Использование цифровой лаборатории при решении экспериментальных контекстных задач по физике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 04.04.2022

Статья просмотрена: 334 раза

Библиографическое описание:

Левицкая, Е. В. Использование цифровой лаборатории при решении экспериментальных контекстных задач по физике / Е. В. Левицкая, И. В. Орлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90008/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье представлена информация о возможностях технологии контекстного обучения в школьном курсе физики. Рассмотрен специфический вид физических задач — контекстные экспериментальные задачи с использованием цифровой лаборатории. Широкий выбор мультидатчиков и удобное программное обеспечение помогут в реализации различных задач, стоящих перед преподавателем и учениками.

Ключевые слова: контекстное обучение, цифровая лаборатория, мультидатчики, практико-ориентированные задачи.

Одним из важнейших средств реализации компетентностного подхода в обучении физике является контекстное обучение. А контекстные задачи — средство применения компетентностного подхода к оценке качества образования.

Контекстное обучение по Вербицкому А. А. — это обучение, в котором с помощью всей системы форм, методов и средств моделируется общекультурное, духовное, интеллектуальное, предметно-практическое и социальное содержание жизни и деятельности человека, осуществляется трансформация учебно- познавательной деятельности школьника в социально-практическую в процессе формирования и развития системы его ключевых компетенций. [4]

Контекстная экспериментальная задача понимается как физическая задача, в которой представлена природная, социально-культурная или производственно-техническая ситуация, активизирующая деятельность учащегося по проведению исследования физического процесса или явления. Контекстная задача, оставаясь по своей сути предметной, выходит в сферу различных видов общечеловеческой жизнедеятельности — практико-преобразовательной, научно- познавательной, ценностно- ориентационной, коммуникационной и художественной, в каждой из которых человек в той или иной степени сталкивается с физическими задачами. [1]

Экспериментальные задачи в контексте практико-преобразовательной деятельности человека описывают ситуации, связанные с различными видами производства, техники, предметами и орудиями труда, материалами и технологиями, эргономикой и характеристиками деятельности человека и требуют проектирования моделей, схем, установок, отражающих специфику данной деятельности.

Контекстные задачи содержат несколько вопросов. Уровень 1 — базовый, задания уровня 2 — более сложные. В зависимости от сложности задания используются разные формы оценивания. За каждое правильно выполненное задание уровня 1–1 балл, уровня 2–2 балла. Если ученик выполнил 80 % от максимальной суммы баллов, он получает оценку «5»; от 60 % до 80 % — «4»; от 40 % до 60 % — «3». [2]

Новое поколение естественно — научных цифровых лабораторий позволяет организовать физический эксперимент на принципиально новом уровне, перейти к элементам научного исследования, от качественной оценки наблюдаемых явлений к системному анализу количественных характеристик.

Опыт работы показывает, что использование цифровой лаборатории при выполнении контекстных экспериментальных задач позволяет: сократить время выполнения экспериментальных работ, повышает качество измерений, избавляет учителей и учащихся от рутинной работы построения графиков по точкам и тем самым способствует повышению эффективности обучения.

Пример экспериментальной контекстной задачи с использованием цифровой лаборатории Releon :

Экспериментальное задание: определить температуру плавления и кристаллизации парафина.

Оборудование и материалы: компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Releon, мультидатчик ФИЗ 5, температурный щуп, пробирка с парафином, пробиркодержатель, стакан с горячей водой (около 80 °С) объёмом 150–200 мл.

Инструкция по выполнению:

  1. Изучите основные сведения.
  2. Подготовьте таблицу для записи результатов измерений.

Время, t,мин

00

11

23

34

45

56

67

78

89

110

111

112

113

Температура t, °C

  1. Опустите в стакан с горячей водой (около 80 °С) пробирку с парафином и наблюдайте за тем, как он плавится.
  2. После того как парафин полностью расплавится, перенесите пробирку в стакан, в котором налито около 150 мл холодной воды. Опустите в расплавленный парафин (в его середину) температурный шуп, предварительно подключив его к мульдатчику ФИЗ 5 и запустив программное обеспечение Releon. Важно! Температурный щуп не должен касаться стенок пробирки. Во время опыта пробирка с парафином должна находиться в покое.
  3. С момента, когда температура парафина начнёт понижаться, с интервалом в 1 мин (временной интервал следует выставить в программе) снимайте показания датчика траектории.
  4. Продолжая снимать показания датчика температуры, пронаблюдайте этап перехода парафина из жидкого в твёрдое состояние.
  5. При охлаждении парафина до 50–45 ºС прекратите измерения. По экспериментальным данным проанализируйте полученный график зависимости температуры t от времени T.
  6. По графику определите температуру кристаллизации парафина.
  7. Сформулируйте выводы. [3]

Первый вопрос:

В пробирке находится расплавленный парафин. Какую форму примет его поверхность при затвердевании? Проверить опытом, объяснить.

