правовое регулирование корпоративных ценных бумаг

Статья посвящена рассмотрению истории развития законодательства о корпоративных ценных бумагах. Автор выделяет четыре периода развития законодательства с присущими им особенностями. Также рассматривается современное правовое регулирование корпоративн...

Понятие корпоративной ценной бумаги

В данной статье автор анализирует современное российское законодательство и научную литературу, формулирует комплексное понятие корпоративной эмиссионной ценной бумаги, выявляет проблемы в указанной области.

Корпоративный договор как соглашение об осуществлении корпоративных прав

В статье автор рассматривает институт корпоративного договора, с помощью которого участники хозяйственных обществ могут установить особый порядок осуществления ими корпоративных прав, а также выявляет расхождение в судебном толковании норм о корпорат...

Похожие статьи

Модели множественного единоличного исполнительного органа корпорации

В статье автор описывает возникновение множественного единоличного органа в российском правопорядке, раскрывает сложившиеся на практике модели множественного единоличного органа, а также обозначает существующие проблемы при введении такого органа в к...

Государственные корпорации Российской Федерации: анализ законодательства и деятельности

В статье авторы исследуют появление государственных корпораций в Российской Федерации

Понятие, классификация и особенности правового статуса государственных корпораций

В данной статье говорится об особенностях правового статуса государственных корпораций при помощи анализа понятия, признаков и классификации. Обобщаются выводы об исключительности правового состояния данных юридических лиц.

Понятие и сущность холдинга

В данной публикации анализируются различные подходы к определению понятия «холдинг», предлагается авторская дефиниция исследуемой формы организации коммерческих субъектов.

Понятие и сущность ценных бумаг корпорации как объектов гражданского права

В статье рассматриваются существующие в науке подходы к определению корпоративных ценных бумаг, формулируется понятие корпоративных ценных бумаг. Рассматривается сущность ценных бумаг корпорации и их место в системе объектов гражданского права.

Правовое положение акционерных обществ

Статья посвящена актуальным вопросам правового статуса публичных и непубличных акционерных обществ в РФ. Автором рассмотрены положения действующего гражданского законодательства, определяющие понятие, природу и признаки указанных хозяйствующих субъек...

Понятие и признаки социального государства в Российской Федерации и зарубежных странах

В статье авторы пытаются изучить понятие социального государства в Российской Федерации и зарубежных странах.

История развития и современное правовое регулирование корпоративных ценных бумаг

Статья посвящена рассмотрению истории развития законодательства о корпоративных ценных бумагах. Автор выделяет четыре периода развития законодательства с присущими им особенностями. Также рассматривается современное правовое регулирование корпоративн...

Понятие корпоративной ценной бумаги

В данной статье автор анализирует современное российское законодательство и научную литературу, формулирует комплексное понятие корпоративной эмиссионной ценной бумаги, выявляет проблемы в указанной области.

Корпоративный договор как соглашение об осуществлении корпоративных прав

В статье автор рассматривает институт корпоративного договора, с помощью которого участники хозяйственных обществ могут установить особый порядок осуществления ими корпоративных прав, а также выявляет расхождение в судебном толковании норм о корпорат...

Задать вопрос