В данной статье рассматриваются положения Устава Всемирной туристской организации.
Ключевые слова: Всемирная туристская организация, Устав, сфера туризма, международный туризм, международная межправительственная организация.
This article discusses the provisions of the Charter of the World Tourism Organization.
Keywords: World Tourism Organization, The Charter, tourism industry, international tourism, international intergovernmental organization.
Устав Всемирной туристской организации (ЮНВТО) представляет собой обширный правовой документ, который разделён на смысловые блоки и состоит из 45 статей. Устав вступил в силу 2 января 1975 года, является действующим и открытым для новых государств-членов. Устав регламентирует правовой статус, основные задачи, цели, организационную структуру и функции ЮНВТО.
Согласно 3-ей статье Устава, главной целью ЮНВТО является «содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, всеобщее уважение, соблюдение прав человека и основных свобод независимо от языка, расы, пола и религии» [2]. В этой же статье закреплено, что ЮНВТО поощряет интересы развивающихся стран и для успешного функционирования в качестве ведущей международной организации в области туризма осуществляет тесное сотрудничество с Организацией Объединенных Наций (ООН).
В соответствие с 4-ой статьёй Устава, существует три категории государств-членов, а именно: действительные члены, ассоциированные члены и присоединившиеся члены. В статьях 5–7 Устава изложены особенности правового статуса для каждой категории государств-членов. Статус действительного члена доступен для всех суверенных государств. Ассоциированными членами признаются территории, которые являются автономиями и не имеют внешнеполитической самостоятельности. Присоединившимися членами являются различные организации и компании, задействованные в области туризма и в смежных с ней сферах (туристические агентства, центры консультации, гостиницы). Важной особенностью является то, что на основании резолюции Генеральной Ассамблеи в ходе работы Всемирной туристкой организации участвуют также страны-наблюдатели.
Отличие наблюдателей и ассоциированных членов от действительных государств-членов выражается в том, что первые две категории наделены правами и обязанностями не в полной мере. Особенность ассоциированных членов заключается в том, что они не несут ответственность за свою внешнюю политику и могут стать членами Всемирной туристской организации только если их кандидатуры утверждены правительствами стран, которым подотчетны их внешние отношения. Если же сопоставить статус наблюдателя со статусом ассоциированного члена, то ассоциированное членство предполагает правовую связь между государством и международной организацией как таковой, которая устанавливает определенные способы участия в институциональной системе международной организации. Статус наблюдателя допускает лишь участие субъекта в конкретном органе по отдельным вопросам без права голоса. Необходимо также отметить, что на 16-ой сессии Генеральной Ассамблеи в 2005 году была исключена формулировка «присоединившиеся члены». Государства-члены, подпадающие до поправок в данную категорию, стали ассоциированными членами [3].
Статьи 8–24 Устава ЮНВТО посвящены институциональной структуре Всемирной туристкой организации. В статьях 25–26 Устава закреплены нормы о бюджете и расходах ЮНВТО. Статья 27 Устава содержит положения о кворуме. Статьи 28–30 Устава регламентируют правила проведения голосования. В статьях 31–32 Устава отмечается, что Всемирная туристская организация является юридическим лицом и пользуется необходимыми привилегиями для успешного осуществления своих функций. Статья 33 закрепляет положения о поправках к Уставу, статьи 34 и 35 посвящены приостановлению членства и выходу из числа членов соответственно. Согласно 36-ой статье Устав вступает в силу с момента, когда действительные члены направят официальное уведомление о принятии Устава и согласии взять на себя обязательства. Статья 37 Устава содержит нормы о депозитарии, статьи 38–39 посвящены толкованию и официальным языкам ЮНВТО, статьи 40–45 —временным положениям.
Принимая во внимание тот факт, что Всемирная туристская организация является специализированным учреждением ООН, следует отметить, что существует необходимость внесения изменений в Устав ЮНВТО. В первую очередь, в статье 3-ей Устава должно существовать положение о ЮНВТО как о специализированном учреждении ООН [4]. Более того, необходимо подчеркнуть взаимосвязь туризма и устойчивого развития как в статье 1 Соглашения между ООН и ЮНВТО. Кроме этого, следует чётко и полно урегулировать вопросы взаимоотношений ЮНВТО с ООН и специализированными учреждениями ООН.
Литература:
- Писаревский Е. Л. Стратегия развития туризма как ключевое направление туристской деятельности в Российской Федерации/ Писаревский Е. Л. // Юридический мир. —2011. —№ 5. — С.27–29
- Устав Всемирной туристской организации (ВТО) (Вместе с «Финансовыми правилами») (Устав принят в г. Мехико 27.09.1970) // Министерство образования и науки Российской Федерации, Международное публичное право, Сборник документов, Часть II.- М.: «Проспект», 2006 год
- Писаревский Е.Л. Основы туризма: учебник / коллектив авторов ; под ред. Е.Л. Писаревского. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – С. 234
- Чеботарева И. А. Сотрудничество государств по правовому регулированию международной туристской деятельности: автореф. дис. на соис. уч. степ. д-ра юрид. наук: 12.00.10 / Cанкт-Петербургский государственный университет, 2004. — 18 с.
- https://www.unwto.org/. — Текст: электронный // Всемирная туристская организация: [сайт]. — URL: (дата обращения: 01.04.2022)
- https://www.un.org/ru — Текст: электронный // Организация Объединенных Наций: [сайт]. — URL: (дата обращения: 01.04.2022)