Выберите правильный ответ:

А. Форму шара

Б. Тело неправильной формы

В. Форму пробирке

Г. В жидком виде парафин не имеет форму

Второй вопрос:

Парафин — кристаллическое или аморфное тело? Выберите все правильные утверждения:

А. Парафин имеет определенную температуру плавления и кристаллизации

Б. Парафин имеет кристаллическую форму

В. Парафин обладает лечебным действием

Г. Из парафина можно сделать посуду

Третий вопрос:

Объясните характер поведения молекул вещества на каждом участке состояния парафина по графику зависимости температуры t 0 от времени t.

Построение учебного процесса в школе на основе контекстного подхода к изучению физике находит отражение в социальной практике, а следовательно, проявляется через систему компетенций учащихся в понимании и оценке явлений окружающего мира. Для эффективности этого процесса следует выполнять ряд требований: обеспечивать содержательно — контекстное отражение природных, социально-культурных или производственно- технических процессов в деятельности учащихся при изучении физики; организовывать процесс изучения физики на основе экспериментального метода исследования явлений окружающего мира; использовать контекстные экспериментальные задачи по физике как средство формирований компетенций учащихся.

Реализация данных требований, дает возможность проектировать целостный учебный процесс по физике на основе решения контекстных экспериментальных задач, что в свою очередь позволяет повысить интерес к изучению предмета, мотивировать процесс познания сущности физических законов и явлений, их проявления в повседневной жизни, и как следствие этого — сформировать функциональную грамотность учащихся, то есть освоить систему компетенций [1].

Литература:

  1. Данильчук В. И. Контекстные экспериментальные задачи по физике как средство формирования компетенций учащихся. [Текст] / В. И. Данильчук, Е. В. Донскова, Т. В. Клеветова // Наука и школа. — 2013. — № 2. — с. 99–104.
  2. Контекстные задачи по физике Федосова Наталья Григорьевна.- URL: https://urok.1sept.ru/articles/661616 (дата обращения: 25.01.2022).
  3. Лозовенко, С. В., Трушина, Т. А. Реализация образовательных программ по физике из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, с использованием оборудования детского технопарка «Школьный Кванториум»: Методическое пособие /С. В. Лозовенко,Т. А. Трушина: Центр естественно-научного и математического образования
  4. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б., Неудахина Н. А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (Часть 2)URL:http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch1/glava_1_1.html (дата обращения: 25.01.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): задача, контекстное обучение, цифровая лаборатория, парафин, горячая вода, окружающий мир, пробирка, расплавленный парафин, температура плавления, температурный щуп.


Похожие статьи

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Применение систем компьютерной алгебры для визуализации математических объектов и их преобразований на уроках математики

В статье авторы рассматривают возможность применения современных средств динамической визуализации на уроках математики при когнитивно-визуальном подходе к обучению. Описывается опыт применения когнитивно-визуального подхода при изучении математики в...

Исследование технологии дополненной реальности для использования на уроках геометрии

В статье показаны возможности технологии дополненной реальности, которые позволяют интегрировать ее в образовательную и в проектную деятельность. Целью представленной работы является исследование технологии дополненной реальности для применения в под...

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...

Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена изучению особенностей построения образовательных занятий на основе технологии QR-код. В статье рассматривается основные алгоритмы работы и особенности построения занятий при помощи технологии QR-код для в современной теоретико-методи...

Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и трудности при подготовке будущих выпускников при обучении чтению на уроках английского языка и правильному использованию новых информационных технологий.

Инновационные технологии и инструменты компьютерного моделирования в обучении информатике в школе

В данной статье будет рассмотрено применение инновационных технологий и инструментов компьютерного моделирования на уроках информатики в школе. Будут представлены примеры использования данных технологий, а также проведена оценка их преимуществ и недо...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Один из способов реализации компетентностного подхода к обучению геометрии в школе

В статье рассматриваются возможности реализации компетентностного подхода на уроках геометрии. Представлены теоретические аспекты и способы их реализации с использованием информационных технологий.

Похожие статьи

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Применение систем компьютерной алгебры для визуализации математических объектов и их преобразований на уроках математики

В статье авторы рассматривают возможность применения современных средств динамической визуализации на уроках математики при когнитивно-визуальном подходе к обучению. Описывается опыт применения когнитивно-визуального подхода при изучении математики в...

Исследование технологии дополненной реальности для использования на уроках геометрии

В статье показаны возможности технологии дополненной реальности, которые позволяют интегрировать ее в образовательную и в проектную деятельность. Целью представленной работы является исследование технологии дополненной реальности для применения в под...

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...

Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена изучению особенностей построения образовательных занятий на основе технологии QR-код. В статье рассматривается основные алгоритмы работы и особенности построения занятий при помощи технологии QR-код для в современной теоретико-методи...

Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и трудности при подготовке будущих выпускников при обучении чтению на уроках английского языка и правильному использованию новых информационных технологий.

Инновационные технологии и инструменты компьютерного моделирования в обучении информатике в школе

В данной статье будет рассмотрено применение инновационных технологий и инструментов компьютерного моделирования на уроках информатики в школе. Будут представлены примеры использования данных технологий, а также проведена оценка их преимуществ и недо...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Один из способов реализации компетентностного подхода к обучению геометрии в школе

В статье рассматриваются возможности реализации компетентностного подхода на уроках геометрии. Представлены теоретические аспекты и способы их реализации с использованием информационных технологий.

Задать вопрос