В статье дано понятие порчи земель в соответствии с российским законодательством, приведен краткий обзор административной ответственности за порчу земель, дана характеристика уголовной ответственности за порчу земель, рассмотрена судебная практика привлечения к уголовной ответственности за порчу земель, изучены практические вопросы разграничения уголовной и административной ответственности по данному правонарушению.
Ключевые слова: порча земель, уголовная ответственность, плодородный слой, загрязнение земли, отравление земли, снятие плодородного слоя, уничтожение плодородности почвы.
Актуальность изучения вопроса уголовной ответственности за порчу земель обусловлена тем, что в России за последнее десятилетие наблюдается динамичное ухудшение состояния земель, повышается уровень их загрязнения. Данные государственного мониторинга земель свидетельствуют о том, что за период с 2017–2021 гг. наблюдается интенсивное развитие эрозии почвы, дефляции, засоления и заболачивания, подтопления и зарастание земель сельскохозяйственного назначения мелколесьем, сорной травой, которые влекут за собой снижение плодородности угодий, а в дальнейшем приводит к выводу данных участков из хозяйственного оборота.
Земля выступает главным природным ресурсом, неотъемлемой составляющей биосферы нашей планеты, она необходима для поддержания жизни всех живых существ, является главным компонентом всех видов деятельности человека. Поэтому не удивительно, что современною законодательство РФ уделяет особое внимание охране и защите земель от порчи и снижения качества ее состояния.
Порча земель — это экологическое преступление, которое заключается в незаконном, несогласованном снятии или перемещении верхнего наиболее плодородного слоя почвы, либо ухудшении уровня ее плодородности, не соблюдении правил обращения с удобрениями, агрохимикатами и пестицидами, которые наносят урон почве и окружающей среде. Ухудшение уровня плодородности почвы часто выражается в насыпке поверх природного слоя почвы другого грунта, заливе плодородной почвы бетоном или создании на ее основе асфальтового покрытия, уничтожении плодородности при заготовке древесины, снятии плодородного слоя почвы при строительстве, укатывании тяжелыми транспортными средствами, прокладке дорог по плодородной почве.
Законодательство РФ предусматривает ответственность за порчу земель. Так, административная ответственность регламентирована ст. 8.6 «Порча земель» Кодексом об административных правонарушениях [2]. В данной статье закреплено, что самовольное снятие или перемещение плодородного слоя запрещено. Снятие плодородного слоя почвы выражается в отделении его плодородной составляющей без получения соответствующего разрешения на это в установленном законом порядке. Совершение данного деяния предусматривает административную ответственности в виде наложения штрафа на физические лица в размере 1 000–3 000 руб., на должностные лица 5 000–10 000 руб., на юридические лица 30 000–50 000 руб. [2].
Не допускается также и перемещение плодородного слоя почвы (то есть изменение места его территориального нахождения) без разрешения, полученного в установленном законом порядке.
Однако, законодательство РФ предусматривает не только административную, но и уголовную ответственность за порчу земель.
Ч. 1 ст. 254 УК РФ закрепляет наступление уголовной ответственности за совершение преступления по отравлению, порче земель посредством вредных продуктов хозяйственной деятельности, загрязнению, которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью человека, или нанесли вред окружающей среде [3].
Ст. 13 Земельного кодекса РФ дает исчерпывающий список деградации земель. В данной статье указано, что деградация земель может возникнуть в результате эрозии почвы по ветряной или водной причине, в следствие схода селевых потоков, заболачивания местности и подтопления земель, иссушения верхних слоев, уплотнения в следствие укатывания тяжелой техникой, загрязнения путем ненадлежащего применения удобрений и пестицидов, захламления отходами производственной деятельности и прочие причины [1].
Деяния, которые указаны в ст. 254 Уголовного кодекса РФ, которые повлекли по неосторожности смерть человека, предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет [3].
Стоит отметить, что в УК РФ не содержится информации о видах ответственности за засорение отходами или отбросами, создание несекционных свалок и полигонов скопления отходов, порчу механическим воздействием на верхние слои почвы.
Порча земель может быть совершена как по умыслу, так и в следствие неосторожного обращения, чаще всего в судебной практике встречаются случаи неосторожного обращения с землей. При буквальном толковании ст. 254 УК РФ уголовная ответственность исключается [3].
В некоторых субъектах РФ наблюдается критическое состояние земель. Осуществление государственного контроля в области земельных правоотношений во многих городах РФ является неэффективным и имеет разобщенность между различными ведомствами. Уголовно-правовые средства не применяются в должной мере. Проблема преступлений в сфере экологии часто недооценивается правоохранительными органами, хотя данные преступления оказывают влияние на качество жизни ни одного гражданина, а всех жителей муниципальных образований.
Регистрация экологических преступлений в России находится на очень низком уровне, по сравнению со странами Запада. В последнее время участились случаи розлива нефти, аварий на трубопроводном транспорте, которые оказывают негативное влияние на экологию в целом, и на качество состояния земель в частности.
Проведя анализ судебной практики уголовной ответственности за порчу земель, было установлено, что часто суды выносят приговоры по ст. 254 УК РФ избирая самые мягкие виды наказаний. Так, например, в Астрахани в 2021 г. приговором суда было признано виновным должностное лицо в порче земли вредными продуктами хозяйственной деятельности, произошедшее из-за нарушений основных правил обращения с биологическими веществами при осуществлении их транспортировки. При вынесении приговора суд принял во внимание смягчающие обстоятельства по делу — обвиняемый признал свою вину, раскаялся в содеянном. При определении размера штрафа суд учитывал находящихся на иждивении детей, общий доход и уровень материального состояния и установил его в размере 100 000 руб.
Следует отметить, что при рассмотрении дел, связанных с загрязнением, порчей почвы не редко возникают споры, какой вид ответственности должен быть применен — административная (ст. 8.6 КоАП) или уголовная (ст. 254 УК РФ). При разграничении вида ответственности необходимо в первую очередь обратить внимание на последствия данного правонарушения. В составе административных правонарушений произошедшая порча земель выступает в качестве последствия, а в составе преступления, предусмотренного уголовным кодексом порча земель обязательно должна повлечь либо нанесение вреда окружающей среде, либо здоровью или жизни людей.
Ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» раскрывает сущность понятия вреда окружающей среде и определяет его в качестве негативного изменения окружающей среды в следствие ее загрязнения, которое повлекло за собой процесс деградации естественных экологических систем или истощение природных ресурсов [4].
В комментариях к данной статье даются разъяснения о том, что установка факта причинения вреда окружающей среды не предусматривает обязательной деградации всех ее элементов.
Проведенный анализ особенностей привлечения к уголовной ответственности за порчу земель в РФ позволяет прийти в выводу, что нормы ст. 254 УК РФ закрепляют в законодательстве возможность привлечь к уголовной ответственности за порчу земель, преследуя при этом достижение высокой цели — обеспечение сохранности важной составляющей для всех жителей нашего государства — земли, которая необходима для обеспечения многих видов хозяйственной деятельности человека. Из вышеизложенного становится понятно, что разграничение административного правонарушения и экологического преступления по возникшим от правонарушения последствиям на практике практически не представляется возможным. Именно поэтому чаще всего лиц, признанных виновным в порче земли в результате ее загрязнения, нарушении правил обращения с опасными отходами, привлекают к административной, а не к уголовной ответственности.
Таким образом, актуальным является вопрос установления в уголовном законодательстве четких критериев и разграничения понятий различных видов причиняемого вреда окружающей среде.
Литература:
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 16.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 09.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2022).
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 (ред. от 30.12.2021).