В статье автор делится приёмами технологии критического мышления для формирования универсальных учебных действий на уроках истории.
Ключевые слова: формирование, универсальные учебные действия, приемы, вызов, осмысление, рефлексия.
Современная система образования и новый Федеральный государственный образовательный стандарт поставили перед школой важную задачу — формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных. Возникает вопрос: как формировать эти учебные действия? Одним из таких средств является технология развития критического мышления, внедрение приемов которой позволяет формировать все УУД. Данная технология позволяет активизировать и оптимизировать деятельность учеников на уроке, организовать поисковый характер усвоения знаний. При этом роль учителя заключается в том, чтобы направить размышления обучающихся в правильное русло, подтолкнуть их к принятию осознанного самостоятельного решения, к формулировке выводов и умозаключений [2, с. 4].
Согласно И. В Муштавинской, «структура урока в рамках технологии развития критического мышления представлена тремя стадиями (фазами): вызов, осмысление, рефлексия» [3, с. 10].
Первая стадия — вызов. На данной стадиизадача педагога не только стимулировать учащихся на активную работу и вызвать интерес к теме, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе уже является серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы [3, с. 10–11]. Здесь можно использовать такие приемы, как кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т. д. [1, с. 14–15]
Вторая стадия — осмысление . На этой стадии идет непосредственная работа с информацией. Приемы и методы данной технологии позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным [3, с. 10–11]. Здесь используем методы активного чтения: маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы [1, с. 14–15].
Третья стадия — рефлексия . На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается [3, с. 10–11]. Можно использовать следующие приемы: заполнение кластеров, таблиц, возврат к верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы, дискуссии, составление синквейнов и т. д. [1, с. 14–15]
Как видим, приемов и методов, применяемых на каждой стадии, много. Рассмотрим некоторые из них, используемые в работе на уроках истории на примере темы «Смута».
На стадии вызова используем прием «Верные — неверные утверждения». Ученикам предлагается таблица, в которой ребята должны выбрать верные утверждения, ориентируясь на знания, которые были получены ранее.
Утверждение |
Верно/неверно |
1. Начало XVII века называют Смутой. |
|
2. Одной из причин Смуты было пресечение династии Рюриковичей. |
|
3. Во время Смуты власть переходила от одной боярской группировки к другой. |
|
4. Закончилась Смута после возведения на царский трон польского королевича Владислава. |
Таким образом, «на данном этапе идет настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты, акцентируется внимание на проблемных вопросах» [2, с. 5].
На стадии осмысления используем прием «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») — графический способ представления информации, который помогает структурировать процесс. Голова — проблема темы, верхние косточки — причины, нижние косточки — следствия, хвост — вывод. [4]. Работая с текстом учебника, учащиеся систематизируют материал и представляют его в следующем виде:
На стадии рефлексии возвращаемся к приему «Верные — неверные утверждения» и выясняем, какие из утверждений были верными.
Таким образом, можно сделать вывод, что используемые приемы технологии развития критического мышления способствует успешному формированию всех видовУУД. У ребят формируется умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, смысловое чтение, умение преобразовывать текст в схему, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, владение основами самоконтроля и самооценки [5]. Приёмы развития критического мышления позволяют сделать работу на уроках более разнообразной и интересной, а главное — продуктивной.
Литература:
- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., доработ. — Москва: Просвещение, 2011. — 222 c. — Текст: непосредственный.
- Мельникова А. М. Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы) / А. М. Мельникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2. — С. 4–6.
- Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие. / И. В. Муштавинская. — Санкт-Петербург, 2014. — 150 c. — Текст: непосредственный.
- Карповская, И. П. Эффективные методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории / И. П. Карповская. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/effektivnie-metodicheskie-priemi-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-istorii-3568814.html (дата обращения: 02.04.2022).
- Описание УУД. — Текст: электронный // Сайт школы-интерната № 24 ОАО «РЖД»: [сайт]. — URL: http://schoolint24.ru/uchitelskaya/metod_kop/opisanie_uud.pdf (дата обращения: 03.04.2022).