Профилактика речевых нарушений младших дошкольников посредством нейропсихологического подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 04.04.2022

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Нарышева, О. В. Профилактика речевых нарушений младших дошкольников посредством нейропсихологического подхода / О. В. Нарышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89982/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящее время многие исследователи указывают, что по статистике у новорожденных отмечаются патологии центральной нервной системы, что в дальнейшем отражается на состоянии моторики и речи. У детей уже в младшем дошкольном возрасте отмечается снижение уровня речевого развития, что проявляется в нарушениях звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, недостаточном объеме словарного запаса [5, с 17]. В связи с этим исследователи указывают на необходимость профилактики речевых нарушений уже в младшем дошкольном возрасте.

Профилактические меры — это комплекс мер социально-профилактического, медицинского и педагогического характера, направленный на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждений в ее поведении [3, с. 34]. В рамках представленного исследования профилактические меры направлены на предупреждение речевых нарушений у младших дошкольников посредством нейропсихологического подхода.

Современные представления о закономерностях развития высших психических функций в онтогенезе, данные о пластичности детского мозга и его больших резервных возможностях направлены на создание новых направлений в профилактической и коррекционной работе в рамках нейропсихологического подхода.

В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: зрительный, слуховой, речедвигательный, тактильно-кинестетический. Работа по профилактике речевых нарушений у младших дошкольников с использованием нейропсихологического подхода позволяет активизировать данные анализаторы и добиться положительных результатов.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ ДДТ «У Белого озера» города Томска. В эксперименте принимали участие 24 ребенка младшего дошкольного возраста. После проведения диагностики на констатирующем этапе исследования дети были разделены на две группы: 12 детей контрольной группы и 12 детей экспериментальной группы. В контрольной группе профилактика речевых нарушений проводилась по традиционным методикам. В экспериментальной группе профилактическая работа проводилась с использованием нейропсихологического подхода.

Цель констатирующего этапа исследования заключалась в выявлении речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностическое обследование детей младшего дошкольного возраста проводилось по методике Н. В. Серебряковой [5, с. 31], за основу были взяты три критерия: уровень развития звукопроизношения, уровень развития речевой моторики, уровень развития активного и пассивного словаря.

В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей младшего дошкольного возраста был выявлен средний и низкий уровень речевого развития, несоответствующий возрастной норме.

Полученные на констатирующем этапе исследования результаты стали основой для дальнейшей профилактической работы.

В основе профилактики речевых нарушений посредством нейропсихологического были использованы исследования Б. А. Архиповой, Е. А. Воробьевой, А. Р. Лурия, Л. С. Назаровой, А. В. Семенович, Л. С. Цветковой.

Занятия проводились как в группах, так и индивидуально. Каждое занятие дублировалось с заменой некоторых упражнений и отрабатывалось до получения необходимого результата. Занятия проводились в течение 15–30 минут, продолжительность варьировалась с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития младшего дошкольника. Формы реализации: индивидуальные и групповые занятия в форме игровой терапии.

Профилактическая работа с применением нейропсихологического подхода начиналась с двигательных методов, так как закрепление телесных навыков предполагает развитие таких психических функций, как эмоции, восприятие, память.

Дыхательные упражнения использовались для координации ритма организма, развития самоконтроля.

Глазодвигательные упражнения позволяли расширить поле зрения, улучшить восприятие.

Растяжки и базовые сенсомоторные взаимодействия помогали нормализовать гипертонус и гипотонус. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка.

В процессе проведения занятия была использована тихая мелодичная музыка, которая помогала младшим дошкольникам отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.

Таблица 1

Н аправления профилактической работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием нейропсихологического подхода.

