Паспорт проекта
Подготовительный этап
Педагоги:
– Определение темы проекта;
– Формулировка цели и задач;
– Составление плана основного этапа проекта;
– Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми, иллюстрации «Осень золотая», худ. литературы;
– Подбор игр: пальчиковых, подвижных, дидактических;
Родители:
– Информация родителей о предстоящем проекте. Привлечение родителей к участию в проекте.
Дети:
– вхождение в проект.
Наименование проекта |
«Осенний калейдоскоп» |
Адресация проекта |
Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями |
Авторы проекта |
Воспитатели Николаева И. Б. Лазарева Л. Ю. |
Участники проекта |
Педагоги, родители и воспитанники младшей группы. |
Сроки реализации |
краткосрочный с12.10 -23.10.2020г |
Вид проекта |
Познавательно — исследовательский, творческий, групповой. |
Форма проведения |
Фронтальная, групповая |
Проблема: |
Новый учебный год, традиционно, в нашем детском саду начался с осенней тематики. Так как у нас группа «новая», детки все «домашние», знания, умения детей о природе, о сезонных изменениях не достаточны. И мы считаем, что именно в этот период необходимо давать детям разнообразную информацию о времени года — осень, о явлениях природы происходящих осенью. Реализация нашего проекта позволит ознакомить детей с представлением об осени — как самого яркого времени года, с её характерными признаками, и будет способствовать развитию творческих способностей и поисковой деятельности, а также развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста. |
Актуальность проекта |
Осень — прекрасное и удивительное время года. Природа осенью полна неповторимым разнообразием цветов и красок. Это необыкновенное и яркое время года! Когда заканчивается сентябрь, и дыхание осени уже ощущается все сильнее, самое время рассказать своим детям про осень, об этом восхитительном времени года поподробнее. Дети младшего возраста очень любознательны и хотят все знать, поэтому мы решили провести углубленную работу по ознакомлению детей с временем года — осень через познавательно-творческую деятельность. |
Цель проекта |
Создать условия для знакомства детей с характерными особенностями осенних изменений в природе |
Задачи проекта |
Задачи проекта для детей: Образовательные: – познакомить детей с понятием «время года — осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью; – расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов; – расширять и активизировать словарный запас детей; – формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. – формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). – продолжать учить детей отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. – Развивающие: – развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе осенью; – развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; совместных игр. – развивать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: цвету, форме, величине. – развивать художественно- творческие способности – Воспитательные: – воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в времени года «Осень»; – воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать); – воспитывать бережное отношение к природе. Задачи проекта для родителей : – Заинтересовать родителей воспитанников в сотрудничестве с педагогами детского сада при реализации образовательного процесса. – Закрепление и развитие новых навыков и умений ребёнка в домашних условиях. – Повысить экологическое просвещение родителей. Задачи проекта для педагогов : – Обогащение развивающей предметно — пространственной среды группы. – Создание в группе условий для осуществления детских замыслов. – Повышение творческого потенциала, самореализация педагогов. |
Ожидаемые результаты |
Дети —Мы предполагаем, что у детей будут сформированы представления об осени как времени года; они проявят познавательную активность, любознательность; выразят свои впечатления об осени в различных видах деятельности, будут эмоционально реагировать на мир природы. Родители —Мы предполагаем, что родители проявят интерес к проекту, и будут участвовать в совместной творческой деятельности. |
Итоги проекта |
Выставка совместных работ родителей и детей: «Краски осени». |
Продукт проекта: |
Творческие работы детей «Осеннее дерево» рисование, «Веселый ёжик» (аппликация), пластилинография «Ветка рябины», «Дождик чаще, кап –кап –кап» (рисование). |
Итог проекта |
Выставка совместных работ родителей и детей «Краски осени». |
Этапы проекта:
1этап — подготовительный:
Постановка целей, задач, составление плана совместной работы с детьми, педагогами, родителями, создание предметно-развивающей среды согласно теме проекта, подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми, подбор методической литературы по теме.