Сфера развития

Упражнение

1

Устранение нарушений звукопроизношения

«Толстяк»: дошкольник держит кисти рук ладонями вниз. На счёт раз — ребенок надувает щеки, пальцы обеих рук сжимаются в кулаки, на счёт два — ребенок одновременно сдувает щёки

2

Формирование фонематического слуха

«Похлопаем»: педагог произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит определенный звук

3

Развитие артикуляционной моторики

«Колечко»: поочередно и как можно быстрее следует перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний. Упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем двумя руками

4

Развитие мелкой моторики

«Крестики»: дошкольник должен перекрестить указательный и средний пальцы, затем средний и безымянный, безымянный и мизинец поочередно сначала на одной руке, затем на другой и, наконец, на обеих руках

5

Развитие речевого дыхания

«Кулак-палец»: во время выполнения упражнения дошкольник стоит или сидит. Во время команды педагога «вдох» ребенок делает вдох через нос (при этом рот закрыт), одновременно поворачивая большие пальцы рук вверх. На команду «выдох», ребенок делает выдох через широко открытый рот, одновременно поворачивая большие пальцы вниз. Дыхание медленное и глубокое. Во время выполнения упражнения двигаются только кисти рук

6

Дыхательные упражнения

«Воздушный шарик»: ребенок ложится на спину, вытягивает руки вдоль туловища, ноги лежат прямо. Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и, шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается

7

Растяжки

«Качалка»: сесть на пол, обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу

8

Глазодвигательные упражнения

«Конвергенция»: ребенок лежит. Педагог поднимает предмет на уровень вытянутой руки ребенка, прямо над переносицей. Медленно двигая предмет к переносице, необходимо добиться, чтобы оба глаза смотрели на него

9

Базовые сенсомоторные взаимодействия, ползание

«Партизан»: ползание на животе. Ребенок ложится на живот и ползет, как сможет. Педагог следит за правильностью выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблемных зонах ребенка и помогает ему

По окончании формирующего этапа повторно было проведено исследование, целью которого являлось сравнение полученных результатов и эффективности проведенной работы по выявлению уровня развития речи у младших дошкольников. Для выявления уровня сформированности звукопроизношения была повторно использована методика диагностики Н. В. Серебряковой.

Полученные результаты диагностики в экспериментальной группе показали, что на контрольном этапе исследования значительно преобладал средний уровень развития звукопроизношения, речевой моторики, активного и пассивного словаря (58,3 %). Высокий показатель развития речи вырос до 25 %, низкий показатель снизился до 16,7 %.

Полученные результаты контрольного этапа в контрольной группе показали, что на контрольном этапе исследования значительно преобладал средний уровень звукопроизношения, речевой моторики, активного и пассивного словаря — 58,3 %. Высокий уровень развития речи — 8,3 %, показатели высокого уровня развития активного и пассивного словаря не были выявлены. Показатели низкого уровня — 33,3 %.

Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что в экспериментальной группе были выявлены более высокие показатели. Получению положительных результатов способствовало применение на формирующем этапе нейропсихологического подхода.

Литература:

  1. Малафеева, Ю. В. Организация нейропсихологического сопровождения развития детей младшего дошкольного возраста: учебное пособие / Ю. В. Малафеева. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2021. — 120 с.
  2. Маркина Т. Л. Нейропсихологический подход в диагностике нарушений речи детей младшего дошкольного возраста // Студенческая наука и XXI век. — 2020. — Т. 17. — № 1(19). — Ч. 2. — С. 182–182.
  3. Педагогический словарь / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова. — Москва: Академия, 2008. — 343 с.
  4. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. — Москва: Генезис, 2010. — 474 с.
  5. Серебрякова, Н. В. Диагностическое обследование детей младшего дошкольного возраста / Н. В. Серебрякова. — Москва: КАРО, 2013. — 48 с.
  6. Халикова, Р. М. Нейропсихологический подход в коррекционно– развивающем обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедической группы ДОО / Р. М. Халикова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. — 2018. — № 3. — С. 353–356.
  7. Хомская, Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. — Санкт-Петербург: Питер, 2017. — 496 с.
  8. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками — развиваем речь / В. В. Цвынтарный. — Москва: Центрполиграф, 2012. –32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший дошкольный возраст, нейропсихологический подход, ребенок, пассивный словарь, констатирующий этап, контрольная группа, контрольный этап, профилактическая работа, речевая моторика, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс формирования их нейропсихологического пространства

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Диагностика самооценки как компонента личности младших школьников с ОВЗ в аспекте их комплексного сопровождения

Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста

Дифференциальная диагностика аутизма в работе педагога-психолога

Похожие статьи

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс формирования их нейропсихологического пространства

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Диагностика самооценки как компонента личности младших школьников с ОВЗ в аспекте их комплексного сопровождения

Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста

Дифференциальная диагностика аутизма в работе педагога-психолога

Задать вопрос