2 этап — основной
Деятельность детей |
Деятельность родителей |
Деятельность педагогов |
Дидактические игры: «Осенние листочки». «Чудесный мешочек» «Шишки с веточки упали — их ребята все собрали!» «По дорожке в лес идем»..., «Дорожка в лес» (с конструктором) «Все листочки разные»... «Найди желтый и красный листочек»... |
Помощь в изготовлении атрибутов к играм: «Чудесный мешочек»; «Найди листочек». Сбор природного материала. |
Привлечение родителей к участию в оформлении группы, раздевалки. Обновление и наполнение атрибутов к играм. |
С\р игры: «Оденем куклу на прогулку» «Сварим суп для зайчат» «Зверушки заболели» «Кукле Кате помогу- И компот для нас сварю!» |
Задание: «Что нужно для компота?» (Фруктовый микс) |
Внесение элементов осенних признаков в оформление игрового уголка. |
Подвижные игры: «Солнышко и дождик» «Собери урожай» «Листопад» «У медведя во бору» «Птички в гнездышках» «Догони листочек» «Зайка серый умывается» |
Задание: Изготовление осенних листьев. |
Изготовление и подбор атрибутов к подвижным играм. |
Рисование Творческая работа «Осеннее дерево». «Дождик, чаще, кап — кап — кап». «Листопад». «Волшебные листочки» |
Рисуем дома. (консультация для родителей) |
Разработка конспектов НОД. |
Лепка «Ветка рябины» (пластилинография) Развивающая образовательная ситуация: «Листики в садочке» «Что я вижу за окном» «В осеннем лесу» Аппликация «Веселый ёжик» |
Закрепление приемов лепки. (с ребенком дома) |
Разработка конспектов НОД. Подбор образовательных ситуаций. |
НОД «Листья осенние». «Осень золотая». |
Закрепление приемов рисования. (с ребенком дома) |
Разработка конспектов НОД. |
Наблюдения: —за сезонными изменениями осенью; —за листочками; —за осенним небом; —за осенним деревом |
Фотовыставка «Осенняя прогулка» |
Конспекты прогулок. |
Культурно — гигиенические навыки: Игра: «Витаминная еда за столом нас ждет всегда!» «На прогулку собираемся — теплее одеваемся»... Рассматривание иллюстраций, беседы на тему: «Деревья осенью» «Дары осени» Чтение и разучивание стихотворений об осени. Разучивание песен об осени, танца с листочками. Использование физкультминуток и пальчиковой гимнастики. |
Совместное приготовление витаминных салатов (фотоотчет). |
Создание картотек стихов, загадок и пальчиковых игр, физминуток по теме «Осень». Подбор листочков (разнообразных по цвету, величине). |
Третий этап — заключительный
– оформление коллективных творческих работ детей: «Осеннее дерево»
– оформление выставки поделок из природного материала «Краски осени».
Результаты реализации проекта: Созданы необходимые условия для организации деятельности по теме проекта (подобраны настольные дидактические игры, наглядный материал). Создана картотека пальчиковых игр по теме «Осень». Развивающая предметно — пространственная среда нашей группы пополнилась новыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм: «Оденем куклу на прогулку», «Овощной магазин». Выполненные детьми и родителями творческие работы активно используются нами в оформлении группы. Мы, считаем, что совместное творчество обогащает предметно-развивающую среду, объединяет коллектив детского сада и семьи воспитанников в вопросах решения общих задач в воспитании и развития детей.
Диагностика детей на начало работы по проекту.
Представления об осени как времени года (находит картинку «Осень» среди других) |
Различает овощи/фрукты |
Находит осеннее дерево |
Различает листья по цветам |
ребенок/общее кол-во детей |
ребенок/общее кол-во детей |
ребенок/общее кол-во детей |
ребенок/общее кол-во детей |
1/ 7 % |
3/20 % |
4/26 % |
7/47 % |
Диагностика детей на конец работы по проекту.
Представления об осени как времени года (находит картинку «Осень» среди других) |
Различает овощи/фрукты |
Находит осеннее дерево |
Различает листья по цветам |
2/15 % |
4/26 % |
4/26 % |
5 /33 % |
Наши дети узнали,
– что осень — это очень яркое время года;
– познакомились с сезонными изменениями в природе, происходящими осенью;
– дети делают первые успехи в выражении своих впечатлений об осени в различных видах деятельности,
– у детей повышается познавательный интерес ко всему новому.
– у детей формируется интерес к совместному творчеству;
– пополнился словарный запас; словами: листопад, дождь, яркая, пасмурно.
– дети стали получать удовольствие от наблюдения за явлениями природы.
А наши родители проявили интерес к данному проекту, активно участвовали в совместной творческой деятельности. А также получили новые знания о некоторых методиках проведения занятий художественно — эстетического развития детей, проведения совместных прогулок в семье.
Приложение к проекту «Осенний калейдоскоп»
Технологическая карта н епосредственно организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в младшей группе.
Рисование «Осенние листья».
Цель деятельности: расширять представления детей об осенних явлениях в природе через художественное творчество.
Задачи:
образовательные:
– расширять представления детей о природном явлении листопаде;
– повторить признаки осени и закрепить знание цветов (желтый, красный, зеленый);
– учить изображать листочки методом примакивания (прикладывание ворса кисти к бумаге);
– учить детей правильно держать кисть, опускать ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки;
развивающие:
– создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности;
– развивать мелкую моторику рук, эстетическое восприятие, формировать образные представления.
воспитательные:
– воспитывать аккуратность при работе с гуашью, желание рисовать рядом с товарищем, не мешая ему.
– вызвать эмоциональную отзывчивость, желание общаться со взрослыми и сверстниками.
– Предварительная работа:
– Знакомство детей с осенними явлениями (листья желтеют, краснеют и падают на землю; меняется погода, становится холодно, пасмурно и дождливо, люди собирают овощи, фрукты). Рассматривание картины «Осень», беседа об осени по картине. Чтение художественной литературы об осени. На прогулке наблюдения за деревьями, за листьями, сбор разноцветных листьев. Игры: «Листопад» (цель: закреплять знания цветов; учить соблюдать правила подвижной игры); «У кого какой листок» (цель: развивать конструктивные навыки, зрительное внимание; закреплять знание цвета, величины (большие, маленькие)
– Материалы и оборудование:
– осенние листья из цветного картона по количеству детей, силуэты осенних деревьев, игрушка-ёжик, проектор, медиаплеер;
– листы бумаги с нарисованными силуэтами деревьев, гуашь желтого, зеленого и красного цветов, кисточки, стаканчики-непроливайки, салфетки на каждого ребенка.
– Методические приемы: игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, изготовление продуктов детского творчества.
– Материалы и оборудование:
– осенние листья из цветного картона по количеству детей, силуэты осенних деревьев, игрушка-ёжик, проектор, медиаплеер;
– листы бумаги с нарисованными силуэтами деревьев, гуашь желтого, зеленого и красного цветов, кисточки, стаканчики-непроливайки, салфетки на каждого ребенка.
– Методические приемы: игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, изготовление продуктов детского творчества.
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Организационный этап |
|
– подготовка атрибутов для деятельности; – подбор литературы и предварительное чтение; – подбор наглядных и дидактических материалов; – подготовка материалов для творческой деятельности; – подбор музыкальных произведений; – подготовка слайдов «осенний лес», «осенний дождь», «птицы летят на юг», «листопад». |
Дидактические игры: «Осенние листочки». «По дорожке в лес идем»..., «Все листочки разные»... «Найди желтый и красный листочек»... |
Продуктивный этап |
|
Организационный момент: – организация динамического упражнения «На прогулку» под музыку (Ранда С. «Листопад») |
– берутся за руки и за воспитателем идут хороводным шагом “змейкой” между разложенными на полу листьями и силуэтами осенних деревьев; – останавливаются и садятся на стулья; (расположение в центре группы) |
Введение в проблему: – создание сюжета «В осеннем лесу»; – показ на экране слайдов: «осенний лес», «осенний дождь», «птицы летят на юг», «листопад» (под музыку П. И. Чайковского «Времена года» осень); – проведение беседы (вопросы воспитателя Какое время года наступило?, По каким приметам вы узнали осень?, Какими словами мы можем сказать об осени? Какая она?), подводит итог. – организация динамического упражнения «Мы листики осенние…» – организация сюрпризного момента «Встреча с ёжиком» |
– «вживание» в сюжетную ситуацию – просмотр слайдов – отвечают на вопросы педагога – выполняют с педагогом движения по тексту, повторяют слова игры; – участвуют в диалоге с педагогом и игровым персонажем |
Формулирование проблемы: — помочь ёжику подготовиться к зиме |
– совместный поиск решения проблемы, помогающий сделать детям правильный выбор |
Разработка плана действий: –нарисовать для ёжика осенние листочки |
|
Поэтапное решение проблемы: – рассматривание с детьми предметов для рисования; – показ и объяснение приёмов изображения. |
– подходят к столам с изобразительными материалами; – рассматривают предметы для рисования, размышляют, отвечают на вопросы педагога; – садятся за столы; – воспринимают показ и объяснение приёмов изображения; – имитируют процесс рисования листочков сухой кисточкой |
Самостоятельное создание детьми продуктов детского творчества |
|
– проведение пальчиковой гимнастики «Осенний букет»; – организация музыкального сопровождения деятельности детей (П. И. Чайковский «Времена года. Осень); – организация индивидуальной работы с детьми при затруднениях; поощрение, напоминание приемов изображения |
– выполняют с педагогом движения по тексту, повторяют слова игры; – самостоятельно рисуют листопад |
Презентативный этап |
|
– рассматривание детских работ; – словесное поощрение детей за качественно выполненную работу; |
– рассматривают рисунки; делятся впечатлениями; – дарят свои рисунки ёжику |
Итоговый этап |
|
– организация выведения детей из игровой ситуации; – подведение итогов деятельности. |
– берутся за руки и за воспитателем идут хороводным шагом; – отвечают на вопросы педагога. |